№2-137/2012 о взыскании социального пособия на погребение



Дело № 2-137/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 июля 2012 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Писаревой Н.В., при секретаре Шутовой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноперовой А.Ф. к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Майнскому району о праве на выплату социального пособия на погребение и материальной помощи,

У С Т А Н О В И Л:

Красноперова А.Ф. обратилась в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Майнскому району (далее УМТ и СР по Майнскому району) о назначении и выплате социального пособия на погребение, материальной помощи. В обоснование иска указала, что 1 июня 2012 года умер ее сын Б. А.Н.. На погребение сына ей были затрачены денежные средства в сумме 17 125 рублей. Ответчик отказал ей в выплате указанной суммы. Просит взыскать с УМТ и СР пособие на погребение в размере 17125 рублей и материальную помощь. В подтверждение истица представила накладную от 2 июня 2012 года на сумму 17125 рублей, справку о смерти, свидетельство о смерти, справку № 1994 от 6 июня 2012 года.

В судебном заседании Красноперова А.Ф. заявленные требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что 1 июня 2012 года умер ее сын – Б.А.Н.. Сын при жизни не работал, постоянно проживал на территории муниципального образования «Игнатовское городское поселение», имел регистрацию в ***. 6 июня 2012 года решением УМТ и СР по Майнскому району ей отказано в назначении и выплате пособия по погребению и материальной помощи на погребение из-за отсутствия документов, подтверждающих, что Б.А.Н. не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, был зарегистрированным на территории Ульяновской области и безработным на момент смерти. Считает отказ необоснованным, просит взыскать с ответчика 17125 рублей.

Представитель ответчика - УМТ и СР по Майнскому району Максимов Д.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что Красноперова А.Ф. не имеет права на получение государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение и по назначению и выплате единовременной материальной помощи на погребение на умершего Б.А.Н. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на 2012 год установлено социальное пособие на погребение в размере 4515 рублей 60 копеек. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения, на основании справки о смерти органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Согласно Административному регламенту Министерства труда и социального развития Ульяновской области по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение для получения указанной услуги заявитель должен представить в УМТ и СР паспорт гражданина Российской Федерации, заявление о предоставлении услуги, справку о смерти, платежные документы, подтверждающие произведенные затраты, документ, подтверждающий, что умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Красноперова А.Ф. не представила указанные документы, в связи с чем, ей отказано в назначении и выплате социального пособия на погребение и материальной помощи. Просит в иске Красноперовой А.Ф. отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координации вопросов по социальной защите, включая социальное обеспечение.

Согласно части 5 статья 76 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 29.02.2012) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ред. от 21.11.2011) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Из содержания статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» следует, что выплата социального пособия на погребение в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, производится органом социальной защиты населения в день обращения на основании справки о смерти без предоставления каких-либо документов, подтверждающих прижизненный статус умершего.

Подпунктом «д» пункта 2.6 Административного регламента Министерства труда и социального развития Ульяновской области по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение, предусмотрено, что выплата социального пособия на погребение лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, возможна только при условии представления гражданином в УМТ и СР документа, подтверждающего, что умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.

Данная правовая норма Административного регламента Министерства труда и социального развития Ульяновской области по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение противоречит требованиям статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», поскольку устанавливает дополнительную, не предусмотренную действующим федеральным законодательством, обязанность граждан по представлению документа, подтверждающего, что умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.

Кроме того, подпункт «д» пункта 2.6 Административного регламента Министерства труда и социального развития Ульяновской области по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение не отвечает принципу определенности, так как не содержит сведений о названии документа, органах или организациях, наделенных полномочиями по выдаче этого документа, способах и порядке его получения гражданами.

Из свидетельства о смерти *** *** от 5 июня 2012 года следует, что Б.А.Н., *** года рождения, умер 1 июня 2012 года.

Согласно заявлению *** от 6 июня 2012 года Красноперова А.Ф. обратилась в УМТ и СР Ульяновской области по Майнскому району о выплате пособия на погребение, представила заявление, справку о смерти, накладную о произведенных затратах, справку о постоянном проживании Б.А.Н. на территории Ульяновской области, копию паспорта.

Решением от 6 июня 2012 года УМТ и СР по Майнскому району Красноперовой А.Ф. отказано в выплате пособия на погребение из-за отсутствия документа, подтверждающего, что ее сын - Б.А.Н. не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.

В силу вышеприведенных норм действующего законодательства данный отказ суд считает незаконным.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 05.09.2008 года № 379-П «Об оказании единовременной материальной помощи на погребение» (ред. от 11.11.2009), граждане, взявшие на себя обязанность по осуществлению погребения, представляют в территориальный орган Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по месту жительства заявление с предъявлением паспорта, свидетельство о смерти, документы, подтверждающие факт того, что умерший на день смерти не работал, документ, подтверждающий факт регистрации умершего на дату смерти на территории Ульяновской области.

Из решения УМТ и СР по Майнскому району от 6 июня 2012 года следует, что Красноперовой А.Ф. отказано в выплате единовременной материальной помощи на погребение из-за отсутствия документов, подтверждающих факт регистрации Б.А.Н. на территории Ульяновской области и факт его безработицы.

Согласно справке Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения Майнского района от 19 июля 2012 года Б.А.Н. на учете в службе занятости населения не состоял.

Из справки ТП УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе видно, что Б.А.Н. зарегистрирован по адресу: ***, ***.*** с 9 декабря 1999 года по настоящее время.

С учетом представленных истицей документов суд приходит к выводу, что Красноперова А.Ф. имеет право на получение социального пособия на погребение и единовременной материальной помощи на погребение.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на 2012 год установлено социальное пособие на погребение в размере 4515 рублей 60 копеек.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 05.09.2008 года № 379-П «Об оказании единовременной материальной помощи на погребение» (ред. от 11.11.2009) на территории Ульяновской области установлена единовременная материальная помощь на погребение в размере 1000 рублей.

Указанные суммы подлежат взысканию в пользу истицы. Оснований для взыскания с ответчика 17125 рублей не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Красноперовой А.Ф. удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Майнскому району в пользу Красноперовой А.Ф. 5515 рублей 60 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд Ульяновской области.

Судья Н.В. Писарева

Решение 21.08.2012г. вступило в законную силу