дело № 2-144/2012 о приз. безд. незакон. и понужд. ликвид. несанкционир. свалки



Дело № 2-144/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2012 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Писаревой Н.В., при секретаре Шутовой Е.Г., с участием заместителя прокурора Шундиковой О.А., представителя ответчика Артамоновой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области о признании незаконными бездействий в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, обязании ликвидировать несанкционированные свалки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Майнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Тагайское сельское поселение» о признании незаконными бездействий в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, обязании ликвидировать несанкционированные свалки. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной прокуратурой Майнского района Ульяновской области, установлено, что на территории муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района допускаются нарушения требований природоохранного законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.08.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 5 ст.12 Федерального закона от 24.08.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных пород.

Согласно пункту 1.13 СП № 4690-88 от 05.08.1988 года «Содержание территорий населенных мест» вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается.

В ходе проверки установлено, что в с. Уржумское, ул. Школьная, д.28-30 (придомовая территория), с. Тагай (1 км дороги с. Тагай - с. Старые Маклауши), организованы несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора.

Согласно Уставу муниципального образования «Тагайское сельское поселение» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является администрация муниципального образования.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.08.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Неисполнение администрацией муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района установленных законодательством обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В судебном заседании заместитель прокурора Майнского района Ульяновской области Шундикова О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила признать незаконными бездействия администрации муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, расположенной в с. Уржумское, ул. Школьная, д.28-30 (придомовая территория), с. Тагай (1 км дороги с. Тагай - с. Старые Маклауши), и обязать ликвидировать указанные несанкционированные свалки в срок до 1 сентября 2012 года.

Представитель ответчика – Артамонова А.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района, ст. 8 Федерального закона от 24.08.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Решением Совета депутатов Тагайского сельского поселения от 02.06.2008 № 50/25 утвержден Порядок сбора отходов на территории муниципального образования «Тагайское сельское поселение». Вывоз бытовых отходов на территории поселения осуществляется путем заключения собственниками индивидуальных жилых домов договоров (индивидуальных или коллективных) на вывоз отходов со специализированной организацией. Решением Совета депутатов Тагайского сельского поселения от 29.03.2012 № 43/15 утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования «Тагайское сельское поселение». В соответствии с п.8.18 указанных Правил сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется на основании договоров, заключенных гражданами со специализированными организациями. Пунктом 8.3 Правил запрещено на территории муниципального образования накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах. В соответствии с вышеуказанными Правилами лица, разместившие отходы и мусор в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости – проводить рекультивацию земельного участка. ТСЖ «Уржумское» создано 25.02.2008 г. общим собранием собственников помещений многоквартирных домов по ул. Школьной д. 28-30 в с. Уржумское Майнского района Ульяновской области. За весь период своей деятельности ТСЖ «Уржумское» договор на вывоз отходов не заключало. Неоднократно проводились собрания граждан, где предлагалось организовать централизованный вывоз мусора и бытовых отходов, с установкой контейнеров для сбора мусора, и заключить договор со специализированной организацией, имеющей лицензию (ОАО «Майнское АТП»). ТСЖ «Уржумское» договор на удаление отходов не заключило, что и привело к складированию отходов на придомовой территории. Администрация муниципального образования «Тагайское сельское поселение» не может обязать граждан заключить договор с кем-либо. Администрация муниципального образования «Тагайское сельское поселение» неоднократно разъясняла гражданам необходимость заключения договора на удаление мусора. Таким образом, представитель ответчика считает, что складирование мусора образовалось по вине ТСЖ «Уржумское», отказавшееся заключать договора на вывоз отходов и мусора. Территория, на которой расположена свалка с. Тагай (1 км дороги с. Тагай - с. Старые Маклауши), относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, тем самым собственником данного земельного участка является муниципальное образование «Майнский район». Свалка не находится в собственности поселения, и обязанности по ее ликвидации должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Майнский район». С учетом вышеизложенного, требования прокурора Майнского района Ульяновской области считают необоснованными и просят в иске отказать.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 18 и 19 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора.

В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Согласно Уставу муниципальное образование «Тагайское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области является муниципальным образованием в соответствии с Законом Ульяновской области.

Полномочия муниципального образования «Тагайское сельское поселение» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, установлены статьей 34 Устава муниципального образования «Тагайское сельское поселение».

По делу установлено, что при проведении проверки 18 июня 2012 года прокуратурой Майнского района Ульяновской области в с. Уржумское, ул. Школьная, д.28-30 (придомовая территория), с. Тагай (1 км дороги с. Тагай - с. Старые Маклауши), зафиксированы несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора

Факт наличия указанных свалок представителем ответчика не оспаривается.

Несмотря на прямое указание закона, администрация муниципального образования «Тагайское сельское поселение» не приняло должных мер по выполнению возложенных на нее обязанностей по обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки и охраны окружающей среды на территории муниципального образования.

Доводы представителя ответчика о необоснованном возложении на администрацию муниципального образования «Тагайское сельское поселение» обязанности по организации ликвидации свалок, расположенных в с. Уржумское, ул. Школьная, д.28-30 (придомовая территория), с. Тагай (1 км дороги с. Тагай - с. Старые Маклауши), несостоятельны.

Как указано выше, несанкционированные свалки образовались по причине ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в связи с чем, обязанность по их устранению суд возлагает на администрацию муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, расположенной в с. Уржумское, ул. Школьная, д.28-30 (придомовая территория), с. Тагай (1 км дороги с. Тагай - с. Старые Маклауши).

Обязать администрацию муниципального образования «Тагайское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные в с. Уржумское, ул. Школьная, д.28-30 (придомовая территория), с. Тагай (1 км дороги с. Тагай - с. Старые Маклауши), в срок до 1 сентября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд в течение месяца через Майнский районный суд Ульяновской области.

Судья Н.В. Писарева

Решение 28.08.2012г. вступило в законную силу