дело № 2-158/2012 о понуждении ликвид. несанкцион. свалку



Дело №2-158/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2012 года р.п.Майна Майнский районный суд Ульяновской области в составе

Председательствующего судьи Живодеровой В.В.

При секретаре Стожаровой Ю.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области к муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в овраге р.п. Игнатовка

УСТАНОВИЛ:

Комитет по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области обратился в суд с иском к муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Игнатовское городское поселение», об организации ликвидации несанкционированной свалки, указывая, что согласно ч.2 ст.65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор включает в себя, в том числе, и государственный надзор в области обращения с отходами. Согласно п.1.1 раздела 1 Положения о Комитете по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2008 года №4/69-П, указанный Комитет является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, созданным для реализации мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности в сфере охраны окружающей среды. Согласно п.2.7 Комитет осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Согласно акту фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 21.06.2012 года №15-05/12 при проведении обследования оврага в рамках выездного совещания по вопросу ликвидации оврага на ул.Кооперативной в р.п. Игнатовка Майнского района Ульяновской области обнаружено, что в вершине оврага между улицами Кооперативной и Буденного в р.п. Игнатовка размещена свалка бытового мусора (пластик, бумага, очистки, обрез деревьев, бытовая техника и т.д.), размер свалки 10 х 3,5 м, толщина слоя отходов около 3х метров, объем сброшенных отходов около 1000 куб.м. В засушливые периоды года существует угроза возгорания мусора. Площадки для сбора мусора рядом либо в пределах доступности не имеется. Две свалки, но значительно меньших размеров, расположены по обоим бортам в средней части оврага: со стороны ул. Кооперативной размерами 5 х7 метров, объем отходов около 50 куб.м; со стороны ул.Будённого размером 5 х5 метров, объем отходов около 25 куб.м.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 года №786, отходы из жилищ несортированные, а также их смесь с грунтом и древесной обрезью, относятся к 4 классу опасности для окружающей среды и к размещению в населенных пунктах не допускается.

В соответствии с ч.1 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной отчистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч.1 ст.8 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч.5 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение объектов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Несоблюдение законодательства об отходах влечет возникновение чрезвычайных ситуаций, создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде. На основании изложенного истец просит обязать администрацию МО «Игнатовское городское поселение» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенного в центре поселка Игнатовка Майнского района Ульяновской области между улицами Кооперативная и Буденного на участке от ул.Советская до ул. Степана Разина.

Представитель истца, Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области, в судебное заседание не прибыл, письменным заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика, муниципального учреждения Администрации МО «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, Долбнин А.А., исковые требования признал частично и пояснил, что нарушения, указанные в исковом заявлении частично имеются, свалки, указанные в исковом заявлении, действительно расположены в указанных местах, однако, на территории МО «Игнатовское городское поселение» решением Совета депутатов МО «Игнатовское городское поселение» №45/13 от 13.04.2012 года были приняты правила благоустройства территорий МО «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, согласно которым на территории поселения запрещено размещать отходы и мусор в несанкционированных местах, ответственность за размещение отходов и обязанности по его уборке несут граждане, его разместившие. На территории р.п. Игнатовка силами ОАО «Майнское АТП» при помощи администрации организован сбор и вывоз отходов бестарным способом, но жители улиц, расположенных вблизи оврага в большинстве своем отказываются заключать договоры на вывоз мусора, а отсутствие практики и изменения в действующем законодательстве затрудняют привлечение нарушителей к ответственности. Кроме того, ликвидация свалки из оврага может повлечь за собой социальную напряженность в связи с тем, что работы по ликвидации свалки могут повлечь оползневые явления в овраге и разрушить дома граждан.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной отчистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иным нормативными правилами, актами Российской Федерации.

Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального образования «Игнатовское городское поселение» относится организация сбора и ввоза бытовых отходов и мусора.

В нарушение указанных требований закона Администрацией МО «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области надлежащий сбор и вывоз отходов с территории р.п. Игнатовка не организован, что подтверждается наличием на территории поселка нескольких несанкционированных свалок, расположенных в центре поселка Игнатовка Майнского района Ульяновской области между улицами Кооперативная и Буденного на участке от ул.Советская до ул. Степана Разина.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: актом №15-05/12 от 21 июня 2012 года фиксации нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, составленным Комитетом по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области, и фотоснимками, являющимися приложением к указанному акту. Наличие свалок в овраге, расположенном в центре поселка Игнатовка Майнского района Ульяновской области между улицами Кооперативная и Буденного на участке от ул.Советская до ул. Степана Разина не оспаривается представителем ответчика.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Общеизвестно, что не утилизированные бытовые отходы и мусор разносятся ветром, животными по местности, что приводит к захламлению поселения. Кроме того, свалки являются местом обитания бродячих животных. Указанные обстоятельства могут привести к обострению санитарно-эпидемиологической обстановки в р.п. Игнатовка.

Неисполнение администрацией МО «Игнатовское городское поселение» требований, установленных законодательством по организации сбора, вывоза твердых бытовых отходов и мусора нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем.

По данному делу и истец, и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в силу норм Налогового кодекса РФ.

Таким образом, исковые требования Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок, расположенных в центре поселка Игнатовка Майнского района Ульяновской области между улицами Кооперативная и Буденного на участке от ул.Советская до ул. Степана Разина.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья В.В.Живодерова

Решение вступило в законную силу 28.08.2012г.

Судья В.В.Живодерова