о признании бездействия незаконным и обязании организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов



№ 2-627/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с. Майма

Майминский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего Усольцевой Е.В.,

при секретаре Окчиновой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майминского района Республики Алтай к администрации МО «Майминский район», администрации МО «... сельское поселение» о признании бездействия незаконным и обязании организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Майминского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Майминский район», администрации МО «... сельское поселение» о признании бездействия незаконным и обязании организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. В обоснование иска сослался на то, что прокуратурой были выявлены нарушения в части ненадлежащего исполнения санитарных требований, так как полигон твердых бытовых отходов (ТБО) в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН эксплуатируется с нарушением санитарных требований: не проводится учет поступающих отходов и контроль за распределением отходов, утилизация отходов осуществляется бессистемно, рабочие карты не определены, уплотнение слоев ТБО проводится нерегулярно, промежуточная изоляция уплотненных слоев ТБО грунтом не проводится, отсутствует ограждение по периметру, на территории ТБО не оборудована хозяйственная зона. Таким образом, в нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения сбор, вывоз (относится к вопросам местного значения поселения), утилизация и переработка (относится к вопросам местного значения муниципального района) отходов на территории ... сельского поселения надлежащим образом не организованы. Ненадлежащее исполнение ответчиками данных обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду. В связи с изложенным, прокурор Майминского района просит, признать бездействия администрации ... сельского поселения по организации сбора, вывоза, а администрации МО «Майминский район» по организации утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах ... сельского поселения незаконным, обязать администрацию ... сельского поселения организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов в границах ... сельского поселения, а администрацию МО «Майминский район» организацию утилизации и переработки вышеуказанных отходов.

Определением суда от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлеченыМУП «...», администрация Майминского муниципального образования.

Представитель истца Зырянова О.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «... сельское поселение» Толегенов Е.А., действующий на основании доверенности в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка о вручении судебной повестки. В судебных заседаниях ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА требования в части ... сельского поселения не признал и пояснил, что свалка, о которой идет речь не является полигоном твердых бытовых отходов, а образовалась на протяжении 15 лет в границах поселения. Требования не признают, поскольку отсутствуют денежные средства на вывоз данного мусора. По сбору мусора требования признают, им из администрации МО «Майминский район» для этих целей была передана в конце ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА мусоровозка. Договора с МУП «...» заключать не желают, поскольку везти мусор на свалку АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН им далеко, планируют заключить договора со Спецавтохозяйством АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Представитель ответчика администрации МО «Майминский район» Романова М.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании требования в частиадминистрации МО «... сельское поселение» признала, в части администрации района не признала и пояснила, что согласно соглашений ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА администрация района передала часть своих полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрации ... сельского поселения, не профинансировав данные соглашения. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА данные полномочия были переданы администрацией района администрации Майминского муниципального образования, однако финансирование по данному соглашению также со стороны администрации района не было. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между администрацией района и администрацией Майминского поселения было заключено соглашение о перечислении последней субсидии на мероприятия, предусмотренные программой «Отходы», а именно реконструкцию существующей свалки в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Считают, что данным соглашением они выполнили переданную часть своих полномочий Майминскому поселению по организации утилизации и переработки отходов, выразившуюся в надлежащем содержании полигона в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Полагает, что ... сельское поселение в свою очередь должны заключать договора на сбор и вывоз мусора с МУП «...» на свалку АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МУП «...» ФИО1, действующая на основании доверенности в судебном заседании заявленные требования просила удовлетворить, пояснила, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА администрация Майминского поселения по соглашению передала им полномочия по организации утилизации и переработки бытовых отходов, однако финансирования с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по настоящее время на данные цели не поступало. Ранее ими ... сельскому поселению оказывались услуги по вывозу мусора, которые последними оплачивались.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Майминского муниципального образования ФИО2, действующая на основании доверенности в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что согласно Закона РА от 13 января 2005 года в ... сельское поселение входят села Майма, Подгорное, поселки Дубровка, Карлушка, Рыбалка. Согласно заключенному соглашению от 10 августа 2009 года администрация района передала Майминскому поселению часть своих полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО по селам и поселкам входящим в ... поселение. ... поселение является самостоятельным поселением с входящими в его состав селами и ... поселение в рамках заключенного соглашения не должно выполнять переданные полномочия по ... поселению. Кроме того, по данному соглашению не было финансирование со стороны администрации района. Соглашение от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА было заключено в рамках целевой программы «Отходы» и финансирование поселению администрацией района было произведено на реконструкцию существующей свалки в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а не на переданные полномочия по организации утилизации и переработки отходов. Считает, что администрация района ненадлежащим образом выполняет свои полномочия по организации утилизации и переработки отходов.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд считает исковые требования подлежащие удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно акта проверки от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на территории в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН выше дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН была организована несанкционированная свалка мусора. Мусор вывезен не в полном объеме, захоронения произведено на месте, укрытием слоем грунта. Полигон твердых бытовых отходов эксплуатируется с нарушением санитарных требований СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: в нарушение п. 2.3. учет поступающих отходов и контроль за их распределением в работающей части полигона не проводится; в нарушение п. 5.1. утилизация отходов осуществляется бессистемно, рабочие карты не определены, уплотнение слоев ТБО проводится нерегулярно, промежуточная изоляция уплотненных слоев ТБО грунтом не проводится; в нарушение п. 4.4. по периметру всей территории полигона ТБО отсутствует ограждение; в нарушение п. 5.3. переносные сетчатые ограждения ближе к месту разгрузки и складирования не применяются, в результате мусор ветром разносится по прилегающей территории. Кроме того, подъездные пути от мусора своевременно не очищаются, захламлены мусором, не оборудована хозяйственная зона, программа производственного контроля не разработана, производственный контроль за состоянием почвы, грунтовых вод и поверхностных водоемов, атмосферного воздуха не проводится.

Согласно п. 17 ст. 4 Устава МО «... сельское поселение» АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, принятого решением 8-й сессии второго созыва сельского Совета депутатов ... сельского поселения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к вопросам местного значения ... сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из акта о приемке-передаче объекта основных средств от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА следует, что администрация МО «Майминский район» передала администрации МО «... сельское поселение» мусоровоз КО-440-3.

В соответствии п. 18ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся:организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании установлено, что администрацией МО «... сельское поселение» фактически ее обязанность по организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах ... сельского поселения не осуществляется, хотя данный вопрос относится к его компетенции, в связи с чем требования прокурора Майминского района о признании бездействия администрации МО «... сельского поселения» незаконным, обязании организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов в границах ... сельского поселения подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 8 Устава МО «Майминский район» АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, принятого Советом депутатов Майминского района ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА решение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к вопросам местного значения Майминского района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии п. 14ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно соглашению о передаче части своих полномочий МО «Майминский район» по обеспечению и функционированию органов в сфере организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов МО «... сельское поселение» от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА МО «Майминский район» передал МО «... сельское поселение» осуществление полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, для чего обязался перечислить финансовые средства в виде субвенций из бюджета Майминского Муниципального образования на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в размере, предусмотренном в бюджете соответствующего финансового года.

Дополнительным соглашением к нему от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА МО «Майминский район» обязалось перечислить для осуществления переданных МО «... сельское поселение» полномочий в виде субвенций из бюджета МО «Майминский район» на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА финансовые средства в размере .. рублей.

Из пояснений представителей ответчиков МО «Майминский район», МО «... сельское поселение», данных в судебном заседании следует, что данные субвенции на осуществление полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не перечислялись.

Согласно соглашению между органами местного самоуправления муниципального района местного самоуправления поселения о передаче осуществления части полномочий от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА администрация МО «Майминский район» передала администрации Майминского муниципального образования осуществление части полномочий по вопросу организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО, для чего обязалась перечислить финансовые средства в виде субвенций.

Соглашением между органом местного самоуправления поселения и МУП «...» о передаче осуществления части полномочий от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА администрация Майминского муниципального образования передала МУП «...» осуществление части полномочий по вопросу организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Распоряжением НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА администрация Майминского муниципального образования передала МУП «...» полномочия по организации деятельности по вопросам утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на полигоне твердых бытовых отходов в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Из вышесказанного следует, что передача полномочий обязательно должна сопровождаться передачей необходимых для их осуществления финансовых ресурсов, что как установлено в судебном заседании администрацией МО «Майминский район» сделано не было.

Решением 16-й сессии 1-го созыва АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН совета депутатов от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (с учетом решения 4-й очередной сессии 2-го созыва от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) утверждена целевая программа «Отходы» на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, из приложения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к которому следует, что за счет местного бюджета предусмотрено финансирование на строительство, реконструкцию, обустройство объектов размещения отходов.

Согласно платежному поручению НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Управление финансов администрации МО «Майминский район» перечислило .. рублей администрации Майминского муниципального образования в качестве субсидии на РЦП «Отходы».

По соглашению о перечислении субсидии бюджету МО «... сельское поселение» на мероприятия, предусмотренные республиканской целевой программой «Отходы (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА-ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА)» на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА администрация района перечисляет субсидии из бюджета МО «Майминский район» в сумме .. рублей, поступивших из бюджета АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а также собственных средств в сумме .. рублей бюджету МО «... сельское поселение» на реконструкцию существующей свалки в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

В соответствии с приложением к решению АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Совета депутатов «О бюджете МО «Майминский район» на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и на плановый период ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА годов» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на целевую программу «Отходы» на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года (софинансирование РЦП «Отходы» (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА годы) заложено .. рублей.

Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что администрация МО «Майминский район» не выполняет относящиеся к ее ведению вопросы по организации утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах ... сельского поселения.

Доводы представителя ответчика администрации МО «Майминский район» о том, что данные полномочия были переданы ответчиком ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА администрации Майминского муниципального образования суд считает необоснованными, поскольку в судебном заседании установлено, что денежные средства в виде субвенций на осуществление данных полномочий в бюджет не закладывались, соответственно администрации поселения не перечислялись, что и было подтверждено в судебном заседании представителями администрации района и ... сельского поселения.

Также суд признает и необоснованными доводы представителя ответчика МО «Майминский район» о том, что денежные средства на строительство и реконструкцию полигона твердых бытовых отходов в размере .. рублей переданные администрации Майминского муниципального образования по соглашению от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА являются доказательством выполнения ответчиком ее обязательства по организации утилизации и переработки отходов в границах ... сельского поселения, поскольку данные средства были заложены на осуществление целевой программы «Отходы» на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, средства же на организацию утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов в бюджет АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА не закладывались.

Кроме того, суд признает обоснованными ссылки представителя ... сельского поселения о том, что по соглашению от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА администрацией района были переданы часть полномочий по организации утилизации и переработки отходов по Майминскому муниципальному образованию, речи о Кызыл-Озекском сельском поселении в нем не велось.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией МО «Майминский район» фактически ее обязанность по организации утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах ... сельского поселения не осуществляется, хотя данный вопрос относится к ее компетенции, в связи с чем требования прокурора АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в части администрации МО «Майминский район» подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Майминского района Республики Алтай удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие администрации МО «... сельское поселение» по организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах ... сельского поселения незаконным.

Обязать администрацию МО «... сельское поселение» организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов в границах ... сельского поселения.

Признать бездействие администрации МО «Майминский район» по организации утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах ... сельского поселения незаконным.

Обязать администрацию МО «Майминский район» организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах ... сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Майминский районный суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Усольцева

Мотивированное решение изготовлено ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.