о признании незаконным бездействия, понуждении оборудовать школу медицинским пунктом



Дело № 2-54/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> село Майма

Майминский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Бируля С.В.

при секретаре Казандыковой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майминского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Майминский район», муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия, понуждении оборудовать школу медицинским пунктом,

установил:

Прокурор Майминского района Республики Алтай обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Майминский район», муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия по оборудованию МОУ «<данные изъяты> СОШ» медицинским пунктом в соответствии с требованиями санитарных правил и понуждении МОУ «<данные изъяты> СОШ», а при недостаточности денежных средств учреждения администрацию МО «Майминский район» оборудовать МОУ «<данные изъяты> СОШ» медицинским пунктом в соответствии с п. 2.3.22 СаНПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», указывая, что в нарушение требований закона Кызыл - Озекская СОШ не оборудована медицинским пунктом, что нарушает права обучающихся на получение надлежащей и своевременной медицинской помощи.

В судебном заседании прокурор на иске настаивал, пояснил, что оборудование <данные изъяты> СОШ медицинским пунктом должно заключаться в предоставлении помещений под медицинский пункт и оборудование его в соответствии с Приложением № 1 к СанПин 2.4.2.1178-02.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Майминский район» иск не признала, указывая на то, что <данные изъяты> СОШ создала необходимые условия для обслуживания учащихся, а прокурор не доказал наличие нарушения прав учащихся на получение медицинской помощи, так же указала на отсутствие у школы возможности выделения помещений под медицинский пункт.

Представитель ответчика МОУ «<данные изъяты> СОШ» иск не признала в виду отсутствия у школы возможности выделения помещений под медицинский пункт.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Пунктом 4 статьи 51 упомянутого Закона определено, что медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

В соответствии с пунктом 23 Типового положения об образовательном учреждении, утвержденного постановление Правительства РФ от 13 марта 2001 года № 196, медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно - профилактических мероприятий, соблюдение санитарно - гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.

В силу статьи 28 Закона российской Федерации от 30 марта 1999 года 3 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно пункта 2.8.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиях обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача в РФ от 28 ноября 2002 года № 44 при размещении образовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, столовую или буфет, медпункт или помещение для медицинского обеспечения, административно -хозяйственные помещения, санузлы, рекреации и гардероб. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.

Из пункта 2.3.22 упомянутого СанПиН следует, что медицинский пункт образовательного учреждения должен включать следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 метров ( для определения остроты слуха и зрения), площадью не менее .. кв. м., кабинет зубного врача площадью .. кв.м. оборудованный вытяжным шкафом, процедурный кабинет площадью .. кв. м., кабинет психолога площадью .. кв. м. При медпункте должен быть оснащен самостоятельный санузел. Медицинский кабинет должен быть оснащен оборудованием и инструментарием в соответствии с Приложением № 1 к данным санитарным правилам.

Из информации начальника отдела образования от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> следует, что в <данные изъяты> СОШ отсутствует медицинский кабинет.

Указанное обстоятельство не отрицается участвующими в деле лицами.

Отсутствие в МОУ «<данные изъяты> СОШ» медицинского пункта и как, следствие медицинских работников, нарушает права обучающихся на получение качественной и своевременной медицинской помощи и создает угрозу безопасности их жизни и здоровью.

К такому выводу суд пришел исходя из следующего.

В силу Типового положения об образовательном учреждении медицинский персонал, осуществляющий медицинское обслуживание обучающихся несет ответственность не только за проведение лечебно - профилактических мероприятий, но и за соблюдение санитарно - гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.

По положениям СаНПиН 2.3.22 медицинский пункт школы должен включать, кроме кабинета врача и процедурного кабинета, кабинет зубного врача и психолога, что означает, что медицинская помощь учащимся оказывается зубным врачом и психологом.

Из пояснений и.о. директора МОУ «<данные изъяты> СОШ» следует, что медицинское обслуживание учащихся школы обеспечивает сельская врачебная амбулатория

Допрошенная в качестве свидетеля главный врач <данные изъяты> сельской врачебной амбулатории ФИО показала, что медицинские работники амбулатории оказывают неотложную и профилактическую медпомощь учащимся. Зубной кабинет не работает из - за отсутствия врача, единицы психолога нет в штате учреждения.

Из указанного суд делает вывод о том, что сельская врачебная амбулатория не оказывает всю необходимую медицинскую помощь, которая должна быть оказана учащимся в случае необходимости, медработники СВА не несут ответственности за соблюдение санитарно - гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу об имеющихся нарушениях прав учащихся МОУ «<данные изъяты> СОШ» на получение своевременной медицинской помощи, а потому довод представителя администрации МО «Маймиснкий район» об отсутствии доказательств нарушения упомянутых прав обучающихся несостоятельны.

Само по себе отсутствие необходимых помещений для размещения медицинского пункта в МОУ «<данные изъяты> СОШ», отсутствие денежных средств на указанные цели, получение медицинской помощи в сельской врачебной амбулатории, не являются основанием к отказу в иске, поскольку действующее законодательство не ставит исполнение требований нормативных актов в части оборудования школы медпунктом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели, свободных помещений, а так же получение неотложной и профилактической медицинской помощи в сельской врачебной амбулатории.

Не является основанием для отказа в иске наличие имеющихся нарушений СаНПиН в части наполняемости классов и библиотеки - информационного центра.

Из Устава МОУ «Кызыл - Озекская СОШ» следует, что школа, являясь учреждением, имеет учредителем администрацию муниципального образования «Майминский район».

В силу ст. 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, но при недостаточности денежных средств, субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.

В силу Устава МО «Майминский район» финансирование муниципальных учреждений осуществляется органами местного самоуправления; управление муниципальной собственностью и имуществом, находящимся в ведении Майминского района является полномочием администрации муниципального образования «Майминский район», к каковому отнесена МОУ «<данные изъяты> СОШ».

При таких обстоятельствах непринятием мер по устранению нарушений части 4 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» и ч.1 ст. 28 Закона РФ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» на протяжении длительного времени (с момента вступления указанных норм права в действие) свидетельствует о бездействии ответчиков по оборудованию медицинского пункта МОУ «<данные изъяты> СОШ» в соответствии с требованиями санитарных правил и необходимости возложения обязанности на МОУ «<данные изъяты> СОШ», а при недостаточности денежных средств - на администрацию МО «Майминский район» оборудовать МОУ «<данные изъяты> СОШ» медицинским пунктом.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Майминского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Майминский район», муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Майминский район», муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» по оборудованию медицинского пункта МОУ «<данные изъяты> СОШ» в соответствии с требованиями санитарных правил.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа», а при недостаточности денежных средств учреждения - администрацию муниципального образования «Майминский район» оборудовать МОУ «<данные изъяты> СОШ» медицинским пунктом в соответствии с требованиями пункта 2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиях обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача в РФ от 28 ноября 2002 года № 44».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Бируля С.В.