Дело № 2-1203/2011
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2011 года с. Майма
Майминский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Константиновой И.Н.,
при секретаре Поданёвой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Майминского района Республики Алтай в интересах Светлаковой В. В., Кузнецовой Н. И., Киселевой Л. В., Ушкатовой Е. Г. к Муниципальному учреждению «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» об обязании приобрести и доставить недополученное твердое топливо (дрова) за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> год,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майминского района обратился в суд в интересах Светлаковой В.В. с иском к МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» об обязании приобрести и доставить недополученное твердое топливо (дрова) за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> год в количестве - 3,60 куб.м., мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг льготной категории граждан по заявлению Светлаковой В.В., являющейся педагогическим работником МОУ «<данные изъяты>», в связи с тем, что ей не предоставлено льготное топливо за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> год. Проверка показала, что Светлаковой В.В не предоставлено твердое топливо за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> год в полном объеме, а именно, недопоставлено – 3,60 куб.м. дров. Прокурор обратился в суд и просит обязать Муниципальное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» приобрести и доставить недополученное твердое топливо (дрова) за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> год в количестве - 3,60 куб.м. Светлаковой В. В., проживающей по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.
Аналогичные исковые требования с аналогичными обоснованиями были заявлены прокурором Майминского района в интересах педагогических работников МОУ «<данные изъяты>» и МОУ «<данные изъяты>», которым недопоставлено твердое топливо (дрова), а именно: Кузнецовой Н.И. в количестве – 16,80 куб.м.; Киселевой Л.В. в количестве – 7,20 куб.м.; Ушкатовой Е.Г. в количестве – 4,90 куб.м.
Определением суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> вышеуказанные гражданские дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора Юркина А.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Истцы Светлакова В.В., Кузнецова Н.И., Киселева Л.В., Ушкатова Е.Г., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в своих заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» Силигародцева В.В., в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, в своих возражениях исковые требования прокурора не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что их учреждение не наделено полномочиями по приобретению и доставке твердого топлива (дров) педагогическим работникам; кроме того, в настоящее время до МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» не доведены дополнительные лимиты на педагогических работников на возмещение расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> год.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, находит исковые требования прокурора Майминского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что Светлакова В. В., Кузнецова Н. И., Киселева Л. В., Ушкатова Е. Г. являются педагогическими работниками МОУ «<данные изъяты>» и МОУ «<данные изъяты>».
Согласно абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона Республики Алтай № 78-РЗ от 07.07.2008 года «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения (далее - меры социальной поддержки) подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления.
Пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Алтай № 78-РЗ от 07.07.2008 года «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» установлено, что возмещение организациям, гражданам расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв.м. общей жилой площади жилого дома согласно приложению к настоящему Закону.
Статьей 4 вышеуказанного Закона Республики Алтай предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Из приложения к Закону следует, что норматив потребления твердого топлива для отопления 1 кв.м. общей площади жилого дома в Майминском районе составляет: для отопления дровами – 0,296 куб.м./кв.м.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Республики Алтай № 1-РЗ от 12.01.2006 г. (в ред. от 01.11.2010 г.) «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в том числе, и в предоставлении мер социальной поддержки, установленных Законом Республики Алтай "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай".
Согласно ст.1 Закона Республики Алтай № 43-РЗ от 07.06.2005 г. (в ред. 05.05.2011 г.) «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай» данный Закон распространяется на педагогических работников образовательных учреждений Республики Алтай и муниципальных образовательных учреждений.
Таким образом, из положений вышеуказанного законодательства следует, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 10.06.2009 N 128 утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления. Настоящие Правила определяют механизм возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления. Меры социальной поддержки педагогическим работникам по оплате твердого топлива предоставляются в денежной форме в виде единовременной денежной компенсации, в размере понесенных педагогическим работником расходов за приобретенное топливо и его доставку.
В соответствии с указанными Правилами обеспечение мерами социальной поддержки возложено на органы местного самоуправления Республики Алтай.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 01.09.2005 г. № 158 утвержден Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате топлива некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности на территории Республики Алтай. Указанный Порядок определяет механизм финансирования расходов, связанных с предоставлением социальной поддержки населению, в том числе и предусмотренных п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», путем возмещения расходов организациям, обеспечивающим население топливом.
Из смысла положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Постановления Правительства Республики Алтай от 01 сентября 2005 № 158, ст. 3 Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года № 78-РЗ от 07.07.2008 года «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» следует, что расходы, возникающие в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения) педагогическим работникам возмещаются организациям и гражданам, обеспечивающим педагогических работников топливом, а не лицам, наделенным непосредственно действующим правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Обязанность по оплате услуг отопления в полном размере с правом на последующее получение компенсационных выплат на педагогических работников, проживающих в сельской местности, федеральным законодательством не возложена.
Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство сохраняет для граждан – работников образования льготы в натуральной форме. При этом ни ранее действующее, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи. Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Учитывая изложенное, педагогические работники Светлакова В.В., Кузнецова Н.И., Киселева Л.В., Ушкатова Е.Г. имеют право на социальную поддержку в виде обеспечения их в натуральном виде твердым топливом для отопления используемых ими жилых помещений.
Из Списка педагогических работников, недополучивших твердое топливо за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> год, представленного МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район», следует, что педагогическим работникам недопоставлено твердое топливо в следующих размерах: Светлаковой В.В. в количестве - 3,60 куб.м.; Кузнецовой Н.И. в количестве - 16,80 куб.м., Киселевой Л.В. в количестве – 7,20 куб.м., Ушкатова Е.Г. в количестве - 4,90 куб.м., данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Из материалов дела следует, что Светлакова В.В. проживает в жилом доме по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, общей площадью - 29,10 кв.м.; Кузнецова Н.И. проживает в жилом доме по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, общей площадью – 73,70 кв.м.; Киселева Л.В. проживает в жилом доме по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, общей площадью - 58,10 кв.м.; Ушкатова Е.Г. проживает в жилом доме по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, общей площадью - 33,60 кв.м.
Таким образом, с учетом площади домов, в которых проживают педагогические работники, им должны были поставить топливо в <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> году в следующем количестве: Светлаковой В.В. – 8,60 куб.м. (0,296 х 29,10), из них было поставлено - 5 куб.м., недопоставлено - 3,60 куб.м.; Кузнецовой Н.И. – 21,80 куб.м. (0,296 х 73,70), из них было поставлено - 5 куб.м., недопоставлено – 16,80 куб.м.; Киселевой Л.В. – 17,20 куб.м. (0,296 х 58,10), из них было поставлено - 5 куб.м., недопоставлено - 7,20 куб.м., так как члену семьи Киселевой Л.В. – Киселевой З.А., являющейся также педагогическим работником, в <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> году было поставлено 5 куб.м. дров; Ушкатовой Е.Г.– 9,90 куб.м. (0,296 х 33,60), из них было поставлено - 5 куб.м., недопоставлено – 4,90 куб.м., что также подтверждается информацией, представленной МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район».
В судебном заседании установлено, что педагогическим работникам Светлаковой В.В., Кузнецовой Н.И., Киселевой Л.В., Ушкатовой Е.Г. меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, в виде обеспечения твердым топливом за 2009 год, не были предоставлены в полном объеме, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
Обязанность предоставления данной льготы педагогическим работникам возложена на МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район», что следует из Положения о данном муниципальном учреждении, утвержденном Постановлением администрации МО «Майминский район» № 1797 от 12.12.2008 года.
Доводы представителя МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» Силигародцевой В.В. о том, что их учреждение не наделено полномочиями по приобретению и доставке твердого топлива педагогическим работникам, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии с подп. 2.4 п. 2 раздела II Положения о МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район», утвержденного Постановлением администрации МО «Майминский район» № 1797 от 12.12.2008 года, учреждение организует работу по предоставлению льгот и привилегий гражданам льготных категорий.
Таким образом, суд считает требования прокурора Майминского района, заявленные в интересах Светлаковой В.В., Кузнецовой Н.И., Киселевой Л.В., Ушкатовой Е.Г. к МУ «Управления социальной защиты населения МО «Майминский район» об обязании приобрести и доставить педагогическим работникам недополученное твердое топливо (дрова) за 2009 года, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Майминского района Республики Алтай в интересах Светлаковой В. В., Кузнецовой Н. И., Киселевой Л. В., Ушкатовой Е. Г. удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации Муниципального образования «Майминский район» приобрести и доставить педагогическим работникам:
1. Светлаковой В. В., проживающей по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, недополученное твердое топливо (дрова) за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> год в количестве – 3,60 куб. м.;
2. Кузнецовой Н. И., проживающей по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, недополученное твердое топливо (дрова) за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> год в количестве – 16,80 куб. м.;
3. Киселевой Л. В., проживающей по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, недополученное твердое топливо (дрова) за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> год в количестве – 7,20 куб. м.;
4. Ушкатовой Е. Г., проживающей по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, недополученное твердое топливо (дрова) за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> год в количестве – 4,90 куб. м.
Мотивированное решение составлено 03 ноября 2011 года.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения через Майминский районный суд Республики Алтай.
Федеральный судья И.Н. Константинова