об обязании произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду согласовать их и произвести их оплату в соответсвующие бюджеты



Дело № 2-53/2012

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2012 года         с. Майма

Майминский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего Ередеевой А.В..,

при секретаре Яжнаевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Алтай, Муниципального образования «Майминский район» в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Парламент» об обязании произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, Республики Алтай, Муниципального образования «Майминский район» в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО «Парламент» об обязании произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2 кварталы <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду, указывая что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в части своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. В ходе проверки установлено, что ООО «Парламент» через сеть магазинов осуществляет реализацию продуктов питания, в результате деятельности магазинов расположенных в городе <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> и по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, образуются отходы в виде мусора. Договор на сбор, транспортировку и размещение ТБО ООО «Парламент» заключило с ООО «Чистый город», в соответствии с которым последний осуществляет сбор мусора, образующийся от деятельности магазинов ООО «Парламент» Согласно информации Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай ООО «Парламент» не представило расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2 кварталы <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Парламент» против удовлетворения требований возражал, пояснил, что платежи им не осуществлялись, так как они не являются плательщиками, взыскиваемая с ООО плата включена в тарифы, которые обязаны оплачивать ООО «Чистый город».

Представитель третьего лица пояснил, что на них договором обязанности оплачивать, указанные платеже не возложено.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ответчик ООО «Парламент» осуществляет деятельность по реализации продуктов питания через магазины расположенные в городе Горно – Алтайске, в результате деятельности которых образуются бытовые отходы в виде мусора, накопления которого вывозятся в соответствии с заключенными между ООО "Парламент" и ООО «Чистый город» договором на сбор, транспортировку и размещение твердых бытовых отходов <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от магазинов «Парламент -3» и «Парламент-6» и договором, заключенным между ЧП «Марабян» и ООО «Чистый город» договором на сбор, транспортировку и размещение твердых бытовых отходов от магазина «Парламент» расположенного по адресу <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, в соответствии с условиями договора аренды <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, заключенному между ЧП «Марабян» и ООО «Парламент». Данные обстоятельства ответчик не оспаривает.

Из информационного письма Управления Росприроднадзора по АК и РА от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, следует, что по состоянию на <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> ООО «Парламент» не представило за 1,2 квартал <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

    В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР Российской Федерации) от 30 июля 2003 г. N 663 "О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР Российской Федерации от 15 июня 2001 г. N 511, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами отнесены к отходам 5-го класса опасности.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (пункт 1), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Из Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.07.2006 N 557 расчет платы подается плательщиком в территориальные органы Службы не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

В соответствии со статьями 51,57,62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и зачисляется по нормативом: 20% - федеральный бюджет, 40% - бюджет субъекта РФ и 40% - местный бюджет от суммы, подлежащей уплате.

Данные требования закона ООО «Парламент» не выполнены в виду чего требования Горно – Алтайского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что они не обязаны вносить плату за негативное воздействие, так как она должна взыскиваться с ООО «Чистый город», с которым заключен договор, в виду следующего.

В силу статьи 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Согласно письму Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. N 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

Из материалов дела усматривается, что в договорах, заключенных ответчиком не предусматривается обязанность ни ООО «Чистый город», ни ЧП «Марабян» осуществлять расчеты и оплату за негативное воздействие на окружающую среду.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Парламент» произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за I и II кварталы <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> и внести соответствующую плату в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, Муниципального образования «Майминский район».

Мотивированное решение составлено 13 января 2012 года.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Майминский районный суд Республики Алтай.

Федеральный судья А.В. Ередеева