К делу №2-552/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Тульский 23 июня 2010 года
Майкопский районный суд в составе:
председательствующего Юрченко Н.И.
при секретаре Даурове А.Е.,
с участием заместителя прокурора Майкопского района Горлова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Майкопского района Республики Адыгеи в интересах государства и общества о признании движимой вещи бесхозяйной и обращении ее в доход государства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майкопского района обратился в суд с заявлением, в котором просит признать спиртосодержащую жидкость в 30 бутылках емкостью по 0,5 литра, каждая, изъятую у ФИО3, бесхозяйной вещью, передав ее в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея для уничтожения. Указал в заявлении следующее.
Прокуратурой Майкопского района в ходе проведенной проверки установлено, что в ОВД по Майкопскому району хранится изъятая из незаконного оборота алкогольная продукция.
Так, Дата обезличенаг. в 18 часов 40 минут сотрудниками ДПС ГИБДД МВД по РА был остановлен автомобиль Камаз 53213 с государственным номером Номер обезличен под управлением ФИО3.
В ходе досмотра кузова данного автомобиля работниками ДПС ГИБДД МВД РА была обнаружены два ящика: первый - с 20 бутылками прозрачной жидкости по 0,5 л с этикетками водка " Столичная" без марок акцизного сбора, второй – с 10 бутылками прозрачной жидкости по 0,5 л с этикетками « Коньяк» без марок акцизного сбора, которые изъяты из незаконного оборота протоколом осмотра места происшествия в присутствии понятых.
Согласно справке эксперта Номер обезличен от Дата обезличенаг. жидкость в стеклянных бутылках с наименованием водка "Столичная", изъятая из автомобиля гражданина ФИО3 является спиртосодержащей жидкостью, не соответствующей требованиям ГОСТа 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия", по основным органолептическим и физико-химическим показателям. Жидкость в стеклянных бутылках с наименованием "Коньяк", изъятая из автомобиля гражданина ФИО3 также является спиртосодержащей жидкостью, не соответствующей требованиям ГОСТа 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия", по основным органолептическим и физико-химическим показателям.
ФИО3 не являлся предпринимателем, не получил лицензию на право закупки, хранения и оптовой поставки этилового спирта, не имеет товарно-транспортных накладных и других документов на спирт, следовательно, не может являться собственником имущества - спиртосодержащей жидкости, которым возможно владеть только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пояснениям ФИО3, данную продукцию он приобрел для собственных нужд в ... без цели реализации.
В ходе доследственной проверки установлено, что стоимость алкогольной продукции не превышает 250 тыс. руб., в связи с чем, Дата обезличена года отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО3 за отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. ст. 171.1 УК РФ.
Вместе с тем, изъятая с места происшествия алкогольная продукция подлежит обращению в доход государства по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации алкогольная продукция, в частности спирт этиловый из всех видов сырья, признаются подакцизным товаром.
Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации, акцизы относятся к федеральным налогам и сборам и зачисляются в соответствующий бюджет.
Статья 26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", предусматривает ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно ст.25, ч.1 ст.26 названного Закона изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В области производства и оборота этилового спирта, запрещается: оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их, производства и оборота, оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками.
В данном случае в бюджет Российской Федерации не поступают федеральные налоги и сборы.
Кроме того, следует иметь в виду, что государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение её качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Следовательно, оборот этилового спирта с нарушением установленных законом требований, причиняет действительный ущерб интересам Российской Федерации.
Ч.2 ст.129 ГК РФ предусматривает, что виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), либо допускается по специальному разрешению, должны быть прямо указаны в законе.
Налоговый кодекс РФ в ст.181 устанавливает, что алкогольная продукция признается подакцизным товаром и должна быть маркирована марками акцизного сбора.
Алкогольная продукция, не имеющая соответствующих марок акцизного сбора и документов, не может находиться в обороте.
Статья 213 ГК РФ гласит, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Алкогольная продукция, изъятая у гражданина ФИО3, не имеет марок акцизного сбора и документов. Следовательно, она не может находиться в собственности физического лица и подлежит обращению в доход государства либо уничтожению.
В соответствии со ст. 35 Конституции и ст. 226 ГК РФ признание этилового спирта бесхозяйным возможно только в судебном порядке. Таким образом, до признания судом алкогольной продукции бесхозяйной, решение о передачи ее в собственность государства (Российский фонд федерального имущества) либо об уничтожении, ОВД по Майкопскому району принять не может, поскольку полномочиями по утилизации изъятого имущества обладает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 05.06.2008г. № 432 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея является специализированным государственным учреждением, основными задачами которого являются осуществление в установленном порядке реализации изъятого, и иного имущества, обращенного в собственность государства, переработку такого имущества, а в случае невозможности его, реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение).
Согласно ст. 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000г. не могут находиться в обороте пищевые продукты (в том числе и алкогольная продукция) не имеющие удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов; документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ деятельность по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензировании, между тем ОВД по Майкопскому району такой лицензии не имеет.
Необходимость обращения прокурора в суд вызвана тем, что деятельность ОВД по Майкопскому району по вынужденному хранению этилового спирта, затрагивает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В силу ст. 4 ФЗ «О лицензировании» отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001г. к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства.
Кроме того, финансирование затрат органов внутренних дел, связанных с хранением изъятой алкогольной продукции на складе ОВД по Майкопскому району, осуществляется из средств федерального бюджета, хранение алкогольной продукции причиняет государству ущерб, чем также затрагиваются интересы Российской Федерации.
Прокурор Майкопского района в заявлении просил признать спиртосодержащую жидкость в 30 бутылках емкостью по 0,5 литра, каждая, изъятую у ФИО3, бесхозяйной вещью, передав ее в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея для уничтожения.
В судебном заседании заместитель прокурора Майкопского района Горлов В.В. требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица ОВД по Майкопскому району по доверенности Чаава А.М. в судебное заседание не явилась, против удовлетворения заявленных требований прокурора Майкопского района не возражала. Просила рассмотреть дело по существу в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея в судебное заседание не явился, просил рассмотреть заявление прокурора Майкопского района о признании движимой вещи бесхозяйной и обращении ее в доход государства в отсутствие их представителя.
Заслушав заместителя прокурора Майкопского района, с учетом письменного ходатайства ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, суд считает, что заявление прокурора Майкопского района о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в ТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея для уничтожения подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от Дата обезличена года, работниками ДПС ГИБДД МВД РА Дата обезличенаг. в 18 часов 40 минут был остановлен автомобиль Камаз 53213 с государственным номером Номер обезличен под управлением ФИО3.
В ходе досмотра кузова данного автомобиля работниками ДПС ГИБДД МВД РА была обнаружены два ящика: первый - с 20 бутылками прозрачной жидкости по 0,5 л с этикетками водка " Столичная" без марок акцизного сбора, второй – с 10 бутылками прозрачной жидкости по 0,5 л с этикетками « Коньяк» без марок акцизного сбора, которые изъяты из незаконного оборота протоколом осмотра места происшествия в присутствии понятых.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно со ст. 25 ФЗ РФ «О государственном регулировании производства и оборота спирта и спиртосодержащей продукции» изъятию из незаконного Оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются как бесхозное имущество.
С учетом вышеизложенного, суд считает заявление подлежащим удовлетворению. Указанную спиртосодержащую продукцию в количестве 20 бутылок емкостью 0,5 литра с этикетками водка "Столичная" без марок акцизного сбора, и 10 бутылок по 0,5 л с этикетками « Коньяк» без марок акцизного сбора, суд признаёт бесхозяйной вещью, считает необходимым передать ее в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея для уничтожения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ПК РФ
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Майкопского района Республики Адыгея удовлетворить.
Признать спиртосодержащую продукцию в количестве З0 бутылок емкостью 0,5 литра, изъятую у ФИО3, бесхозяйной вещью, передав ее в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея для уничтожения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение десяти дней через Майкопский районный суд.
Судья – подпись.
Копия верна: Судья Юрченко Н.И.