Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2010 года пос.Тульский
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Юрченко Н.И.
при секретаре Аутлевой Ф.А.
с участием пом. прокурора Евтушенко Р.А.
представителя администрации МО «Кировское сельское поселение» - Бутузова А.Н., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение» в части не обеспечения требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Майкопского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Кировского сельского поселения» в части не обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и просил обязать администрацию муниципального образования «Кировское сельское поселение» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно: установить в населенных пунктах средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и создать места забора воды для нужд пожаротушения, обеспечивающие забор воды.
В обоснование заявления указано, что Прокуратурой Майкопского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, лесах и на других территориях, в ходе которой выявлено, что в населенных пунктах на территории МО «Кировское сельское поселение» в нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации отсутствуют звуковые сигнализации для оповещения людей на случай пожара, запасы воды для целей пожаротушения, а такде места забора воды для нужд пожаротушения выполнены не должным образом (п.27 ППБ 01-03), а именно отсутствуют пирсы для пожарных автомобилей при заборе воды, что затрудняет, а в некоторых случаях делает невозможным забор воды. При этом, часть населенных пунктов сельского поселения непосредственно граничит с участками лесного фонда.
В связи с чем, прокурором Майкопского района главе администрации муниципального образования "Кировское сельское поселение" внесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства о пожарной безопасности. Однако, требования Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313, а также законные требования прокурора района администрацией муниципального образования "Кировское сельское поселение» не выполнены.
Так, проведенной в порядке контроля проверкой установлено, что в нарушение п. 112 ППБ 01-03 не в полной объеме проведены мероприятия исключающие перенос огня при лесном пожаре на здания и сооружения населенных пунктов, расположенных на территории поселения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Кроме того, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п. 1 14 ППБ 01-03). Места забора воды для нужд пожаротушения выполнены не должным образом (п. 27 ППБ 01-03), а именно отсутствуют пирсы для пожарных автомобилей при заборе воды, что затрудняет, а в некоторых случаях делает невозможным забор воды.
Несмотря на то, что прокуратурой Майкопского района, а также органами государственного пожарного надзора, обращалось внимание на нарушения вышеуказанных требований пожарной безопасности (вносились представления и выдавались предписания), вышеуказанные требования до сих пор не исполнены.
В судебном заседании представитель прокуратуры помощник прокурора Евтушенко Р.А. поддержал требования.
Представитель ОГПН по Майкопскому району - начальник ОГПН Мартынов Е.Е. поддержал заявление Прокурора и пояснил, что указанные в заявлении нарушения Правил пожарной безопасности имеют место в МО «Кировское сельское поселение», они не устранены даже после внесения Прокурором представления.
Представитель администрации МО «Кировское сельское поселение» по доверенности Бутузов А.Н. возражал против удовлетворения требований прокуратуры Майкопского района, пояснил, что администрацией предпринимаются меры по устранению указанных недостатков, в частности, составлена смета на установку звуковой сигнализации, подана заявка на получение средств для ее установки, в поселении имеются естественные водоемы, которые можно использовать для пожаротушения, строительство пирсов в настоящее время невозможно из-за отсутствия средств на эти цели.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив представленные документы, полагает, что заявленные требования законны и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 254 ч.1 ГПК РФ возможно оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином прав и свобод.
Согласно п. 9 ч. I ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» также определено, что к полномочиям органов местного самоуправления сельских и городских поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны: создание условий для забора воды в целях пожаротушения; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со ст.3 Федерального Закона «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусматривает, что руководители организаций и учреждений обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-Ф"З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Диспозицией ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты" населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.
В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Согласно п. 114 Правил, на территории сельских населенных пунктов, дачных и садоводческих посёлков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определён порядок вызова пожарной охраны.
Однако, по делу установлено, что администрацией МО «Кировское сельское поселение» не в полной мере проведены мероприятия, исключающие
перенос огня при лесном пожаре на здания и сооружения населенных пунктов, расположенных на территории поселения, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, места забора воды для нужд пожаротушения выполнены не должным образом, что подтверждается информацией начальника ОГПН Майкопского района по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности от сентября 2010 года, согласно которой были выявлены следующие нарушения: не в полной мере проведены мероприятия, исключающие перенос огня при лесном пожаре на здания и сооружения населенных пунктов, расположенных на территории поселения, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, места забора воды для нужд пожаротушения выполнены не должным образом; представлением Прокурора Майкопского района от 5.08.2010 года, согласно которому администрации МО «Кировское сельское поселение» указано на существующие нарушения; копией постановления от 23.09.2010 года, согласно которой в отношении специалиста администрации по факту вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст.20.4ч.1 КоАП РФ.
Из пояснений начальника ОГПН по Майкопскому району Мартынова Е.Е. следует, что указанные в заявлении нарушения Правил пожарной безопасности имеют место в МО «Кировское сельское поселение», они не устранены даже после внесения Прокурором представления.
Из пояснений представителя администрации МО «Кировское сельское поселение» Бутузова А.Н. также следует, что звуковая сигнализация в поселении отсутствует, места забора воды также оборудованы не в соответствии с ППБ.
Таким образом, судом установлено, что администрацией МО «Кировское сельское поселение» действительно допущены нарушения правил пожарной безопасности, которые не устранены в настоящее время.
На основании изложенного, суд признает бездействие администрацией МО «Кировское сельское поселение» незаконным и обязывает устранить нарушения правил пожарной безопасности.
Руководствуясь ст., ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Прокурора Майкопского района Республики Адыгея удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение» по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Обязать администрацию муниципального образования «Кировское сельское поселение» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно: установить в населенных пунктах средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и создать места забора воды для нужд пожаротушения, обеспечивающие забор воды.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в срок 10 дней через Майкопский районный суд.
Судья - подпись.
Копия верна: Судья Н.И.Юрченко