Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2010 года п.Тульский
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Юрченко Н.И.
при секретаре Аутлевой Ф.А.
с участием прокурора Горлова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» в части необеспечения требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Майкопского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» в части не обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и просил обязать администрацию муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно: установить в населенных пунктах средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и создать места забора воды для нужд пожаротушения, обеспечивающие забор воды.
В обоснование заявления указано, что Прокуратурой Майкопского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, лесах и на других территориях, в ходе которой выявлено, что в населенных пунктах на территории МО «Краснооктябрьское сельское поселение» в нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации отсутствуют звуковые сигнализации для оповещения людей на случай пожара, запасы воды для целей пожаротушения, а также места забора воды для нужд пожаротушения выполнены не должным образом (п.27 ППБ 01-03), а именно отсутствуют пирсы для пожарных автомобилей при заборе воды, что затрудняет, а в некоторых случаях делает невозможным забор воды. При этом, часть населенных пунктов сельского поселения непосредственно граничит с участками лесного фонда.
В связи с чем, прокурором Майкопского района главе администрации муниципального образования " Краснооктябрьское сельское поселение" внесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства о пожарной безопасности. Однако, требования Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313, а также законные требования прокурора района администрацией муниципального образования " Краснооктябрьское сельское поселение» не выполнены.
Так, проведенной в порядке контроля проверкой установлено, что в нарушение п. 112 ППБ 01-03 не в полной объеме проведены мероприятия исключающие перенос огня при лесном пожаре на здания и сооружения населенных пунктов, расположенных на территории поселения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Кроме того, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п. 1 14 ППБ 01-03). Места забора воды для нужд пожаротушения выполнены не должным образом (п. 27 ППБ 01-03), а именно отсутствуют пирсы для пожарных автомобилей при заборе воды, что затрудняет, а в некоторых случаях делает невозможным забор воды.
Несмотря на то, что прокуратурой Майкопского района, а также органами государственного пожарного надзора, обращалось внимание на нарушения вышеуказанных требований пожарной безопасности (вносились представления и выдавались предписания), вышеуказанные требования до сих пор не исполнены.
В судебном заседании представитель прокуратуры помощник прокурора Евтушенко Р.А. поддержал требования.
Представитель ОГПН по Майкопскому району - начальник ОГПН Мартынов Е.Е. поддержал заявление Прокурора и пояснил, что указанные в заявлении нарушения Правил пожарной безопасности имеют место в МО «Краснооктябрьское сельское поселение», они не устранены даже после внесения Прокурором представления.
Представитель администрации МО" Краснооктябрьское сельское поселение" - Морозова Н.А., по доверенности, не согласилась с требованиями, полагала, что Прокурор в силу ст.131 ГПК РФ. А также полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов органы местного самоуправления наделены с 1.01.2006 года в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но в полную силу закон №131-ФЗ вступил с 1.01.2009 года, перечень первичных средств пожарной безопасности был установлен только в октябре 2007 года ФЗ от 8.10.2007г.. 5.08.2010 года прокурором Майкопского района в адрес администрации было внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. В ответ на представление были приняты соответствующие меры и о них сообщено прокурору. Из представленных прокурору материалов видно, что администрация свои полномочия выполняет и нельзя сказать, что бездействует и нарушает права неопределенного круга лиц по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Так, в каждом населенном пункте имеются подъезды к естественным водоемам для забора воды, а также имеются 11 пожарных гидрантов. При подготовке к зимнему периоду предусматриваются мероприятия по очистке подъездов к водоемам. В поселении имеется исправная телефонная связь (сотовая, стационарная, таксофоны), имеются переносные громкоговорители (рупоры). В данный момент просчитывается стоимость звуковой сигнализации для оповещения людей, чтобы внести предложения в Совет народных депутатов с целью выделения денежных средств для приобретения и установки сигнализации.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив представленные документы, полагает, что заявленные требования законны и подлежат удовлетворению.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 254 ч.1 ГПК РФ в суде возможно оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином прав и свобод.
Согласно п. 9 ч. I ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» также определено, что к полномочиям органов местного самоуправления сельских и городских поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны: создание условий для забора воды в целях пожаротушения; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со ст.3 Федерального Закона «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусматривает, что руководители организаций и учреждений обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-Ф"З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Диспозицией ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты" населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.
В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переноса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Согласно п. 114 Правил, на территории сельских населенных пунктов, дачных и садоводческих посёлков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определён порядок вызова пожарной охраны.
Однако, по делу установлено, что администрацией МО «Краснооктябрьское сельское поселение» не в полной мере проведены мероприятия, исключающие перенос огня при лесном пожаре на здания и сооружения населенных пунктов, расположенных на территории поселения, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, места забора воды для нужд пожаротушения выполнены не должным образом, что подтверждается информацией начальника ОГПН Майкопского района по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности от сентября 2010 года, согласно которой были выявлены следующие нарушения: не в полной мере проведены мероприятия, исключающие перенос огня при лесном пожаре на здания и сооружения населенных пунктов, расположенных на территории поселения, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, места забора воды для нужд пожаротушения выполнены не должным образом; представлением Прокурора Майкопского района от 5.08.2010 года, согласно которому администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» указано на существующие нарушения; копией постановления от 23.09.2010 года, согласно которой в отношении специалиста администрации по факту вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст.20.4ч.1 КоАП РФ.
Из пояснений начальника ОГПН по Майкопскому району Мартынова Е.Е. следует, что указанные в заявлении нарушения Правил пожарной безопасности имеют место в МО «Краснооктябрьское сельское поселение», они не устранены даже после внесения Прокурором представления.
Из пояснений представителя администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» Морозовой Н.А. также следует, что звуковая сигнализация в поселении отсутствует, места забора воды не оборудованы пирсами, как предусмотрено ППБ.
Таким образом, судом установлено, что администрацией МО «Краснооктябрьское сельское поселение» действительно допущены нарушения правил пожарной безопасности, которые не устранены в настоящее время.
Доводы представителя администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» Морозовой Н.А. о том, что прокурор не мог обратиться с указанным заявлением, поскольку отсутствуют обращения граждан поселения в прокуратуру и о том, что администрация не бездействовала в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности, поскольку ею был проведен ряд мероприятий в этой области: создавалась народная пожарная дружина, разрабатывались памятки, подвергались административным взысканиям граждане, не соблюдающие меры пожарной безопасности и др., отсутствие пирсов в местах забора воды и звуковой сигнализации не влечет нарушение прав граждан, поскольку в поселении имеются пожарные гидранты, а оповещение может быть произведено другим образом, не несостоятельны по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования.
Как установлено, летом 2010 года в Республике Адыгея, в том числе, в МО «Краснооктябрьское сельское поселение» в связи со сложившейся пожароопасной обстановкой был установлен особый противопожарный режим и нарушения требований пожарной безопасности, в том числе, отсутствие звуковой сигнализации, не оборудованные надлежащим образом места забора воды, в случае возникновения пожаров могли повлечь значительные человеческие жертвы.
Из пояснений начальника ОГПН по Майкопскому району Мартынова Е.Е. следует, что оповещение граждан иными способами без звуковой сигнализации неэффективно и может занять достаточно большой период времени, как и забор воды через пожарные гидранты, в связи с чем, в случае возникновения пожаров могут быть жертвы, именно поэтому в Правилах пожарной безопасности предусмотрены такие первичные меры пожарной безопасности.
На основании изложенного, суд признает бездействие администрацией МО «Краснооктябрьское сельское поселение» незаконным и обязывает устранить нарушения правил пожарной безопасности.
Руководствуясь ст., ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Прокурора Майкопского района Республики Адыгея удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Обязать администрацию муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно: установить в населенных пунктах средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и создать места забора воды для нужд пожаротушения, обеспечивающие забор воды.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в срок 10 дней через Майкопский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 15.10.2010 года.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья Н.И.Юрченко