К делу №2-1084/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Тульский 23 декабря 2010 года
Майкопский районный суд в составе:
Председательствующего судьи: Скрябина А.В.
При секретаре: Даурове Р.С.,
с участием: помощника прокурора Майкопского района Чиназирова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Майкопского района Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании движимой вещи бесхозяйной и обращении ее в доход государства,
установил:
Прокурор Майкопского района обратился в суд с заявлением, в котором просит признать алкогольную продукцию, находящуюся в 31 пластиковой канистре емкостью 5 л., без марок акцизного сбора, изъятую у гражданина ФИО1 бесхозяйной вещью, передав ее в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея для уничтожения. Указал в заявлении следующее.
Прокуратурой Майкопского района в ходе проведенной проверки установлено, что в ОВД по <адрес> хранится изъятая из незаконного оборота алкогольная продукция.
Так, ДД.ММ.ГГГГ работниками ДПС ГИБДД МВД РА был остановлен автомобиль ГАЗ - 2752 государственный номер № рус. под управлением гражданина ФИО1.
В ходе досмотра данного автомобиля работниками ДПС ГИБДД МВД РА в салоне автомобиля было обнаружено 31 пластмассовая канистра, емкостью 5 л. каждая, без марок акцизного сбора, без информации об изготовителе, которые изъяты из незаконного оборота протоколом осмотра места происшествия в присутствии понятых.
Согласно справки об исследовании № от ДД.ММ.ГГГГ жидкость изъятая у гражданина ФИО1 не соответствует требованиям ГОСТа Р 52652-2000 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья" по основному физико-химическому показателю - объемная доля этилового спирта.
ФИО1 не являлся предпринимателем, не получил лицензию на право закупки, хранения и оптовой поставки этилового спирта, не имеет товарно-транспортных накладных и других документов на спирт, следовательно не может являться собственником имущества - спиртосодержащей жидкости, которым возможно владеть только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пояснений ФИО1, данную спиртосодержащую жидкость приобрел для собственных нужд на автодороге а. Кошехабль и ст. Чехрак, без цели реализации.
В ходе доследственной проверки установлено, что стоимость алкогольной продукции не превышает 250 тыс. рублей, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела, за отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. 171.1 УК РФ.
Вместе с тем, изъятая с места происшествия алкогольная продукция подлежит обращению в доход государства по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации алкогольная продукция, в частности спирт этиловый из всех видов сырья признаются подакцизным товаром.
Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации, акцизы относятся к федеральным налогам и сборам и зачисляются в соответствующий бюджет.
Статья 26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", предусматривает ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Так, согласно ст. 25, ч. 1 ст. 26 названного закона изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В области производства и оборота этилового спирта, запрещается: оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками.
В данном случае в бюджет Российской Федерации не поступают федеральные налоги и сборы.
Кроме того, следует иметь ввиду, что государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение её качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Следовательно, оборот этилового спирта, с нарушением установленных законом требований, причиняет действительный ущерб интересам Российской Федерации.
Необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты изъятые из оборота), либо допускаются по специальному разрешению, должны быть прямо указаны в законе.
Налоговый кодекс Российской Федерации в ст. 181 устанавливает, что алкогольная продукция признается подакцизным товаром и должна быть маркирована марками акцизного сбора.
Алкогольная продукция, не имеющая соответствующих марок акцизного сбора и документов, не может находиться в обороте.
Статья 213 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
Данная алкогольная продукция не имеет марок акцизного сбора и документов. Следовательно, она не может находиться в собственности физического лица и подлежит обращению в доход государства либо уничтожению.
В соответствии со ст. 35 Конституции и ст. 226 ГК признание этилового спирта бесхозяйным возможно только в судебном порядке. Таким образом, до признания судом алкогольной продукции бесхозяйной, решение о передачи ее в собственность государства (Российский фонд федерального имущества) либо об уничтожении, ОВД по Майкопскому району принять не может, поскольку полномочиями по утилизации изъятого имущества обладает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 05.06.2008г. № 432 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея является специализированным государственным учреждением, основными задачами которого являются осуществление в установленном порядке реализации изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение).
Согласно ст. 3 Федерального закона. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. не могут находиться в обороте пищевые продукты (в том числе и алкогольная продукция) не имеющие удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов; документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ деятельность по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензировании, между тем ОВД по Майкопскому району такой лицензии не имеет.
Необходимость обращения прокурора в суд вызвана тем, что деятельность ОВД по Майкопскому району по вынужденному хранению этилового спирта затрагивает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку в силу ст. 4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства.
Кроме того, финансирование затрат органов внутренних дел, связанных с хранением изъятой алкогольной продукции на складе ОВД по Майкопскому району осуществляется из средств федерального бюджета, хранение алкогольной продукции причиняет государству ущерб в размере вышеуказанной сумме, чем также затрагиваются интересы Российской Федерации.
Прокурор Майкопского района в заявлении просил признать спиртосодержащую жидкость, находящуюся в 31 пластиковой канистре емкостью 5 л., без марок акцизного сбора, изъятую у гражданина ФИО1 бесхозяйной вещью, передав ее в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея для уничтожения.
В судебном заседании помощник прокурора Майкопского района Чиназиров Р.А. уточнил заявленные требования прокурора Майкопского района РА. Просил суд признать спиртосодержащую жидкость, находящуюся в 31 пластиковой канистре емкостью 5 л., без марок акцизного сбора, изъятую у гражданина ФИО1 бесхозяйной вещью, передав ее в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея для переработки в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществления такой переработки - на уничтожение.
Представитель заинтересованного лица ОВД по Майкопскому району по доверенности Чаава А.М. в судебном заседании полагала уточненные требования прокурора Майкопского района РА обоснованными и подлежащими их удовлетворению судом.
Представитель заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея по доверенности Казанов Б.Х. в судебном заседании полагал уточненные требования прокурора Майкопского района РА обоснованными и подлежащими их удовлетворению судом.
Заслушав пояснения помощника прокурора Майкопского района, представителя ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, и представителя ОВД по Майкопскому району РА, суд считает, что заявление прокурора Майкопского района о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в ТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея для переработки в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществления такой переработки - на уничтожение, обоснованно и подлежит удовлетворению.
Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, работниками ДПС ГИБДД МВД РА ДД.ММ.ГГГГ был остановлен автомобиль ГАЗ - 2752 с государственным номером А603ТТ 01 регион под управлением ФИО1. В ходе осмотра данного автомобиля работниками ДПС ГИБДД МВД РА в кабине автомобиля были обнаружены 31 пластмассовых канистр емкостью 5 литров каждая без этикеток и без марок акцизного сбора, которые изъяты из незаконного оборота протоколом осмотра места происшествия в присутствии понятых.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно со ст. 25 ФЗ РФ «О государственном регулировании производства и оборота спирта и спиртосодержащей продукции» изъятию из незаконного Оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются как бесхозное имущество.
С учетом вышеизложенного, суд считает заявление подлежащим удовлетворению. Указанную спиртосодержащую продукцию, находящуюся в 31 пластиковой канистре емкостью 5 л., без марок акцизного сбора, изъятую у гражданина ФИО1 бесхозяйной вещью, передав ее в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея для переработки в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществления такой переработки - на уничтожение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ПК РФ
решил:
Заявление прокурора Майкопского района Республики Адыгея удовлетворить.
Признать спиртосодержащую продукцию, находящуюся в 31 пластиковой канистре емкостью 5 л., без марок акцизного сбора, изъятую у гражданина ФИО1 бесхозяйной вещью, передав ее в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея для переработки в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществления такой переработки - на уничтожение.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение десяти дней через Майкопский районный суд.
Судья - подпись
Копия верна: Судья Скрябин А.В.