К делу №2-150/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 февраля 2011 года пос.Тульский
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Юрченко Н.И.
при секретаре Аутлевой Ф.А.
с участием пом. прокурора Евтушенко Р.А.
представителя администрации МО «Кировское сельское поселение» - Бутузова А.Н., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение»,
у с т а н о в и л :
Прокурор Майкопского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования « Кировское сельское поселение» о признании незаконным бездействия администрации МО «Кировского сельского поселения» в части отсутствия специализированной службы по вопросам похоронного дела и не определения порядка ее деятельности и понуждении администрации МО «Кировское сельское поселение» к исполнению требований законодательства.
В обоснование заявления указано, что Прокуратурой Майкопского района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Кировское сельское поселение» требований Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле".
В рамках данной проверки прокуратурой района установлено, что на территории муниципального образования располагаются 9 населенных пунктов с населением около 6 000 человек. На территории поселения расположены 5 кладбищ.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления поселений создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В силу ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно п.1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего гарантируется на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1.оформление документов, необходимых для погребения; 2.представление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3.перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4. погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
В силу п.2 вышеназванной статьи, услуги по погребению, указанные в пункте 1 статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии с п.3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств, соответственно Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Между тем, настоящей проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Кировское сельское поселение» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, требования к качеству таких услуг и их стоимость не определены.
Вышеназванное бездействие администрации муниципального образования указанного сельского поселения прямо нарушает требования законодательства об организации похоронного дела. Это непосредственно затрагивает интересы государства, поскольку согласно п. 2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Кроме того, бездействие ответчика в указанной сфере затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие в поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела не позволяет супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, воспользоваться бесплатными услугами по погребению, которые должна предоставить соответствующая специализированная служба.
Круг лиц, в защиту которых выступает прокуратура района, является неопределенным, поскольку смерть является естественным и непредсказуемым фактором жизни человека, в правоотношениях вызванных смертью лица может участвовать неограниченное число субъектов - супруг, близкие и иные родственники, законные представители умершего и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего. Этот круг лиц невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого из них при разрешении дела.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в интересах Российской Федерации и в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействием) органов местного самоуправления нарушены интересы Российской Федерации, права и свободы этих лиц.
В судебном заседании представитель прокуратуры помощник прокурора Евтушенко Р.А. поддержал требования.
Представитель администрации МО «Кировское сельское поселение» по доверенности Бутузов А.Н. возражал против удовлетворения требований прокуратуры Майкопского района, пояснил, что в период времени, когда ФЗ
« О погребении и похоронном деле» вступил в силу, поселений еще вообще не существовало. Создание специализированной службы в Кировском поселении не вызвано необходимостью, поскольку там проживает около 6 тысяч человек, смертность незначительная, жалоб от населения за период существования поселения по вопросам погребения не поступало, по мере необходимости, администрация решает вопросы о погребении необеспеченных слоев населения. На создание и содержание специализированной службы у поселения средств не имеется. Кроме того, с созданием службы возникнет вопрос о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке ритуальных услуг.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив представленные документы, полагает, что заявленные требования законны и подлежат удовлетворению.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 254 ч.1 ГПК РФ возможно оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином прав и свобод.
Согласно п.22 ч. I ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
П.25 ст.7 Устава муниципального образования «Кировское сельское поселение» ( в редакции от 10.04.2010 года) также предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального образования.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления поселений создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В силу ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно п.1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего гарантируется на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1.оформление документов, необходимых для погребения; 2.представление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3.перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4. погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
В силу п.2 указанной статьи, услуги по погребению, указанные в пункте 1 статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии с п.3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств, соответственно Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Между тем, по делу установлено, что администрацией муниципального образования «Кировское сельское поселение» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, требования к качеству таких услуг и их стоимость не определены, что подтверждается пояснениями представителя МО «Кировское сельское поселение» Бутузова А.Н. и объяснениями и.о. главы администрации МО «Кировское сельское поселение» Дельнова Н.А., из которых следует, что в поселении служба по организации похоронного дела не организована и нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок организации похоронного дела, отсутствует; информацией администрации от 26.01.2001 года, согласно которой Администрация МО «Кировское сельское поселение» ритуальных услуг не оказывает.
Таким образом, судом установлено, что администрацией МО «Кировское сельское поселение» действительно допущены нарушения требования законодательства в части отсутствия в поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела и не определения порядка ее деятельности, которые не устранены в настоящее время.
На основании изложенного, суд признает бездействие администрации МО «Кировское сельское поселение» незаконным и обязывает устранить указанные нарушения.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Прокурора Майкопского района Республики Адыгея удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение» в части отсутствия в поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела и не определения порядка ее деятельности.
Обязать администрацию муниципального образования «Кировское сельское поселение» устранить указанные нарушения закона.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в срок 10 дней через Майкопский районный суд.
Судья - подпись.
Копия верна: Судья Н.И.Юрченко