к делу № 2-184/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2011 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Волковой Н.В.
при секретаре: Бесценной Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО «Тимирязевское сельское поселение» в части отсутствия специализированной службы по вопросам похоронного дела,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майкопского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение» о признании незаконным бездействия администрации МО «Тимирязевского сельского поселения» в части отсутствия специализированной службы по вопросам похоронного дела, не определения порядка ее деятельности и понуждении администрации МО «Тимирязевское сельское поселение» к исполнению требований законодательства.
В обоснование заявления указано, что Прокуратурой Майкопского района проведена проверка соблюдения администрацией МО «Тимирязевское сельское поселение» требований Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле".
В рамках данной проверки прокуратурой района установлено, что на территории муниципального образования располагаются 6 населенных пунктов с населением более 3 700 человек. На территории поселения расположены 2 кладбища.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления поселений создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В силу ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно п.1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются на безвозмездной основе услуги.
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
В силу п.2 вышеназванной статьи, услуги по погребению, указанные в пункте 1 статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии с п.3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств, соответственно Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Между тем, настоящей проверкой установлено, что Администрацией МО «Тимирязевское сельское поселение» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, требования к качеству таких услуг и их стоимость не определены.
Вышеназванное бездействие Администрации МО «Тимирязевское сельское поселение» прямо нарушает требования законодательства об организации похоронного дела. Это непосредственно затрагивает интересы государства, поскольку согласно п. 2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Кроме того, бездействие администрации в указанной сфере затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие в поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела не позволяет супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, воспользоваться бесплатными услугами по погребению, которые должна предоставить соответствующая специализированная служба.
В судебном заседании представитель прокуратуры помощник прокурора Евтушенко Р.А. поддержал требования в полном объеме и просил признать незаконным бездействие Администрации МО «Тимирязевское сельского поселения» в части отсутствия специализированной службы по вопросам похоронного дела и не определения порядка её деятельности, а также обязать Администрацию МО «Тимирязевское сельское поселение» устранить указанные нарушения закона.
Представитель Администрации МО «Тимирязевское сельское поселение» по доверенности - Операй О.И. не возражала против удовлетворения требований прокуратуры Майкопского района. Пояснила, что на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела нет, но определен порядок её деятельности.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив представленные документы, полагает, что заявленные требования законны и подлежат удовлетворению.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 254 ч.1 ГПК РФ возможно оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином прав и свобод.
Согласно п.22 ч. I ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п. 22 ст. 3 Устава МО «Тимирязевкое сельское поселение» также предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального образования.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления поселений создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В силу ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно п.1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего гарантируется на безвозмездной основе следующий перечень услуг по погребению: 1.оформление документов, необходимых для погребения; 2.представление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3.перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4. погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Между тем, по делу установлено, что Администрацией МО «Тимирязевское сельское поселение» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, что подтверждается пояснениями представителя МО «Тимирязевское сельское поселение» Операй О.И.
Таким образом, судом установлено, что администрацией МО «Тимирязевское сельское поселение» действительно допущены нарушения требования законодательства в части отсутствия в поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела, которые не устранены в настоящее время.
На основании изложенного, суд признает бездействие администрации МО «Тимирязевское сельское поселение» незаконным и обязывает устранить указанные нарушения.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Прокурора Майкопского района Республики Адыгея удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО «Тимирязевское сельское поселение» в части отсутствия в поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела и не определения порядка её деятельности.
Обязать Администрацию МО «Тимирязевское сельское поселение» устранить указанные нарушения закона.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в срок 10 дней через Майкопский районный суд.
Судья - Н.В.Волкова