К делу № 2-347/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос.Тульский 22 апреля 2011 года
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Курочка О.И.
при секретаре: Гайтян Р.Г.
с участием прокурора: Черненко И.А.,
представителяадминистрации МО «Майкопский район» - Лебедевой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Майкопского района в интересах Девятова Федора Юрьевича к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майкопского района в интересах Девятова Федора Юрьевича обратился в суд с иском к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в размере 686 400 рублей.
В обоснование своих требований указал следующее.
Проведённой прокуратурой Майкопского района по обращению Девятова Ф.Ю. проверкой выявлены нарушения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Проверкой установлено, что Девятов Ф.Ю. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
На основании Распоряжения главы администрации МО "Кировское сельское поселение" № от ДД.ММ.ГГГГ Девятов Ф.Ю. состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В настоящее время Девятов Ф.Ю. не обучается в образовательном учреждении, и не проходит военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ.
Однако, вопреки требованиям ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечен жильем не был, соответствующая социальная выплата ему не предоставлялась.
В настоящее время Девятов Ф.Ю. проживает в хут.Северо-Восточные сады у родственников, поскольку собственного жилья не имеет.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных учреждениях и иных указанных в законе учреждениях.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из ст.19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. № 163 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством" МО "Майкопский район" наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой.
Пунктом 3 ст.20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств.
На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся (ст.38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета (ст.38.2 БК РФ).
На основании ст.219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств.
Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.
Согласно ст.158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьей.
Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом РА "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Постановлением Кабинета Министров РА от 21.04.2009 г. № 74, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.
Пунктом 5 Порядка установлено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10 Порядка закреплено, что по желанию получателя при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с Приложением к настоящему Порядку.
В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 21.01.2011 № 10 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 1 полугодие 2010г. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2011г." в настоящее время среднерыночная стоимость 1 квадратного метра общей жилой площади в Республике Адыгея утверждена в размере 20 800 рублей.
При таких обстоятельствах размер социальной выплаты для приобретения жилья в отношении одиноко проживающего гражданина, относящегося к категории ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также лиц из их числа, составляет 686 400 рублей (20 800 рублей х 33 кв.м), которые подлежат взысканию в пользу истца с администрации МО "Майкопский район" и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсации республиканского бюджета Республики Адыгея.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор может обратиться с заявлением в суд о защите нарушенных и оспариваемых прав гражданина на жилище, основанием для которого явилось обращение к нему гражданина.
Девятов Ф.Ю. обратился в прокуратуру Майкопского района с заявлением по вопросу защиты жилищных прав, в котором указал, что самостоятельно их восстановить не может.
На основании изложенного прокурор просит взыскать с администрации муниципального образования "Майкопский район" и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Девятова Федора Юрьевича за счет субвенции социальную выплату в размере 686 400 рублей на приобретение жилья.
В судебном заседании прокурор Черненко И.А. требования иска поддержал в полном объёме и пояснил, что Девятов Ф.Ю. относится к категории граждан, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий. И ответчики должны выделить истцу безвозмездную субсидию для приобретения жилья. Просил взыскать в пользу Девятова Ф.Ю. безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 686 400 (шестьсот восемьдесят шесть тысяч четыреста) рублей с администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счёт средств государственной казны Республики Адыгея.
Представитель администрации МО «Майкопский район» Лебедева Т.Г. также не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указано, что с требованиями иска согласны, изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Согласно ст.19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Адыгея от 8.04.2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
На основании статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.04.2009 года №74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Согласно п.5 данного постановления объём расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчёта 33 квадратных метра общей площади на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.
Законом Республики Адыгея от 17.12.2010 года № 394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений, в размере 11700,0 тыс. рублей, которые направлены в местные бюджеты в соответствии с заявками муниципальных образований.
По данным свидетельства о рождении №, Девятов Федор Юрьевич родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями указаны: отец - ФИО2, мать - ФИО3.
Согласно свидетельству о смерти №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись №). Согласно свидетельству о смерти №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись №).
Имеются сведения о получении Девятовым Ф.Ю. начального профессионального образования - диплом <адрес>4, выданный Девятову Ф.Ю. ДД.ММ.ГГГГ ГОУ «Профессиональный лицей №».
Согласно уведомлениям Майкопского районного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА отсутствуют сведения о наличии объектов недвижимости за Девятовым Ф.Ю. кроме 1/3 доли в наследственном домовладении по адресу: <адрес>.
Имеется выписка из протокола № заседания жилищной комиссии администрации «Кировское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Девятов Ф.Ю. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, и было решено поставить его на учет.
Согласно распоряжению главы МО «Кировское сельское поселение» №168р от 28.09.2010 года Девятов Ф.Ю., 1991 года рождения, составом семьи 1 человек поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 24.09.2010 года.
Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения, у истца возникло с момента постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, то есть с 24.09.2010 года.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из одного человека установлен 33 кв. м.
Согласно приказа Министерства регионального развития РФ от 21.01.2011 года № 10 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республики Адыгея на первый квартал 2011 года, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 20 800 руб.
Таким образом, размер предоставляемой Девятову Ф.Ю. субсидии должен составить 20 800 руб. х 33 кв.м = 686 400 руб.
Суд считает, что субсидию на приобретение истцом жилья обязано предоставить муниципальное образование «Майкопский район».
Министерство образования и науки Республики Адыгея Законом Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» определено администратором доходов республиканского бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, т.е. органом государственной власти, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации за правильностью расходования вышеназванных средств. Министерство образования и науки Республики Адыгея выступает в суде от имени казны Республики Адыгея.
Изложенное даёт суду основание взыскать социальную выплату в пользу Девятова Ф.Ю. с ответчиков, определив субсидиарную ответственность Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Майкопского района в интересах Девятова Федора Юрьевича удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счёт средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Девятова Федора Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, за счет субвенции социальную выплату в размере 686400 (шестьсот восемьдесят шесть тысяч четыреста) рублей на приобретение жилья для семьи, состоящей из одного человека.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение десяти дней.
Судья - подпись.
Копия верна: Судья О.И.Курочка