К делу № 2-335/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос.Тульский 06 апреля 2011 года
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Курочка О.И.
при секретаре: Гайтян Р.Г.
с участием представителя администрации МО «Майкопский район» по доверенности: Лебедевой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Хачмамук Ларисы Владимировны к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Хачмамук Лариса Владимировна обратилась в суд с иском к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья в размере 1123200 рублей.
В обоснование своих требований истица указала, что в феврале 1992 г. одинокая мать - ФИО2 была по решению Гиагинского районного народного суда лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Хачмамук Ларисы Владимировны, которая была передана на попечение органов опеки и попечительства. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обучалась в ГОУ «Адыгейский интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С 2002г. по 2005г. истица обучалась в ГОУ «Профессиональный лицей № 1» г. Майкопа. С 2005г. до 2010г. проживала в ст. <адрес> РА. С 2010г. по настоящее время проживает в ст.Абадзехская Майкопского района РА на съемных квартирах.
После окончания ГОУ «Профессиональный лицей № 1» г.Майкопа в 2005г. ФИО2 неоднократно обращалась в администрацию Гиагинского района РА с заявлением о предоставлении ей жилья как сироте, но все было безрезультатно. После переезда к новому месту жительства в 2010г. в ст.Абадзехская Майкопского района РА, истица обратилась в администрацию Майкопского района с просьбой выделить жилье или субсидию на приобретение жилья ей и двум ее несовершеннолетним детям ФИО3, 2004 года рождения, и ФИО4, 2005 года рождения, но истице отказали, сославшись на то, что ей уже больше 23 лет и она не имеет права на получение жилья по договору социального найма или денежную субсидию на приобретение жилья как сирота.
Истица не смогла своевременно воспользоваться правами на получение жилья в предусмотренные федеральным законом № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» сроки по причинам не зависевшим от нее.
По решению Майкопского районного суда от 14 марта 2011 года (решение вступило в законную силу, дело №2-208/11) истица была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (распоряжение главы МО «Абадзехское сельское поселение» №31 от 19.03.2011г. с датой постановки на учет 16.03.2011г.). Считает, что истица и ее дети должны быть обеспечены жильем вне очереди. В соответствии с законодательством Республики Адыгея детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же членам их семей, предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение жилья. Данные государственные полномочия переданы органам местного самоуправления, а именно администрации МО «Майкопский район».
На сегодняшний день норма предоставления жилого помещения на семью из трех и более человек составляет по 18 кв.м. на человека. В соответствии с приказом Минрегионразвития РФ среднерыночная стоимость одного кв.м. общей площади жилья по Республике Адыгея на первый квартал 2011 года составляет 20800 рублей. Общая сумма субсидии на приобретение жилья составляет: 18 кв.м.х3х20800руб.=1123200 рублей.
В судебном заседании истица Хачмамук Л.В. требования поддержала в полном объёме, пояснила, что она относится к категории граждан, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий. И ответчики должны выделить ей безвозмездную субсидию для приобретения жилья. Просит взыскать в свою пользу с администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счёт средств государственной казны Республики Адыгея безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из трёх человек, в размере 1123200 (один миллион сто двадцать три тысячи двести) рублей.
Представитель администрации МО «Майкопский район» Лебедева Т.Г. также не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указано, что с требованиями иска согласны, изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Согласно ст.19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Адыгея от 8.04.2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
На основании статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.04.2009 года № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Согласно п.5 данного постановления объём расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчёта 33 квадратных метра общей площади на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.
Законом Республики Адыгея от 17.12.2010 года № 394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений, в размере 11700,0 тыс. рублей, которые направлены в местные бюджеты в соответствии с заявками муниципальных образований.
По данным свидетельства о рождении №, истица - Хачмамук Лариса Владимировна, родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями указаны: отец - ФИО5, мать - ФИО2.
Мать истицы - ФИО2, являясь одинокой матерью, решением Гиагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Хачмамук Ларисы Владимировны.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находилась на попечении органов опеки и попечительства, обучалась в ГОУ «Адыгейский интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С 2002г. по 2005г. истица обучалась в ГОУ «Профессиональный лицей №» <адрес>. С 2005г. до 2010г. проживала в ст. <адрес> РА. С 2010г. по настоящее время проживает в <адрес> РА на съемных квартирах. Указанные обстоятельства подтверждаются документально. Имеется вступившее в силу решение Майкопского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого семья истицы была поставлена на учет как лицо, нуждающееся в жилье.
Согласно распоряжению администрации МО «Абадзехское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ Хачмамук Л.В., 1986 года рождения, составом семьи 3 человека поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлениям Майкопского районного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА отсутствуют сведения о наличии объектов недвижимости за Хачмамук Л.В. Нет сведений в филиалах ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в Гиагинском и Майкопском районах о наличии у Хачмамук Л.В., ФИО3 и ФИО4 собственного недвижимого имущества или сведений об использовании ими права на бесплатную приватизацию.
Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения, у истицы возникло с момента постановки её на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно имеющимся в деле данным семья истицы состоит из 3-х человек, представлены копии свидетельств о рождении сыновей истицы - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из трех человек установлен 18х3= 54 кв. м.
Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 21.01.2011 года № 10 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республики Адыгея на первый квартал 2011 года, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 20 800 руб.
Таким образом, размер предоставляемой истице субсидии должен составить 20 800 руб. х 54 кв.м = 1123200 руб.
Суд считает, что по закону субсидию на приобретение истицей жилья обязано предоставить муниципальное образование «Майкопский район».
Министерство образования и науки Республики Адыгея Законом Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 20121 и 2013 годов» определено администратором доходов республиканского бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, т.е. органом государственной власти, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации за правильностью расходования вышеназванных средств. Министерство образования и науки Республики Адыгея выступает в суде от имени казны Республики Адыгея.
Изложенное даёт суду основание взыскать социальную выплату в пользу истицы Хачмамук Л.В. с ответчиков, определив субсидиарную ответственность Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Хачмамук Ларисы Владимировны удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счёт средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Хачмамук Ларисы Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ст.Гиагинская <адрес>, за счёт субвенций социальную выплату в размере 1123200 (один миллион сто двадцать три тысячи двести) рублей на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из трёх человек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение десяти дней.
Судья - Курочка О.И.