Решение об оспаривании действий МО Майкопский район



К делу № 2-331/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Тульский 27 апреля 2011 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - Мамий М.Р.,

при секретаре - Балакаревой Е.В.,

с участием: истицы; представителя ответчика Петинова А.В., согласно доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Чернышовой Таисии Даниловны к администрации муниципального образования «Майкопский район» об оспаривании решения и понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,

у с т а н о в и л:

Чернышова Т.Д. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Майкопский район» от ДД.ММ.ГГГГ в возмездном предоставлении Чернышовой Т.Д. в собственность земельного участка общей площадью 1500 кв. м из категории земель «земли населенных пунктов», с кадастровым номером 01:04:0100092:69, находящегося по адресу: <адрес>, пер. Короткий, 45; обязать администрацию муниципального образования «Майкопский район» заключить с Чернышовой Т.Д. договор купли-продажи земельного участка общей площадью 1500 кв.м. из категории земель «земли населенных пунктов», с кадастровым номером 01:04:0100092:69, находящегося по адресу: Республика Адыгея, <адрес>.

В обоснование своих требований истица указала, что на основании постановления главы МО «Майкопский район» от ДД.ММ.ГГГГ №-з ей был предоставлен в долгосрочную аренду, сроком на 10 лет вышеуказанный земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов» для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ между ней и Комитетом имущественных отношений администрации МО «Майкопский район» был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка.

Постановлением главы МО «Каменномостское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № вид разрешенного использования данного земельного участка был изменен и вместо ведения личного подсобного хозяйства арендуемый земельный участок разрешено использовать для индивидуального жилищного строительства.

В связи с этим, на основании постановления главы МО «Майкопский район» от ДД.ММ.ГГГГ №-з в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ внесены соответствующие изменения, путем заключения дополнительного письменного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ

Соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, также как сам основной договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

За личные средства на арендуемом земельном участке истицей был возведен недостроенный жилой дом степенью готовности 11%.

Право собственности на недостроенный жилой дом, также в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ было зарегистрировано в едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ

Истица обратилась в администрацию МО «Майкопский район» с заявлением о возмездном предоставлении ей в собственность арендуемого земельного участка.

Письмом администрации МО «Майкопский район» от ДД.ММ.ГГГГ № истице отказано в предоставлении в собственность данного земельного участка на том основании, что исключительное право на приватизацию земельных участков в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ, имеют именно те граждане, которые являются собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, введенных в эксплуатацию, а не те граждане, которые имеют в собственности объекты незавершенного строительства.

При этом в своем ответе администрация МО «Майкопский район» сослалась на письмо Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> «О разъяснении некоторых норм земельного и градостроительного законодательства», которое не имеет юридической силы, так как не является нормативным правовым актом.

Истица полагала, что отказ администрации МО «Майкопский район» является незаконным, нарушающим её право на приобретение в собственность арендуемого земельного участка.

В судебном заседании истица полностью поддержала исковые требования.

Представитель ответчика не возражал против исковых требований.

Выслушав истицу и представителя ответчика, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного либо муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления главы администрации МО «Майкопский район» №-з т ДД.ММ.ГГГГ Чернышовой Т.Д. предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 1500 кв. м, относящийся к категории «земли населенных пунктов», расположенный в <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между сторонами - администрацией МО «Майкопский район» и Чернышовой Т.Д. заключен договор аренды указанного земельного участка сроком на 10 лет. Данная сделка в установленном порядке зарегистрирована.

Истицей получено разрешение на строительство жилого дома на этом земельном участке и возведён недостроенный жилой дом со степенью готовности проекта 11%, что подтверждается кадастровым паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Чернышовой Т.Д. получено свидетельство о государственной регистрации права на данный недостроенный жилой дом.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу п.2 и 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного ФЗ запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 28 п.3 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Спорный земельный участок не изъят из оборота, не имеется запрета на приватизацию этого участка и эта земля не резервирована для государственных и муниципальных нужд. Ответчиком данный факт не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истица имеет право на приобретение в собственность земельного участка под объектом незавершенного строительства в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ, и её требования обоснованы. Отказ администрации МО «Майкопский район» совершить действия, направленные на осуществление прав истицы, то есть отказ в предоставлении ей земельного участка в собственность противоречит требованиям норм Земельного кодекса РФ и ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и является необоснованным.

При таких обстоятельствах имеются все основания для удовлетворения иска о понуждении ответчика к заключению договора купли-продажи спорного земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.36 ЗК РФ, ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Чернышовой Таисии Даниловны к администрации муниципального образования «Майкопский район» об оспаривании решения и понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации МО «Майкопский район» в предоставлении Чернышовой Т.Д. в собственность земельного участка площадью 1500 кв.метров относящегося к категории «земли населенных пунктов» с кадастровым номером 01:04:0100092:69, находящегося по адресу: Республика Адыгея, <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования «Майкопский район» заключить с Чернышовой Т.Д. договор купли-продажи земельного участка общей площадью 1500 кв.м. из категории земель «земли населенных пунктов», с кадастровым номером 01:04:0100092:69, находящегося по адресу: Республика Адыгея, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд.

Судья подпись