Решение о включении периода в стаж работы



К делу № 2-292/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Тульский 28 апреля 2011 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Курочка О.И.

при секретаре: Гайтян Р.Г.

с участием представителя Управления ПФР (ГУ) в Майкопском районе РА по доверенности: Софоян Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Вертий Натальи Михайловны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея о включении периода работы в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Вертий Наталья Михайловна обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в <адрес> о включении периода работы в должности фельдшера скорой помощи по приему вызовов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и о назначении льготной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Указала следующее. ДД.ММ.ГГГГ истица направила в Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> РА заявление о назначении ей досрочной пенсии по старости в по пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.

Письменный ответ Вертий Н.М. не получила, а устно истице сказали, что на пенсию она права не имеет, так как с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является фельдшером-диспетчером скорой помощи по приему вызовов, а в Списках профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, такой должности нет.

Истица Вертий Н.М. считает действия Пенсионного фонда незаконными и отказ в назначении истице пенсии необоснованным по тем основаниям, что по ранее действовавшему законодательству её работа засчитывалась в стаж, дающий право на оформление досрочной пенсии и в настоящее время продолжает работать по специальности.

Истица указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ работала фельдшером скорой помощи <адрес>ной больницы, с 1986 года - в <адрес>. Имеет специальность фельдшера по диплому. С ДД.ММ.ГГГГ работает фельдшером скорой помощи по приему вызовов. Занимая эту должность, выполняет функции среднего медицинского персонала: участвует в реанимационных мероприятиях, оказывает первую помощь больным, измеряет давление, обрабатывает раны, делает инъекции, то есть занимается лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Прием заявок на вызов скорой помощи возможен только при наличии медицинского образования и опыта лечебной работы, чтобы собрать предварительную информацию и направить к больному соответствующего врача. Кроме того, её нередко направляют на линию оказывать помощь больным без перевода на должность фельдшера.

Ими ведется журнал регистрации вызовов скорой помощи, из которого видно, что и истица, и другие фельдшеры оказывают непосредственную лечебную помощь больным.

Согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ Списку должностей и профессий, утвержденному Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ в Список лиц, имеющих право на досрочную пенсию, были включены: средний медицинский персонал независимо от наименования должности.

Что касается Списков должностей и профессий, утвержденных Постановлениями Правительства за № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, то в них не предусмотрена должность фельдшера по приему вызовов. В то же время в Списках предусмотрена должность фельдшера станции скорой помощи. Такое название является обобщающим понятием, и, с учетом этого, для досрочного назначения пенсии имеет значение не формальное наименование должности, а суть осуществляемой деятельности по охране здоровья населения.

Истица все эти годы непосредственно оказывала помощь больным. Поэтому считает, что имеет право на досрочную пенсию по возрасту. Истица дважды находилась в отпуске по уходу за ребенком: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По ранее действовавшему законодательству период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» включался в стаж, с учетом которого назначалась пенсия по старости (см. пункт 21 разъяснения Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №). Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № содержало норму о зачете в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, периода отпуска женщины по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Кроме того, в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих, малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общих и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Поэтому период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в льготный стаж на назначение пенсии.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Истица обратилась в УПФ РФ со всеми необходимыми документами ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому, считает, с этого дня ей должна быть назначена досрочная пенсия.

Истица просила обязать Управление пенсионного фонда (ГУ) РФ в <адрес> РА включить ей в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности фельдшера скорой помощи по приему вызовов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за вычетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 14 дней). И обязать Управление ПФР в <адрес> РА назначить ей льготную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица Вертий Н.М. поддержала свои требования, просила их удовлетворить, т.к. она лечебную деятельность осуществляет, является фельдшером, значит, имеет право на льготы.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> по доверенности Софоян Л.М. исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, представленные в суд, пояснила, что Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Однако названным Списком не предусмотрено право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "фельдшер по приему вызовов". Указанная должность в названном Списке не поименована.

Не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и утративший силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781.

Истица Вертий Н.М. обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в порядке пп.20 п.1 ст.27 Закона №-Ф3 в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением № Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием необходимого 25-летнего специального стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. При этом стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельностью, составляет у Вертий Н.М. 09 лет 07 месяцев 07 дней. В подсчет стажа дающего права на досрочную трудовую пенсию по старости не были включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве фельдшера-диспетчера скорой помощи по приему вызовов Майкопской центральной районной больницы, поскольку указанная должность не поименована ни действующим Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, ни ранее действовавшими Списками (ДД.ММ.ГГГГ N 464 и от 22. 09. 1999г. №).

Кроме того, в соответствии с представленной в ПФР должностной инструкцией фельдшера по приему вызовов, его обязанности не связаны с оказанием медицинской помощи и лечебной деятельности. В обязанности Вертий Н. М. как фельдшера по приему вызовов входит: осуществление записи вызовов, контроль оперативности работы выездных бригад, оформление документации, направление бригады для обслуживание вызова в любой населенный пункт района и т.п.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрены должности "фельдшер выездной бригады" и "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде". Данным приказом также утверждены положения по указанным должностям, которые предполагают различные по своим функциям должностные обязанности. Следовательно, несостоятельными являются выводы истца о том, что Управлением необоснованно отказано ей в назначении пенсии.

Выслушав мнение истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О отмечено, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

По делу установлено, что истица Вертий Н.М. в 1982 году поступила и в 1985 году окончила Майкопское медицинское училище по специальности фельдшер, данное обстоятельство подтверждается дипломом ДТ-1 №, выданным на имя истицы ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из записей в трудовой книжке Вертий Н.М., она с ДД.ММ.ГГГГ работала фельдшером скорой помощи Кужорской уч.больницы, ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность фельдшера скорой помощи Майкопской центральной районной больницы в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истица работает фельдшером скорой помощи по приему вызовов, в трудовой книжке имеется запись о том, что Вертий Н.М. «переведена фельдшером-диспетчером скорой помощи по приему вызовов» и что работает в указанной должности по настоящее время.

Обратившись ДД.ММ.ГГГГ за назначением досрочной пенсии в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> истица Вертий Н.М. получила решение № об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ В данном решении указано: стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, составляет у Вертий Н.М. 09 лет 07 месяцев 07 дней. Ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа.

В подсчет стажа дающего права на досрочную трудовую пенсию по старости не были включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве фельдшера-диспетчера скорой помощи по приему вызовов Майкопской центральной районной больницы, поскольку указанная должность не поименована ни действующим Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, ни ранее действовавшими Списками (ДД.ММ.ГГГГ N 464 и от 22. 09. 1999г. №).

Истица пояснила, что, работая в указанной должности и имея медицинское образование и опыт лечебной деятельности, она выполняет функции среднего медицинского персонала: участвует в реанимационных мероприятиях, оказывает первую помощь больным, измеряет давление, обрабатывает раны, делает инъекции, то есть занимается лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Пояснения Вертий Н.М. в суде подтвердили свидетели - сотрудники отделения скорой помощи <адрес> ФИО7 и ФИО8, которые утверждали, что они, работая как и истица фельдшерами скорой помощи, постоянно оказывали и оказывают медицинскую помощь и в составе выездной бригады скорой помощи и на в самом отделении скорой помощи, если жители - пострадавшие и больные лица - обращаются за медицинской помощью. После того, как в 1994 году функции сотрудников скорой помощи разделили, их обязанности не изменились, они как фельдшеры по вызову скорой помощи также оказывают помощь больным людям, подменяют фельдшеров, выезжающих по вызовам скорой помощи, когда те болеют или находятся в отпуске.

Аналогичные пояснения дал в суде свидетель ФИО9 - заведующий отделением скорой помощи МУ «ЦРБ <адрес>», который подтвердил, что фельдшер по приему вызовов на скорой помощи такой же медицинский работник, как и фельдшер, выезжающий с бригадой. Нет должности «фельдшер-диспетчер», они так для простоты называют работников скорой помощи, которые принимают вызовы. В связи с тем, что эти работники должны оказывать медпомощь и оказывают её фактически, была доработана должностная инструкция, которая полностью согласуется с приказом № Минздрава РФ 2004 года.

Установлено таким образом, что истица Вертий Н.М. действительно осуществляет деятельность по оказанию медицинской помощи, работая в отделении скорой помощи.

И, согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ Списку должностей и профессий, утвержденному Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ в Список лиц, имеющих право на досрочную пенсию, были включены: средний медицинский персонал независимо от наименования должности.

Допрошенная в суде начальник отдела кадров ЦРБ ФИО10 подтвердила, что в штатных расписаниях и на 1994 год, и на 1999 год, и на все предыдущие годы должности «фельдшер-диспетчер» не было, нет такой должности и в штатном расписании на 2011 год. В трудовой книжке Вертий Н.М. и в приказе № за 1994г., на основании которого запись в документ внесена, должности истицы указана неверно.

Истица не отрицала при этом, что хотя её должность указана в трудовой книжке «фельдшер-диспетчер», она не осуществляла функции фельдшера выездной бригады, а была с 1994 года и до настоящего времени является «фельдшером по приему вызовов».

Однако, утверждения истицы, что она имеет достаточный по продолжительности стаж для назначения ей досрочной пенсии по старости, не основаны на законе.

Действительно, согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ_года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

После принятия Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № работникам указанной профессии стало известно, что их работа после ДД.ММ.ГГГГ не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Так, приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрены должности "фельдшер выездной бригады" и "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде". Данным приказом также утверждены положения по указанным должностям, которые предполагают различные по своим функциям должностные обязанности. В штатном расписании ЦРБ Майкопского района за оспариваемый период (и за 1994 год, и за 1999 год, и за 2011 год) наряду с должностями "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде" имеются должности фельдшера выездной бригады и непосредственно должности фельдшера.

Законодателем не установлена тождественность должности "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде" наименованию должности "фельдшер", так как данные должности имеют отличные друг от друга должностные обязанности.

То обстоятельство, что в обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов входит, в том числе, организация оказания скорой медицинской помощи или оказание этой помощи в случае обращения граждан за медицинской помощью на подстанцию, как и иные вмененные должностной инструкцией обязанности, само по себе не свидетельствует о том, что эта работа дает право на назначение досрочной пенсии, так как не любая лечебная или иная работа по охране здоровья, требующая медицинского образования, дает право на досрочное назначение пенсии, а лишь сопряженная с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленной спецификой и характером труда, и само по себе наличие в наименовании занимаемой истицей должности слова "фельдшер" не может являться достаточным основанием для удовлетворения иска.

Кроме того, даже при включении периода работы на скорой помощи в качестве «фельдшера по приему вызовов» с 1994 по 1999 годы в требуемый 25-летний стаж, право у истицы на назначение досрочной трудовой пенсии не возникает ни на момент обращения к ответчику за назначением пенсии (19-ДД.ММ.ГГГГ), ни на момент вынесения судом решения. Учитывая, что на момент достижения истицей Вертий Н.М. требуемого 25-летнего стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, законодательно могут быть предусмотрены иные правила включения в специальный стаж периодов работы в качестве фельдшера по приему вызовов на станции скорой помощи, а также периодов отпуска по уходу за ребенком, суд отказывает истице в удовлетворении её требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Вертий Натальи Михайловны к Управлению Пенсионного фонда (Государственное учреждение) РФ в <адрес> о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы в должности фельдшера скорой помощи по приему вызовов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за вычетом периода нахождения Вертий Натальи Михайловны в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и о назначении ей льготной пенсии - отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение 10 дней через Майкопский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2011 года.

Судья - подпись.

Копия верна: Судья Курочка О.И.