К делу № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Майкопский районный суд <адрес> в составе: председательствующего: Волковой Н.В. при секретаре: Бесценной Т.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гринько Валентины Михайловны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> о включении в специальный трудовой стаж периода прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР в льготном исчислении, периода работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Гринько Валентина Михайловна обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> о включении в льготный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, считая 1 год службы за 1 год 6 месяцев, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки женской консультации Регионального лечебно-диагностического центра Министерства здравоохранения <адрес> и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Указала, что Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа. По мнению ответчика, на момент обращения за назначением пенсии ее специальный стаж составил 27 лет 03 месяцев 14 дней. Считает, что медицинский стаж ответчиком был подсчитан неверно, поскольку в него включен период ее службы в армии в календарном исчислении. Между тем, в соответствии с ФЗ « О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» и Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» она имеет право на льготное исчисление стажа службы в армии 1 год за 1 год 6 месяцев. К тому же следует учесть, что служба ее проходила на территории Семипалатинского ядерного полигона. Кроме того, Постановлением Совмина РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях ( организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений ( организаций). Поэтому ответчик незаконно исключил период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из специального стажа для досрочного назначения пенсии. В судебном заседании истица полностью поддержала свои требования и просила их удовлетворить. Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Софоян Л.М. (по доверенности) исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. При этом в силу п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа год работы в сельской местности или в поселке городского типа засчитывается в указанный стаж как 1 год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению 1 год работы засчитывается в указанный стаж как 1 год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой помощи), перечисленных в п.1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в п. 6 настоящих правил. Аналогичные правила были предусмотрены и ранее действующим законодательством. Согласно ст. 93 Закона РФ от 20.11 1990 года № «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи со вступлением в силу Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в ст. 94 Закона, и особых правил исчисления выслуги лет ( ст. 83 Закона). При этом согласно Правилам, предусмотренным п.2 Постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» исчисление сроков выслуги производится: - работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке один год работы в сельской местности или поселке городского типа - за 1 год и 3 месяца; врачам-хирургам всех наименований и другим специалистам, указанным в Постановлении, один год работы в этих должностях и подразделениях - за один год и 6 месяцев. Вместе с тем, в силу абзаца 5 вышеназванного Постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов. Таким образом, названным Постановлением № не предусматривался льготный порядок исчисления периода службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов. Не предусматривало льготного порядка подсчета в стаж работы по специальности периода службы медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и действовавшее в период службы истицы Положение о порядке исчисление стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ №,которое утратило силу ДД.ММ.ГГГГ в связи со вступлением в силу Постановлением Совмина-Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в соответствии со справкой, выданной войсковой частью 55134 от ДД.ММ.ГГГГ № истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила действительную военную службу ( а не работала), то указанный период был включен в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, в календарном исчислении. Оснований для иного исчисления этого стажа нет. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки женской консультации Регионального лечебно-диагностического центра Министерства здравоохранения <адрес> не был включен в стаж Гринько В.М., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в связи с тем, что данное учреждение не поименовано ни Списком №, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ни ранее действовавшими Списками № от ДД.ММ.ГГГГ и № от 22.09. 1999 года. Согласно п.8 раздела «Наименование должностей» Списка № в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ включаются лечебно-диагностические центры генерального штаба, вида Вооруженных сил РФ, военного округа, флота. В п.7 Списка № от ДД.ММ.ГГГГ поименованы лечебно-диагностические центры вида Вооруженных сил, военного округа, флота. По списку № от ДД.ММ.ГГГГ, утратившему силу с ДД.ММ.ГГГГ п.2 право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медперсонал лечебно-профилактических и санаторно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом в соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № к числу указанных учреждений относился только диагностический центр. (приказ утратил силу). Региональный лечебно-диагностический центр не был предусмотрен пенсионным законодательством как в период, когда истица осуществляла лечебную деятельность в указанном учреждении, так и в настоящее время. Утверждения истицы, что она имеет льготный гражданский стаж в связи с работой на Семипалатинском ядерном полигоне, не соответствуют законодательству. Ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» меры социальной поддержки предоставляются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию. При этом Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» подтверждением отнесения граждан к этой категории лиц являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. У истицы такого удостоверения нет. Выслушав мнение истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о необоснованности требований истицы по следующим основаниям. В силу п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. П.2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.10. 2002 года № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в п.1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в п.6 настоящих Правил. В соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Это означает, что при исчислении льготного медицинского стажа могут применяться правила и нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 « О государственных пенсиях в Российской Федерации» и иных нормативных актов, в соответствии с которыми исчислялись общий и специальный трудовой стаж до 01.01.2002 года. Согласно ст.93 Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1, утратившего силу с 01 января 2002 года в связи с вступлением в силу Закона № 173-ФЗ периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в ст. 94 Закона и особых правил исчисления выслуги лет (ст. 83 Закона). В период прохождения истицей службы в армии с апреля 1984 года по апрель 1988 года действовали Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, утратившего силу 01 октября 1993 года. Согласно п.1 и 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности. Согласно Инструктивному письму Министерства Социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» служба медицинских работников в составе Вооруженных Сил СССР исчисляются в одинарном размере. Согласно п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 « Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» исчисление сроков выслуги производится работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа считать за 1 год и 3 месяца; врачам-хирургам всех наименований и другим специалистам, перечисленным в п.2 Постановления, один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. В выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов. Таким образом, ни Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, ни Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 не предусмотрено льготного порядка исчисления периода службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР. Военная служба не является разновидностью трудовой деятельности гражданина, это особый вид государственной службы, и пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих, отличается от аналогичных параметров трудовых пенсий на основании ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Утверждения истицы о том, что при назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности должны быть применены нормы закона № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «« О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 « О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» несостоятельны, поскольку основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, регулируются нормами Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а до 01.01.2002 года - Законом РФ от 20.11.1990 года № 340-1 « О государственных пенсиях в Российской Федерации». Довод истицы о том, что она имеет право на льготное исчисление стажа связи со службой на Семипалатинском полигоне является необоснованным. Ст.1 ФЗ от 10.01.2002г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» меры социальной поддержки предоставляются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию. При этом Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2004 года № 634 « О правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» подтверждением отнесения граждан к этой категории лиц являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Со слов истицы такого удостоверения у нее нет. На основании изложенного у суда нет оснований включать Гринько В.М. период службы ее в Вооруженных Силах СССР с 10 апреля 1984 года по 18 апреля 1988 года как 1 год службы за 1 год и 6 месяцев, а поэтому суд отказывает Гринько В.М. в удовлетворении требований в этой части. Из решения Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея № 6 от 23 марта 2011 года следует, что по представленным документам Гринько В.М. ее специальный стаж на ДД.ММ.ГГГГ составляет 27 лет 03 месяца 14 дней. Ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа. Истица, кроме включения в специальный стаж периода службы в армии в льготном исчислении, просит включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период ее работы в должности акушерки женской консультации Регионального лечебно-диагностического центра Министерства здравоохранения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Даже при включении этого периода в требуемый 30-летний стаж, право у истицы на назначение досрочной трудовой пенсии не возникает ни на момент обращения к ответчику за назначением пенсии ( февраль 2011г), ни на момент вынесения судом решения. Учитывая, что на момент достижения Гринько В.М. требуемого 30-летнего стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, законодательно могут быть предусмотрены правила по вопросу включения в специальный стаж периодов работы в региональном лечебно-диагностическом центре Министерства здравоохранения, суд отказывает истице в удовлетворении ее требований в полном объеме. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Гринько Валентины Михайловны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1 год за 1 год и 6 месяцев, периода работы в должности акушерки женской консультации в Региональном лечебно-диагностическом центре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости отказать за необоснованностью. Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение 10 дней. Судья- Н.В.Волкова