Р Е Ш Е Н И Е 24 июня 2011 года п.Тульский Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего Юрченко Н.И., при секретаре Теучеж Ф.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования «Майкопский район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея и Майкопскому районному отделу СП УФССП России по Республике Адыгея об освобождении от уплаты исполнительского сбора, у с т а н о в и л : Истец обратился в суд с иском, в котором просит освободить Администрацию муниципального образования «Майкопский район» от уплаты исполнительского сбора в сумме 5000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Майкопского районного отдела УФССП России по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №. В обоснование иска указано, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Майкопского районного отдела УФССП на основании исполнительного листа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Майкопским районным судом, возбуждено исполнительное производство № и предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном листе, то есть обязать администрацию МО «Майкопский район» обеспечить права граждан в МО «Красноульское сельское поселение», на получение дошкольного образования путем создания на территории МО «Красноульское сельское поселение» Муниципального дошкольного образовательного учреждения, удовлетворяющего потребности детей в получении общедоступного и бесплатного образования. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрацию муниципального образования «Майкопский район» в доход федерального бюджета в размере 5000 рублей. Взыскание исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель мотивирует тем, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. По данному факту МУ «Межпоселенческий центр народной культуры Майкопского района» обратилось в Майкопский районный суд с заявлением для предоставления отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда. Заявление было принято судом к рассмотрению. Также обжалуемое постановление вынесено без учета вины должника, который в настоящее время не может исполнить свое обязательство перед взыскателем по причине отсутствия целевых финансовых средств. МУ «Межпоселенческий центр народной культуры Майкопского района» принимались меры по исполнению решения суда. На сегодняшний день решение суда исполнено частично. Данное муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет статуса юридического лица, в связи с чем, постановлением главы муниципального образования «Майкопский район» от 08.02.2011г. №20 «Об открытии сети дошкольных образовательных учреждений» детский сад в х. Красная Улька был введен в сеть дошкольных образовательных учреждений района. Здание МДОУ № «Золотой ключик» стоит на балансе МОУ СОШ № х. Красная Улька, а в период с 2008 года по июнь 2010 года в общеобразовательном учреждении стояла проблема по подвозу детей к месту учебы и обратно, так как эксплуатирующийся автобус данного учреждения не соответствовал требованиям безопасности дорожного движения и создавал опасность для находящихся в нем несовершеннолетних лиц. Для решения острой необходимости подвоза детей в СОШ № были выделены дополнительные денежные средства в сумме 1.090,0 тыс.руб., не предусмотренные бюджетом в 2010 году. В условиях острого дефицита, финансовых ресурсов такая расстановка приоритетов выглядит обоснованной. На завершение капитального ремонта детского сада необходимо 8,0 млн. рублей. Администрацией МО «Майкопский район» направлено письмо Президенту Республики Адыгея Тхакушинову А.К. от 16.02.2011г. №462 о поддержке в решении социально значимого вопроса для молодого поколения Майкопского района. Управлением образования администрации МО «Майкопский район» направлен перечень основных мероприятий по развитию дошкольного образования в районе для включения в Республиканскую целевую программу «Развитие дошкольного образования в Республики Адыгея на 2011-2010 годы с указанием объемов и источников финансирования на Министра образования и науки РА Беданокову Р.А. от 14.03.2011г. №441. Ответа на подтверждении утверждения в Республиканскую целевую программу не поступало. В настоящее время бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы (т.е. исключительно в соответствии с планом). Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации определяется в первую очередь необходимостью производить социально значимые выплаты работникам - заработную плату, включая разного рода доплаты и надбавки, выплаты компенсаций. Финансирование носит строго целевой характер и осуществляется в меру выполнения установленных планов, при условии соблюдения режима экономии и под финансовым контролем. Существующая система управления финансами бюджетных учреждений включает в себя: составление сметы учреждения, утверждение ее главным распорядителем бюджетных средств и исполнение сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, ежеквартально доводимых до учреждения. Хотя существуют нормативы на капитальные вложения и капитальный ремонт, реальные расходы определяются в индивидуальном порядке, заявки бюджетных учреждений выполняются выборочно и даже с помощью отдельного механизма финансирования целевых программ. В судебном заседании представитель истца - ФИО4, по доверенности, поддержала иск, пояснив, что Администрация МО «Майкопский район» не может исполнить свое обязательство перед взыскателем по причине отсутствия целевых финансовых средств. Администрацией МО «Майкопский район» принимались меры по исполнению решения суда. На сегодняшний день решение суда исполнено частично. Администрация МО «Майкопский район» является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Существующая система управления финансами бюджетных учреждений включает в себя: составление сметы учреждения, утверждение ее главным распорядителем бюджетных средств и исполнение сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, ежеквартально доводимых до учреждения. Хотя существуют нормативы на капитальные вложения и капитальный ремонт, реальные расходы определяются в индивидуальном порядке, заявки бюджетных учреждений выполняются выборочно и даже с помощью отдельного механизма финансирования целевых программ.Бюджет муниципального образования «Майкопский район» является дотационным более 50%, что не позволяет расходовать средства сверх принятых бюджетных обязательств. Представитель УФССП по РА - ФИО5, по доверенности, возражал против иска, полагая, что исполнительский сбор наложен судебным приставом-исполнителем законно и оснований для освобождения от его уплаты не имеется. Представитель Майкопского районного отдела СП УФССП - старший судебный пристав ФИО6 также полагал, что требования необоснованны и не подлежат удовлетворению. Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (с изменениями от 13 мая, 30 декабря 2008 г., 3 июня, 19 июля, 27 сентября, 17 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 7 февраля, 21 апреля 2011 г.) «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 статьи 112 указанного закона предусмотрено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Как следует из статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является отсутствие вины. Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление от 30 июля 2001 года №13-П) исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства... Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. В судебном заседании установлено, что Администрацией МО «Майкопский район» приняты меры к исполнению требований исполнительного документа. Администрация МО «Майкопский район» является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Существующая система управления финансами бюджетных учреждений включает в себя: составление сметы учреждения, утверждение ее главным распорядителем бюджетных средств и исполнение сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, ежеквартально доводимых до учреждения. Хотя существуют нормативы на капитальные вложения и капитальный ремонт, реальные расходы определяются в индивидуальном порядке, заявки бюджетных учреждений выполняются выборочно и даже с помощью отдельного механизма финансирования целевых программ. Истцом представлены документы в подтверждение действий, совершенных должником с целью исполнения решения суда, а именно: протокол заседания выездной комиссии по рассмотрению вопроса капитального ремонта детского сада №34 от 30.07.2010 г., направления Министру образования и науки Республики Адыгея перечня основных мероприятий по развитию дошкольного образования в районе для включения в Республиканскую целевую программу «Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования» на 2011-2015 годы с указанием объемов и источников финансирования от 2.08.2010г. и от 2.03.2011г., бюджетная роспись по образовательным учреждениям МО «Майкопский район» на 2011 год, постановление главы МО «Майкопский район» от 8.02.2011г. №20 « Об открытии сети дошкольных образовательных учреждений, письмо Президенту РА Тхакушинову А.К. о выделении денежных средств на завершение капитального ремонта детского сада, письмо министру образования и науки РА от 19.05.2011г. с просьбой о выделении вышеуказанных средств с локальным сметным расчетом. Изучив представленные доказательства невиновности должника в неисполнении требований исполнительных документов в установленный для добровольного исполнения срок, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Администрации муниципального образования «Майкопский район» удовлетворить. Освободить Администрацию муниципального образования «Майкопский район» от уплаты исполнительского сбора в сумме 5000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Майкопского районного отдела УФССП России по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение десяти дней. Мотивированное решение изготовлено 29.06.2011 года. Судья: Копия верна: Судья Н.И.Юрченко.