к делу № 2-823/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 сентября 2011 года года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего: Волковой Н.В. при секретаре: Долинской В.Г. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Чебышева Олега Сергеевича к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки РА о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Чебышев Олег Сергеевич обратился в Майкопский районный суд с иском к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья в размере 707 850 рублей. В обоснование своих требований истец указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Его отец- Чебышев С.Н. был лишен родительских прав, а мать - Чебышева Т.И., умерла ДД.ММ.ГГГГ. Он-истец находился на полном государственном обеспечении в ГОУ «Адыгейская республиканская школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С августа 2004 года по август 2007 года и с сентября 2008 года по ноябрь 2010 года отбывал наказание в исправительной колонии. На основании решения Майкопского районного суда ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учёт, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В настоящее время истец состоит на учёте в Администрации МО «Тульское городское поселение» в очереди на получение жилья. В собственности жилья не имеет, и нет материальной возможности его приобрести. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а так же дети находящиеся под опекой, попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Просил суд удовлетворить требования в полном объеме. В судебное заседание Чебышев О.С. не явился. Представитель Чебышева О.С. по доверенности - Лазурко О.В. в судебном заседании пояснил, что Чебышев О.С. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Его мать - Чебышева Т.И., умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец - Чебышев С.Н. в октябре 1993 года был лишен родительских прав. Чебышев О.С. находился на полном государственном обеспечении в ГОУ «Адыгейская республиканская школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С августа 2004 года по август 2007 года и с сентября 2008 года по ноябрь 2010 года он отбывал наказание в исправительной колонии за кражи. За ним не числится жилье, земельный участок под жилье ему также не предоставлялся. Закрепленного жилого помещения не имеет. Решением Майкопского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Чебышеву был восстановлен срок для постановки на учёт, как нуждающегося в улучшении жилищных условий и относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставлен на учёт. ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Администрации МО «Тульское городское поселение» № «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий г. Чебышева О.С.» был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Просил взыскать с Администрации МО «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки РА за счет средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Чебышева О.С. безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения в размере 707 850 рублей. В судебном заседании представитель Управления образования Администрации МО «Майкопский район» по доверенности - Лебедева Т.Г. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснила, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ Чебышев О.С. на основании решения суда был поставлен на учёте в Администрации МО «Тульское городское поселение» в очереди на получение жилья, поскольку в собственности жилья не имеет, и нет материальной возможности его приобрести. Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве изложена просьба рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представитель Администрации МО «Тульское городское поселение» в судебное заседание не явился. Однако представлено заявление, в котором изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Выслушав мнение представителя истца - Лазурко О.В. и представителя Управления образования Администрации МО «Майкопский район» -Лебедеву Т.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещениеустанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на третий квартал 2011 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 21 450 руб. Указом Президента Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений» утверждено Положение «О порядке предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений». Согласно п. 2 указанного Положения при отсутствии жилого фонда, этой категории граждан предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 8 Положения, субвенции на выдачу безвозмездных субсидий на приобретение жилого помещения выделяет муниципальным районам и городским округам Министерство финансов РА. Из свидетельства о рождении истца следует, что он - Чебышев Олег Сергеевич родился ДД.ММ.ГГГГ, его отцом является - Чебышев Сергей Николаевич, а матерью является - Чебышева Таисия Ивановна. Согласно свидетельству о смерти мать истца Чебышева Таисия Ивановна умерла ДД.ММ.ГГГГ. Из решения Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чебышев Сергей Николаевич был лишен родительских прав в отношении - Чебышева Александра, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чебышева Олега Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чебышева Сергея Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно справке ГОУ «Адыгейская республиканская школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № от ДД.ММ.ГГГГ Чебышев О.С. находился на содержании с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Из приговора Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чебышев О.С. был приговорен к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК общего режима, без штрафа. Согласно постановлению Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Чебышеву О.С., 1985 года рождения заменено наказание на более мягкий вид наказания - исправительные работы сроком на 1 год 1 месяц и 10 дней с удержанием 20% из заработной платы в доход государства, не отбытое наказание в виде исправительных работ на наказание в виде лишения свободы на срок 4 месяца и 5 дней с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Из справки БТИ по Майкопскому району № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Отделении ТИ по Майкопскому району за Чебышевым О.С. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано. Согласно справке БТИ по городу Майкопу № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Отделении ТИ за Чебышевым О.С., 1985 года рождения объектов недвижимости в г. Майкопе, Тахтамукайской, Красногвардейском, Майкопском, Шовгеновском, Гиагинском, Кошехабльском, Теучежской районах и в городе Адыгейске не числится. Из справки Администрации МО «Город Майкоп» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чебышев О.С,, 1985 года рождения в Администрации МО «Город Майкоп» на учёте в качестве нуждающегося в списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не состоит, и по данному вопросу не обращался. Согласно решению Майкопского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Чебышев О.С, был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставлен на учёт. Согласно Постановлению Администрации МО «Тульское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ Чебышев О.С., 1985 года рождения поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке Администрации МО «Тульское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ Чебышев О.С., 1985 года рождения, проживает по адресу: <адрес> состава семьи не имеет, подсобного хозяйства также не имеет. Согласно уведомлению <адрес> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА сведения о наличии объектов недвижимости за Чебышевым О.С. отсутствуют. Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения, у истца возникло с момента постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в льготный список детей-сирот, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из одного человека установлен 33 кв. м. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Статьей 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» МО "Майкопский район" наделено государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой. В приложении № к Закону Республики Адыгея "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" предусмотрено распределение субвенций из республиканского Фонда компенсаций на 2010 год в разрезе территорий, в том числе и субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. Законом Республики Адыгея "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" также предусматривались субвенции на осуществление указанных полномочий. Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся. Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета. На основании ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом РА "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Пунктом 5 Порядка установлено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (33 квадратных метра на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади (в муниципальном образовании), установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 10 Порядка закреплено, что по желанию получателя при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с Приложением к настоящему Порядку. Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на третий квартал 2011 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 21 450 руб. Таким образом, размер предоставляемой субсидии должен составить 33 кв.м. х 21 450 руб. = 707 850 руб. Таким образом, суд считает требования истца законными и обоснованными и удовлетворяет их. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Чебышева Олега Сергеевича удовлетворить. Взыскать с Администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства Образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Чебышева Олега Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 707 850 (семьсот семь тысяч восемьсот пятьдесят) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение десяти дней. Судья - Н.В.Волкова