к делу № 2-907 /11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 октября 2011 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего: Волковой Н.В. при секретаре: Бесценной Т.Н. с участием пом.прокурора Майкопского района: Черепановой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах Петрова Михаила Викторовича к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в суд в интересах Петрова Михаила Викторовича с иском, в котором просил взыскать с Администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Петрова Михаила Викторовича за счет субвенции социальную выплату в размере 707 850 рублей на приобретение жилья. В обоснование иска указано, что проведённой прокуратурой Майкопского района по обращению гражданина Петрова М.В. проверкой выявлены нарушения законодательства о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Петров М.В. относится к названной категории лиц. На основании Распоряжения главы администрации МО "Тимирязевское сельское поселение» №-р от ДД.ММ.ГГГГ Петров М.В. состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Однако вопреки требованиям ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечен жильём не был, соответствующая социальная выплата ему не предоставлялась. Просил удовлетворить заявленные исковые требования. В судебном заседании помощник прокурора Майкопского района Черепанова Е.В. уточнила требования и просила взыскать с Администрации МО «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Петрова Михаила Викторовича за счет субвенции социальную выплату на приобретение жилого помещения, для семьи состоящей из четырех в размере 1 544 400 рублей. Пояснила, что в соответствии с Приказом от Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на третий квартал 2011 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет - 21 450 рублей. Проведённой прокуратурой Майкопского района по обращению гражданина Петрова М.В. проверкой выявлены нарушения законодательства о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Петров М.В. относится к этой категории лиц. На основании Распоряжения главы администрации МО "Тимирязевское сельское поселение» №-р от ДД.ММ.ГГГГ Петров М.В. состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Петров М.В. ДД.ММ.ГГГГ вступил в брак с Гуриненко Л.А., от которой у него имеются две несовершеннолетние дочери - Ксения, 2008 года рождения и Алена, 2011 года рождения. В настоящее время он нигде не обучается, не проходит службу в армии, имеет постоянное место работы. Однако вопреки требованиям ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечен жильём не был, соответствующая социальная выплата ему не предоставлялась. Петров М.В. в судебном заседании подержал уточненные требования прокурора и просил удовлетворить их. Пояснил, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его мать Петрова С.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отца никогда не знал. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. В сентябре 2011 года он вступил в брак в Гуриненко Л.А.. Имеет двух несовершеннолетних детей. В настоящее время он состоит на учёте в Администрации МО «Тимирязевское сельское поселение» в очереди на получение жилья. В собственности жилья ни он, ни члены семьи не имеют. Материальной возможности его приобрести. Представитель Администрация МО «Майкопский район» по доверенности - Макарова Е.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что действительно на основании Распоряжения главы администрации МО "Тимирязевское сельское поселение» №-р от ДД.ММ.ГГГГ Петров М.В. состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В сентябре 2011 года вступил в брак. Имеет двух несовершеннолетних дочерей. В настоящее время он нигде не обучается, не проходит службу в армии, проживает с семьей на съемной квартире. Представитель ответчика - Министерства образования и науки Республики Адыгея в судебное заседание не явился, однако в письменном отзыве изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Выслушав помощника прокурора Майкопского района Черепанову Е.В., Петрова М.В., представителя Администрации МО «Майкопский район» - Макарову Е.А., изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Из свидетельства о рождении Петрова М.В. следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является - Петрова Светлана Михайловна, а отцом - Петров Виктор Иванович. Из справки о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Отделом ЗАГС Майкопского района по Республике Адыгея следует, что в свидетельстве о рождении Петрова М.В., 1987 года рождения сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Согласно свидетельству о смерти Петрова Светлана Михайловна умерла ДД.ММ.ГГГГ. Имеется Распоряжение главы администрации МО "Тимирязевское сельское поселение» №-р от ДД.ММ.ГГГГ Петров М.В. состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ. Из свидетельства о браке Петрова М.В. следует, что он ДД.ММ.ГГГГ вступил в брак с Гуриненко Л.А. и после заключения брака супруге была присвоена фамилия - Петрова. Согласно свидетельствам об установлении отцовства Петров М.В. является отцом ФИО3, 2008 года рождения и ФИО3 Алёны Михайловны, 2011 года рождения. Из свидетельств о рождении ФИО4, 2008 года рождения и Петровой Алёны Михайловны, 2011 года рождения следует, что их отцом является - Петров Михаил Викторович, а матерью - Гуриненко Лидия Александровна. Из справки БТИ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Отделении ТИ по <адрес> за Петровым М.В., ФИО4, Петровой А.М., Петровой Л.А. Гуриненко Д.А. и Гуриненко Л.А. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано. Согласно уведомлениям <адрес> отдела Управления Федеральной службы кадастра и картографии по РА сведения о наличии объектов недвижимости за Петровым М.В., Гуриненко Л.А,, ФИО11, ФИО4 и Петровой А.М. отсутствуют. Согласно справкам Администрации МО «Тимирязевское сельское поселение» № И № от ДД.ММ.ГГГГ Петров М.В. проживает по адресу: х. Шунтук, <адрес> имеет состав семьи: супругу- Петрову Л.А., дочь супруги - ФИО11, дочерей - ФИО4 и Петрову А.М.. Собственного домовладения не имеет, земельный участок под строительство и под огород не выделялся. Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения, у Петрова М.В. возникло с момента постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в льготный список детей сирот, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных учреждениях и иных указанных в законе учреждениях. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Статьей 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» МО "Майкопский район" наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой. Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся. Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета. На основании ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом РА "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.04.2009 г. №74, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Пунктом 5 Порядка установлено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади (в муниципальном образовании), установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 10 Порядка закреплено, что по желанию получателя при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с Приложением к настоящему Порядку. В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 23.06.2011 года № 299 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на третий квартал 2011 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет - 21 450 рублей. Таким образом, размер предоставляемой субсидии должен составлять 72 кв.м. х 21 450 руб.= 1 544 400 рублей. Суд считает требования истца законными и обоснованными и удовлетворяет их. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Прокурора Майкопского района Республики Адыгея удовлетворить. Взыскать с Администрации МО "Майкопский район" и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Петрова Михаила Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ст. <адрес> за счет субвенции социальную выплату на приобретение жилья в размере 1 544 400 (один миллион пятьсот сорок четыре тысячи четыреста) рублей. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд. Судья - Н.В.Волкова