к делу № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего Скрябина А.В., при секретаре Пуховой С.Ю., с участием прокурора Шорова Т.А., представителей муниципального образования «Кужорское сельское поселение» по доверенности - Погореловой Т.В. и Лозенко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение», установил: Прокурор Майкопского района РА обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение». В заявлении указал, чтопо обращению депутата Государственного Совета-Хасе Республики Адыгея ФИО4 прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установленоустановлено, что на протяжении нескольких лет администрацией МО «Краснооктябрьское сельское поселение» не решается вопрос водоотведения в связи с подтоплением жителей домов по <адрес>. Регулярное подтопление жителей проживающих по <адрес> происходит в результате ливневых дождей и образования водоема из-за естественного понижения уровня улицы, что создает угрозу жизни и имуществу граждан. Подступы к домовладениям перекрываются в связи с повышенным уровнем воды на проезжей части. Согласно информации администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение», для разрешения образовавшейся ситуации необходимо, осуществить строительство ливневой канализации протяженностью до 250 метров глубиной 1,8 метра с укладкой водоотводящей трубы. Вместе с тем, администрацией МО «Краснооктябрьское сельское поселение» мер, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций принято не было. Вследствие длительного бездействия администрациипоселения нарушаются права, и свободы граждан, происходит систематическое подтопление земельных участков и жилых домовладений. В адрес главы администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» внесено представление об устранении нарушений законодательства, из ответа на которое следует, что требования об устранении допущенных нарушений не были выполнены. Поэтому в своих требованиях прокурор просил суд: 1) Признать незаконным бездействие администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» в части непринятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в виде подтопления домовладений и проведению работ по водоотведению на <адрес>, Республики Адыгея; 2) Обязатьадминистрацию МО «Краснооктябрьское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по предупреждениючрезвычайных ситуаций ввидеподтопления домовладений ипровести работы по водоотведению с <адрес>, Республики Адыгея. В ходе рассмотрения дела прокурором были представленыуточненные требования, в которых прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» в части непринятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в виде подтопления домовладений и проведению работ по водоотведению на <адрес> Республики Адыгея и обязатьадминистрацию МО «Краснооктябрьское сельское поселение» устранить в полном объеме допущенные нарушения. В судебном заседании помощник прокурора Шоров Т.А. поддержал уточненные требования и просил суд их удовлетворить. Пояснил, что обстоятельства бездействия администрации МО «Крсанооктябрьского сельского поселения» в вопросах водоотведения и предупреждения последствий чрезвычайных ситуаций в х. Садовый по <адрес> подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Представители администрации муниципального образования «Кужорское сельское поселение» по доверенности - Погорелова Т.В. и Лозенко О.В. в судебном заседании полагали требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования не подлежащими удовлетворению. Пояснили, что все мероприятия по проектированию и осуществлению водоотведения на <адрес> могут производится лишь в соответствии с генеральным планированием, без принятиях которого, орган местного самоуправления не может заказать проектно-сметную документацию. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Так, в судебном заседании было установлено, что на территории муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» в х. <адрес>, на протяжении длительного времени - свыше десяти лет, в результате ливневых дождей происходят регулярные подтопления проезжей части, земельных участков и домовладений граждан, проживающих на указанной улице. Согласно информации администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение», для предотвращения подтоплений необходимоосуществить строительство ливневой канализации протяженностью до 250 метров глубиной 1,8 метра с укладкой водоотводящей трубы. Однако, меры по выполнению данных работ не предпринимались. Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются участвующими в деле лицами. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд не принимает в обоснование своих выводов утверждения представителей администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» о том, что подтопления земельных участков и домовладений происходили в результате прорыва сетей водоснабжения. Данное утверждение не соответствует установленным судом обстоятельствам, и опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств. Так, из показаний допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО7 и ФИО8 следует, что в период таяния снегов и ливневых дождей на протяжении нескольких лет происходит подтопление проезжей части, земельных участков и домовладений, расположенных по <адрес>. Свидетели ФИО9 и ФИО10, являющиеся сотрудниками МУП «Майкопводоканал», пояснили что подтопления проезжей части,земельных участков и домовладений, расположенных по <адрес>, не могли происходить по причине прорыва сетей водоснабжения, поскольку имевшие место в ДД.ММ.ГГГГ утечки, были устранены в краткие сроки и не могли дать объема воды, приведшего к подтоплению. Кроме того, в материалах дела имеются акты обследования <адрес>: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и др., из которых следует, что подтопления проезжей части, земельных участков и фундаментов домовладений, происходили именно в результате ливневых дождей. Как следует из указанных актов, осмотры производились сотрудниками администрации поселения, которые на момент обследования обнаруживали переполненными канализационные трубы и выгребные ямы, а также воду в подвалах и запах плесени в домах граждан. Обстоятельства систематических подтоплений земельных участков и домовладений по <адрес> в <адрес> подтверждаются также имеющимися в материалах дела иными документами, а именно многочисленными обрушениями и заявлениями граждан, письмами и информациями администраций органов местного самоуправления, в том числе администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение». В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправленияРоссийской Федерации» водоотведение, дорожная деятельность и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений, относится к вопросам местного значения поселений. Согласно ст. 7 Федерального закона 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения. Данные мероприятия проводятся заблаговременно. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления на территории, которых сложилась чрезвычайная ситуация. Оценивая указанные нормы законодательства, суд исходит из того, что решение вопросов местного значения, в том числе вопросов водоотведения,предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений, не может быть приостановлено до реализации генерального планирования, иных мероприятий, либо в связи с отсутствием бюджетных средств. Из информации, предоставленной администрациейМО «Краснооктябрьское сельское поселение» следует, что для предупреждения возможных подтоплений необходимо, осуществить строительство ливневой канализации протяженностью до 250 метров глубиной 1,8 метра с укладкой водоотводящей трубы. Вместе с тем, до настоящего времени надлежащие меры по предупреждению подтоплений по <адрес> в <адрес> администрацией МО «Краснооктябрьское сельское поселение» не предпринимались. Более того, несмотря на многочисленные обращения и заявления граждан и установленные обстоятельства затоплений в период свыше десяти лет, в бюджете сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ расходы на мероприятия по предупреждению систематически возникающей чрезвычайной ситуации не были предусмотрены. Таким образом, администрацией МО «Краснооктябрьское сельское поселение» допущено длительное бездействие в части не обеспечения надлежащих и эффективных мер по водоотведению и предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а именно по <адрес> в <адрес>, что повлекло нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 254 ГПК РФ действия (бездействия) органов местного самоуправления могут быть оспорены в суде, если они затрагивают права и законные интересы граждан и общества. В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, решил: Удовлетворить требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Краснооктябрьскоесельское поселение» в части не принятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в виде подтопления домовладений и проведению работ по водоотведению на <адрес> в х. <адрес> Республики Адыгея и обязатьадминистрацию муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» устранить в полном объеме допущенное нарушение. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, через Майкопский районный суд. Судья - подпись Копия верна: Судья Скрябин А.В.