Решение по гражданскому делу по иску Мухина Данилы Николаевича к УТСЗН об индексакции выплат и взыскании выплат



к делу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ          Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Скрябина А.В.,

при секретаре                    Пуховой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мухина Данилы Николаевича к к Управлению труда и социальной защиты населения по Майкопскому району об индексации денежных выплат и взыскании задолженности,

установил:

Мухин Д.Н. обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения по Майкопскому району об индексации денежных выплат и взыскании задолженности. В заявлении указал, что является инвалидом II группы. Увечье получено при исполнении служебных обязанностей военной службы, в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. В связи с этим, пользуется льготами и мерами социальной поддержки, предусмотренными ФЗ РФ № 1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофе на Чернобыльской АЭС». Он был признан инвалидом III группы с формулировкой причины инвалидности «заболевание получено при исполнении служебных обязанностей военной службы, в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС». ДД.ММ.ГГГГ Майкопской межрайонной врачебно-трудовой экспертной комиссией <адрес>, РА ему была установлена 40% потеря трудоспособности. ДД.ММ.ГГГГ истец был признан инвалидом II группы с формулировкой причины инвалидности «увечье получено при исполнении служебных обязанностей военной службы, в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС».МСЭ ему была установлена 70% потеря трудоспособности.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусмотрено, что размеры выплат гражданам установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательствоРоссийской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального Закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ и статьей 4 Федерального Закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000г. (т.е. исчисленных исходя из 83руб.49 коп.), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Федеральных законов от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части), указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008г. №181, от 24 декабря 2008г. № 992, от 07 июля 2009 г. № 545, от 21 декабря 2009г. №1024, и от 21 декабря 2010 г. №1079 утверждены Правила индексации в 2008, 2009, 2010 и 2011 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Этими Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Он по решению Майкопского районного суда от 14.11.2007 года из средств Федерального бюджета получает ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1379,15 руб.и ежегодно за вред здоровью 2298,58 руб., что больше размеров выплат, установленных Правительством Российской Федерации.

Ответчикпроизвести индексацию денежных сумм полагаясь на вышеуказанные правовые нормы отказался, ссылаясь на то, что истец итак получает выплаты выше сумм предусмотренных ПостановлениямиПравительства.

Однако ст. 19 Конституции РФ установлено, что все граждане равны перед законом независимо от каких либо обстоятельств.

То обстоятельство, что истец обращался всуд за защитой своих прав не может являться основанием для отказа произведения индексации указанных выплат.

Поэтому просил суд:1) Взыскатьс Управлениятруда исоциальнойзащиты населенияпо Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича сумму в размере16347р. 78 к. в счетзадолженности по выплатам, предусмотренным п. 13 ст.14 ФЗ РФ № 1244-1 от15.05.91г.в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГединовременно; 2) Взыскивать с Управления труда и социальной защитынаселения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича выплаты в возмещение вреда здоровью ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1979р. 83 к. с последующей обязательной ежегодной индексацией в зависимости от роста инфляции, устанавливаемого Правительством РФ на очередной финансовый текущий год; 3) Взыскать с Управления труда исоциальной защиты населения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевичасумму в размере2519р.22к.в счет задолженности по выплатам, предусмотренным ст. 39 ФЗ РФ № 1244-1 от 15.05.91 г. в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ единовременно; 4) Взыскивать с Управления труда и социальной защиты населения поМайкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича выплаты в возмещение вреда здоровью ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3099 р. 97к.с последующей обязательной ежегодной индексациейв зависимости от ростаинфляции устанавливаемогоПравительством РФ на очередной финансовый текущий год.

Управлением труда и социальной защиты населения по Майкопскому району представлен в суд отзыв относительно исковых требований в котором указано, что Мухин Д.Н. по решению Майкопского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ из средств Федерального бюджета получает ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1379,15 руб.и ежегодно за вред здоровью 2298,58 руб., что больше размеров выплат, установленных Правительством Российской Федерации.В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года №35, в редакции от 5 апреля 2005 года № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, чтоденежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 года с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст.1 Федерального закона от 19.063.2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст.4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной статьей 14 пункта 15 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.Таким образом, исковое требование Мухина Д.Н. о дальнейшей индексации уже проиндексированных Майкопским районным судом компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной за вред здоровью, не подлежат удовлетворению, как не основанное на Законе.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Бабкин С.В.уточнил исковые требованияМухина Д.Н. Просил суд 1) Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича сумму в размере 16347 р. 78 к. в счет задолженности по выплатам, предусмотренным п. 13 ст. 14 ФЗ РФ № 1244-1 от 15.05.91г. в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ единовременно; 2) Взыскивать с Управления труда и социальной защиты населения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича ежемесячную выплату на приобретение продовольственных товаров (п. 13 ст. 14 Закона), начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1979р. 83 к. с последующей обязательной ежегодной индексацией в зависимости от роста инфляции, устанавливаемого Правительством РФ на очередной финансовый текущий год; 3) Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича сумму в размере 2519 р. 22 к. в счет задолженности по выплатам, предусмотренным ст. 39 ФЗ РФ № 1244-1 от 15.05.91 г. в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ единовременно; 4) Взыскивать с Управления труда и социальной защиты населения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича ежегодную компенсацию за вред здоровью (ст. 39 Закона), начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3099 р. 97 к. с последующей обязательной ежегодной индексацией в зависимости от роста инфляции устанавливаемого Правительством РФ на очередной финансовый текущий год.

Представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения по Майкопскому району по доверенности - Потапова С.А. исковые требования ФИО2 не признала и просила суд отказать в их удовлетворении за необоснованностью.

Исследовав материалы дела и выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Так, в судебном заседании установлено, что истец Мухин Д.Н. является инвалидом II группы. Увечье получено при исполнении служебных обязанностей военной службы, в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. В связи с этим на Мухина Д.Н. распространяются льготы и меры социальной поддержки, предусмотренными Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофе на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к мерам социальной поддержки граждан участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС относятся: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (п. 13 ст. 14) и ежегодная компенсация за вред здоровью (ст. 39).

Из исковых требований Мухина Д.Н. и представленного истцом расчета задолженности по компенсационным выплатам (л.д. 7) следует, что размеры подлежащих взысканию сумм рассчитаны по двум категориям выплат: ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.

Представитель истца пояснил, что ответчиком проигнорированы требования закона, поскольку не была произведена индексация с учетом инфляции.

Между тем, предложенный истцом порядок индексации указанных в исковом заявлении сумм не основан на требованиях закона.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в действующей редакции, размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27 декабря 2004г. № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 7 мая 2005 г. № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 25 апреля 2006 г. № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 21 марта 2007 г. № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне и не требует вынесения отдельных судебных решений.

Устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат,Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 апреля 2004г. № 31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

При этом, порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью может быть различен.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.

Наличие состоявшегося по иску Мухина Д.Н. и вступившего в законную силу решения Майкопского районного суда от 14.11.2007г. об индексации ежемесячных сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, также не является основанием для удовлетворения заявленных истцом по настоящему делу требований.

Так, указанным решением Мухину Д.Н. установлена сумма ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1379,15 руб. и ежегодно за вред здоровью 2298,58 руб. с ДД.ММ.ГГГГ, что на момент вынесения решения и на настоящий момент превышает размеры выплат, установленные Правительством РФ.

Из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что указанные судом суммы компенсации должны индексироваться УТСЗН по Майкопскому району.

В судебном заседании установлено, что УТСЗН по Майкопскому району производятся выплаты ежемесячных сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью Мухину Д.Н. в установленных решением суда размерах, следовательно, решение суда УТСЗН по Майкопскому району надлежащим образом исполнено.

Из пояснений представителя ответчика Суманеевой Г.Н. следует, что при последующих индексациях Правительством РФ сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, Управлением труда и социальной защиты населения по Майкопскому району будут производится надлежащие перерасчеты, в том числе и в отношении Мухина Д.Н., если установленные Правительством РФ размеры компенсаций превысят размеры определенных решением суда от ДД.ММ.ГГГГ выплат.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Мухина Д.Н. о взыскании с ответчика задолженности по компенсационным выплатам сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью не подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что Управлением труда и социальной защиты населения по Майкопскому району при индексировании причитающихся в соответствии с законодательством денежных сумм, права истца не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований Мухина Данилы Николаевича к Управлению труда и социальной защиты населения по Майкопскому району об индексации денежных выплат и взыскании задолженности - отказать за необоснованностью требований.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, через Майкопский районный суд.

                                        Судья - подпись

    Копия верна: Судья                                 Скрябин А.В.