к делу № 2-1068/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2011 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего: Волковой Н.В. при секретаре: Бесценной Т.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Шестакова Леонида Андреевича к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки РА о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Шестаков Леонид Андреевич обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея с иском к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья в размере 707 850 рублей. В обоснование своих требований истец указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Его отец и мать были лишены родительских прав. В настоящее время истец состоит на учёте в Администрации Абадзехское сельское поселение» в очереди на получение жилья. В собственности жилья не имеет, и нет материальной возможности его приобрести. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 26.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а так же дети находящиеся под опекой, попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Просил суд удовлетворить требования в полном объеме. В судебное заседание Шестаков Л.А. не явился. Представитель истца по доверенности - Ибрагимов А.А. в судебном заседании уточнил требования и пояснил, что согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 26 сентября 2011 года № 462 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на четвертый квартал 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на четвертый квартал 2011 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республике Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 22 100 руб. Просил взыскать с Администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства Образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Шестакова Л.А. безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 729 300 рублей. В судебном заседании представитель Управления образования Администрации МО «Майкопский район» по доверенности - Лебедева Т.Г. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснила, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. 13.12.2010 года Шестаков Л.А был поставлен на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, но до сих пор жилья не имеет. Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве изложена просьба рассмотрении дела в отсутствие представителя. Выслушав мнение представителя истца - Ибрагимова А.А. и представителя Управления образования Администрации МО «Майкопский район» - Лебедеву Т.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещениеустанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 26 сентября 2011 года № 462 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на четвертый квартал 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на четвертый квартал 2011 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий, составляет 22 100 руб. Указом Президента Республики Адыгея от 25.10.2004 года № 93 «О мерах по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений» утверждено Положение «О порядке предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений». Согласно п. 2 указанного Положения при отсутствии жилого фонда, этой категории граждан предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 8 Положения, субвенции на выдачу безвозмездных субсидий на приобретение жилого помещения выделяет муниципальным районам и городским округам Министерство финансов РА. Из свидетельства о рождении истца следует, что он - Шестаков Леонид Андреевич родился ДД.ММ.ГГГГ, его отцом является - Шестаков Андрей Николаевич, а матерью является - Шестакова Надежда Леонидовна. Из решения Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шестаков Андрей Николаевич и Шестакова Надежда Леонидовна лишены родительских прав в отношении - Шестакова Леонида Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из справки БТИ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Отделении ТИ по <адрес> за Шестаковым Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения объектов недвижимости на территории <адрес> не числится. Из справки Управления образования Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шестаков Л.А., 1992 года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители были лишены родительских прав. Собственное жильё за Шестаковым Л.А. в <адрес> не закреплено. Согласно Распоряжению главы Администрации МО «Абадзехское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ Шестаков Л.А., 1992 года рождения поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Из справки Администрации МО «Абадзехское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шестаков Л.А., 1992 года рождения, проживающий в ст. Абадзехская по <адрес> состава семьи не имеет. Согласно уведомлению <адрес> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА сведения о наличии объектов недвижимости за Шестаковм Л.А. отсутствуют. Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения, у истца возникло с момента постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в льготный список детей-сирот, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из одного человека установлен 33 кв. м. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Статьей 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» МО "Майкопский район" наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой. Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся. Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета. На основании ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом РА "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.04.2009 г. № 74, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Пунктом 5 Порядка установлено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (33 квадратных метра на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади (в муниципальном образовании), установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 10 Порядка закреплено, что по желанию получателя при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с Приложением к настоящему Порядку. Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 26 сентября 2011 года № 462 ««О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на четвертый квартал 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на четвертый квартал 2011 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 22 100 руб. Таким образом, размер предоставляемой субсидии должен составить 33 кв.м. х 22 100 руб. = 729 300 руб. Таким образом, суд считает требования истца законными и обоснованными и удовлетворяет их. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Шестакова Леонида Андреевича удовлетворить. Взыскать с Администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства Образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Шестакова Леонида Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ст. <адрес> Республики Адыгея безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 729 300 (семьсот двадцать девять тысяч триста) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение десяти дней. Судья - Н.В.Волкова