Решение по исковому заявлению прокурора Майкопского района в интересах Кущ Веры Анатольевны к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья



К делу № 2-79/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Тульский                                                                       25 января 2012 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Курочка О.И.

при секретаре: Гайтян Р.Г.

с участием прокурора: Черепановой Е.В.,

представителяУправления образования администрации МО «Майкопский район» - Лебедевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Майкопского района в интересах Кущ Веры Анатольевны к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Майкопского района в интересах Кущ Веры Анатольевны обратился в суд с иском к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в размере 928200 рублей.

В обоснование своих требований указал следующее.

Проведённой прокуратурой Майкопского района установлено, что Кущ В.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

На основании Распоряжения главы администрации МО «Абадзехское сельское поселение» №53 от 07.05.2010 Джикия В.А. состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

12.11.2011г. Джикия В.А. заключила брак с Кущ И.В. После заключения брака Джикия В.А. присвоена фамилия Кущ.

Таким образом, состав семьи Кущ В.А. - 2 человека.

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных учреждениях и иных указанных в законе учреждениях.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Исходя из ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008г. № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» МО "Майкопский район" наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой.

Пунктом 3 ст.20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся (ст. 38.1 Бюджетного Кодекса РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ст.219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств.

Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст.158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьей.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В целях реализации гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом РА "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Постановлением Кабинета Министров РА от 24.10.2011г. №219 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 8 Порядка установлено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 15 Порядка закреплено, что по желанию получателя при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с Приложением к настоящему Порядку.

В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 26.11.2011г. №462 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года» в настоящее время среднерыночная стоимость 1 квадратного метра общей жилой площади в Республике Адыгея утверждена в размере 22 100 рублей.

При таких обстоятельствах размер социальной выплаты для приобретения жилья в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 2 человека (в данном случае Кущ В.А. и Кущ И.В.) составляет 928200 рублей (22100 руб.*42 кв.м), которые подлежат взысканию в пользу истца с администрации МО "Майкопский район" и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсации республиканского бюджета Республики Адыгея.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор может обратиться с заявлением в суд о защите нарушенных и оспариваемых прав гражданина на жилище, основанием для которого явилось обращение к нему гражданина.

Кущ В.А. обратилась в прокуратуру Майкопского района с заявлением по вопросу защиты жилищных прав, в котором указала, что самостоятельно их восстановить не может.

В интересах Кущ В.А. прокурор Майкопского района просил взыскать с администрации МО «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Кущ Веры Анатольевны за счет субвенции социальную выплату в размере 928 200 рублей на приобретение жилья.

В судебном заседании прокурор Черепанова Е.В. требования иска поддержала и уточнила. Пояснила, что средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в первом квартале 2012 года увеличилась и в настоящее время составляет 23 250 рублей. Следовательно, увеличилась сумма иска. Кущ В.А. относится к категории граждан, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и ответчики должны выделить истцу безвозмездную субсидию для приобретения жилья. Просила взыскать в пользу Кущ В.А. безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из двух человек, в размере 976 500 рублей с администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счёт средств государственной казны Республики Адыгея.

Кущ В.А. требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель администрации МО «Майкопский район» Лебедева Т.Г. также не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указано, что с требованиями иска согласны, изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

Согласно ст.19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Адыгея от 8.04.2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года № 219 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Согласно п.5 данного постановления объём расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчёта 42 квадратных метра общей площади на граждан, имеющих семью из 2-х человек) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.

Законом Республики Адыгея от 28.12.2011 года № 56 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений, в размере 5930,0 тыс. рублей, которые направлены в местные бюджеты в соответствии с заявками муниципальных образований.

По имеющимся документам истица - Кущ (девичья фамилия «Джикия») Вера Анатольевна, родилась ДД.ММ.ГГГГ, отцом указан Анатолий Константинович, матерью указана Литвинова Нина Васильевна.

Из свидетельства о смерти I-АЗ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Литвинова Нина Васильевна умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Майкопского районного суда от 16.06.2008 года Джикия Анатолий Константинович был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Джикия Веры Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как следует из свидетельства о заключении брака I-АЗ №552318, выданного 12.11.2011 года, Джикия Вера Анатольевна вышла замуж за Кущ Игоря Владимировича, жене присвоена фамилия «Кущ».

Согласно уведомлениям отдела ТИ по Майкопскому району ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», и Майкопского районного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА отсутствуют сведения о наличии объектов недвижимости за Кущ В.А., Кущ И.В. и Джикия В.А.

Согласно распоряжению главы администрации МО «Абадзехское сельское поселение» №53 от 07.05.2010 года Джикия В.А, 1992 года рождения, была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 02.04.2010 года, поскольку ранее проживала на жилой площади своего опекуна Вихлянцевой Натальи Николаевны.

Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения, у истца Кущ В.А. возникло с момента постановки её на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, то есть с 02.04.2010 года.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из двух человек установлен 42 кв. м.

Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года № 562 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года» по Республики Адыгея подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 23 250 руб.

Таким образом, размер предоставляемой истице субсидии должен составить 23 250 руб. х 42 кв.м = 976500 руб.

Суд считает, что субсидию на приобретение истицей жилья обязано предоставить муниципальное образование «Майкопский район».

Министерство образования и науки Республики Адыгея Законом Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» определено администратором доходов республиканского бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, т.е. органом государственной власти, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации за правильностью расходования вышеназванных средств. Министерство образования и науки Республики Адыгея выступает в суде от имени казны Республики Адыгея.

Изложенное даёт суду основание взыскать социальную выплату в пользу истицы Кущ В.А. с ответчиков, определив субсидиарную ответственность Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Майкопского района в интересах Кущ Веры Анатольевны удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счёт средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Кущ Веры Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ст.<адрес> Республики Адыгея, за счёт субвенции социальную выплату в размере 976 500 (девятьсот семьдесят шесть тысяч пятьсот) рублей на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из двух человек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца.

         

Судья -                                   Курочка О.И.