к делу № 2-75/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 января 2012 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего: Волковой Н.В. при секретаре: Бесценной Т.Н. с участием представителя истца- Череватенко О.А., с участием представителя Управления образования Администрации МО «Майкопский район» - Макаровой Е.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Полещука Юрия Васильевича к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки РА о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Полещук Юрий Васильевич обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея с иском к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья в размере 729 300 рублей. В обоснование своих требований истец указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Его мать ДД.ММ.ГГГГ умерла, а отец ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он постоянно находился на содержании в ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» на полном государственном обеспечении. В настоящее время истец состоит на учёте в Администрации «Абадзехское сельское поселение» в очереди на получение жилья. В собственности жилья не имеет, и нет материальной возможности его приобрести. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а так же дети находящиеся под опекой, попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Просил суд удовлетворить требования в полном объеме. В судебное заседание Полещук Ю.В. не явился. Представитель истца по доверенности - Череватенко О.А. до рассмотрения дела по существу представила уточненное исковое заявление, в котором просила взыскать с Администрации Муниципального образования «<адрес>» и субсидиарно с Министерства Образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Полещука Ю.В. безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 767 250 рублей. В судебном заседании пояснила, что согласно приказу Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2012 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республике Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 23 250 руб. В судебном заседании представитель Управления образования Администрации МО «Майкопский район» по доверенности - Макарова Е.А. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснила, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ Полещук Ю.В. был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, но до сих пор жилья не имеет. Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве изложена просьба рассмотрении дела в отсутствие представителя. Выслушав мнение представителя истца - Череватенко О.А. и представителя Управления образования Администрации МО «Майкопский район» - Макарову Е.А., исследовав материалы дела и изучив учетное дело в отношении Полещука Ю.В., суд приходит к следующему. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещениеустанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2012 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республике Адыгея для расчетов размеров субсидий, составляет 23 250 руб. Указом Президента Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений» утверждено Положение «О порядке предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений». Согласно п. 2 указанного Положения при отсутствии жилого фонда, этой категории граждан предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 8 Положения, субвенции на выдачу безвозмездных субсидий на приобретение жилого помещения выделяет муниципальным районам и городским округам Министерство финансов РА. Из свидетельства о рождении истца следует, что он - Полещук Юрий Васильевич родился ДД.ММ.ГГГГ, его отцом является - Полещук Василий Иванович, а матерью является - Полещук Светлана Алексеевна. Из свидетельства о смерти следует, что Полещук Светлана Алексеевна умерла ДД.ММ.ГГГГ. Из решения Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Полущук Василий Иванович лишен родительских прав в отношении сына- Полещука Юрия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из справки БТИ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Отделении ТИ по <адрес> за Полещуком Ю.В., 1992 года рождения объектов недвижимости на территории <адрес> не числится. Согласно Постановлению главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ Полещук Ю.В., 1992 года рождения определен в детское государственное учреждение. Согласно справке ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № от ДД.ММ.ГГГГ Полещук Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения находился на содержании в ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на полном государственном обеспечении. Имеется военный билет Полещука Юрия Васильевича, из которого следует, что он сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год проходил службу в Вооруженных Силах РФ. Из справки Администрации МО «Абадзехское сельское поселение» № б/н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Полещук Ю.В, 1992 года рождения, проживает в ст. Абадзехской по <адрес>, состава семьи не имеет. Согласно уведомлению <адрес> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА от ДД.ММ.ГГГГ сведения о наличии объектов недвижимости за Полещуком Ю.В. отсутствуют. Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения у истца возникло с момента постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в льготный список детей-сирот, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из одного человека установлен 33 кв. м. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Статьей 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» МО "<адрес>" наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой. Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся. Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета. На основании ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом РА "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Пунктом 5 Порядка установлено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (33 квадратных метра на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади (в муниципальном образовании), установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 10 Порядка закреплено, что по желанию получателя при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с Приложением к настоящему Порядку. Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от от ДД.ММ.ГГГГ № «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2012 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти <адрес> для расчетов размеров субсидий составляет 23 250 руб. Таким образом, размер предоставляемой субсидии должен составить 33 кв.м. х 23 250 руб. = 767 250 руб. Таким образом, суд считает требования истца законными и обоснованными и удовлетворяет их. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Полещука Юрия Васильевича удовлетворить. Взыскать с Администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства Образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Полещука Юрия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ст. <адрес> Республики Адыгея безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 767 250 (семьсот шестьдесят семь тысяч двести пятьдесят) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца. Судья - Н.В.Волкова