К делу № 2-126/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос.Тульский 30 января 2012 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего: Курочка О.И. при секретаре: Гайтян Р.Г. с участием: представителя истца по доверенности - Хачмамук Л.В., представителяУправления образования администрации МО «Майкопский район» - Лебедевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Лопушанского Дмитрия Алексеевича к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании безвозвратной субсидии на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Лопушанский Д.А. обратился в суд с иском к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании безвозвратной субсидии на приобретение жилья в размере 729300 рублей. В обоснование своих требований указал следующее. Лопушанский Дмитрий Алексеевич родился ДД.ММ.ГГГГ. Его мать, Лавинская Алевтина Григорьевна, умерла ДД.ММ.ГГГГ, его отец - Лопушанский Алексей Иванович был лишен родительских прав 18.04.2002 года. На основании распоряжения от 24.01.2002 года №43-р Лопушанский Дмитрий Алексеевич находился под опекой Лавинского Алексея Юрьевича. Распоряжением главы МО «Даховское сельское поселение» Лопушанский Дмитрий Алексеевич был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но он должен быть обеспечен жильем вне очереди. В соответствии с законодательством Республики Адыгея детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется безвозмездная субсидии на приобретение жилья. Данные государственные полномочия переданы органам местного самоуправления, а именно администрации МО «Даховское сельское поселение». На сегодняшний день норма предоставления жилого помещения на семью из одного человека составляет 33 кв.м. В соответствии с приказом Минрегионразвития РФ среднерыночная стоимость одного кв.метра общей площади жилья по Республике Адыгея на второе полугодие 2011 года - 22100 рублей. Общая сумма субсидии на приобретение жилья составляет 729 300 рублей(22 100*33 кв.м). В иске Лопушанский Д.А. просил взыскать с администрации МО «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки РА в свою пользу за счет субвенции социальную выплату в размере 729 300 рублей на приобретение жилья. В судебном заседании представитель истца Лопушанского Д.А. по доверенности - Хачмамук Л.В. требования иска поддержала и уточнила. Пояснила, что средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в первом квартале 2012 года увеличилась и в настоящее время составляет 23250 рублей. Следовательно, увеличилась сумма иска. Лопушанский Д.А. относится к категории граждан, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и ответчики должны выделить истцу безвозмездную субсидию для приобретения жилья. Просила взыскать в пользу Лопушанского Д.А. безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения из расчета 23 250 руб. х 33 кв.м - в размере 767 250 рублей с администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счёт средств государственной казны Республики Адыгея. Представитель администрации МО «Майкопский район» Лебедева Т.Г. также не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указано, что с требованиями иска согласны, изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Согласно ст.19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Законом Республики Адыгея от 8.04.2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея. Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года № 219 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Согласно п.5 данного постановления объём расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчёта 42 квадратных метра общей площади на граждан, имеющих семью из 2-х человек) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья. Законом Республики Адыгея от 28.12.2011 года № 56 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений, в размере 5930,0 тыс. рублей, которые направлены в местные бюджеты в соответствии с заявками муниципальных образований. По имеющимся документам истца - Лопушанский Дмитрий Алексеевич родился ДД.ММ.ГГГГ, отцом указан Лопушанский Алексей Иванович, матерью указана Лавинская Алевтина Григорьевна. Из свидетельства о смерти I-АГ №761522 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Лавинская Алевтина Григорьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 18.04.2002 года Лопушанский Алексей Иванович был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына - Лопушанского Дмитрия Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Распоряжением председателя исполнительного комитета Апшеронского районного совета депутатов Краснодарского края от 24.01.2002 года попечителем над Лопушанским Д.А. был назначен Лавинский Алексей Юрьевич, в деле имеется удостоверение попечителя на имя Лавинского А.Ю. Справками отдела по вопросам семьи и детства администрации МО «Апшеронский район» Краснодарского края от 14.09.2011 года подтверждается, что Лопушанский Д.А., 19.05.1987 года рождения, является лицом, имевшим статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал свое право на жилое помещение, не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, имевшее статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно решению Майкопского районного суда РА от 09.12.2011 года Лопушанский Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящийся к категории граждан из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В деле имеется распоряжение главы администрации МО «Даховское сельское поселение» Республики Адыгея от 26.12.2011 года, согласно которому Лопушанский Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состав семьи - 1 человек, своего жилья не имеет. Согласно справке ГУП «Крайтехинвентаризация Краевое БТИ» г.Апшеронска - филиала ГУП «Краевая техническая инвентаризация» от 26.09.2011 года Лопушанский Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не значился и не значится собственником недвижимости по Апшеронскому району. Из справки отдела по вопросам семьи и детства администрации МО «Апшеронский район» Краснодарского края от 06.10.2011 года Лопушанский Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеет закрепленного жилого помещение на праве собственности, либо на праве пользования. В соответствии со справкой отделения ТИ по г.Майкопу филиала по РА ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 17.09.2011 года за Лопушанским Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, объекты недвижимости в г. Майкопе, Гиагинском, Майкопском, Майкопском, Шовгеновском, Кошехабльском районах не числятся, сведения об использовании им права приватизации отсутствуют. Согласно уведомлениям Майкопского городского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА от 12.09.2011 года и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, сведения о наличии объектов недвижимости за Лопушанским Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют. Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения у истца Лопушанского Д.А. возникло с момента постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть с 26.12.2011 года. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из одного человека установлен 33 кв. м. Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года №562 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года» по Республики Адыгея подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 23 250 руб. Таким образом, размер предоставляемой истцу субсидии должен составить 23 250 руб. х 33 кв.м = 767250 руб. Суд считает, что субсидию на приобретение истцом жилья обязано предоставить муниципальное образование «Майкопский район». Министерство образования и науки Республики Адыгея Законом Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» определено администратором доходов республиканского бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, т.е. органом государственной власти, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации за правильностью расходования вышеназванных средств. Министерство образования и науки Республики Адыгея выступает в суде от имени казны Республики Адыгея. Изложенное даёт суду основание взыскать социальную выплату в пользу истца Лопушанского Д.А. с ответчиков, определив субсидиарную ответственность Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Лопушанского Дмитрия Алексеевича удовлетворить. Взыскать с администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счёт средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Лопушанского Дмитрия Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, за счёт субвенции социальную выплату в размере 767 250 (семьсот шестьдесят семь тысяч двести пятьдесят) рублей на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца. Судья - Курочка О.И.