К делу №2-54/12 ОПРЕДЕЛЕНИЕ пос.Тульский 09 февраля 2012 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего: Курочка О.И., при секретаре: Гайтян Р.Г. с участием представителей по доверенности: истца - Пропорционального Г.Н., ответчика - Софоян Л.М., рассмотрев исковое заявление Калиниченко Валентины Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о признании права на перерасчет пенсии, УСТАНОВИЛ: Калиниченко Валентина Владимировна обратилась в суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о признании права на перерасчет пенсии. В заявлении указала следующее. В соответствии с частью 1 статьи 1, со статьей 2, статьей 18, частью 1 статьи 54, частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации не допускается придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях. Статья 53 Конституции РФ предусматривает право каждого гражданина на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Согласно пункту 2 статьи 28.1 ФЗ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Статьей 10 Закона РФ от 19.02.1993г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривается применение районного коэффициента. Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. На основании пункта 3 статьи 9, статьи 16 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение выплаты пенсий, в том числе с применением соответствующих коэффициентов, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являющихся федеральной собственностью. Федеральная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации). Калиниченко В.В. работала в г.Усинске Коми АССР в районах Крайнего Севера. Общий трудовой стаж составляет 35 лет 5 мес. 4 дня, из них льготный стаж - 20 лет 9 мес. 15 дней, что подтверждается справкой ответчика и выпиской из пенсионного дела. В 1991 году Калиниченко Валентине Владимировне назначена трудовая пенсия по старости, для расчета размера пенсии применен коэффициент 1,5, что подтверждается справкой ответчика. Истец, узнав о том, что ей в одностороннем порядке произведен перерасчет пенсии, обратилась в Отделение УПФР (ГУ) по РА за разъяснением. Ответчик в письме от 21 октября 2011г. ссылаясь на информационное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06./19.05/09.06.2003 №1199-16/670-9/25-23/5995 поясняет, что с 01 апреля 2004г. для определения пенсионного капитала применен районный коэффициент для непроизводственных отраслей по г.Усинску - 1,3. Таким образом, ранее назначенная пенсия Калиниченко Валентине Владимировне существенно уменьшилась, что является нарушением пенсионного права гражданина, в этой связи она вынуждена обратиться в суд. Статья 29 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что если при перерасчете размера пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными данным Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком размере. Калиниченко В.В. полагает, что правомерность ее требований подтверждается также сложившейся судебной практикой. В соответствии со статьей 1064, статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Калиниченко В.В. просила признать за собой право на перерасчет пенсии и обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за период с 01.04.2004г. по 05.12.2011г., назначенной с учетом коэффициента 1,5 применяемого для лиц, работавших и проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Позднее Калиниченко В.В. уточнил и дополнила требования иска, указав следующее. Согласно ст.54 Конституции РФ: 1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. В соответствии со ст.55 Конституции РФ: 1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Конституции РФ правило отсутствия обратной силы вновь принятого закона упоминается в ст. 54, где говорится, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, а также в ст.57, согласно которой законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Вместе с тем более общей нормой, которая содержит запрет придания обратной силы любому закону, ухудшающему положение граждан, на взгляд истца, является ч.2 ст.55 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Из этого исходит и Конституционный Суд, который неоднократно отмечал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (ч.1), 2, 18, 54 (ч.1), 55 (ч.2) и 57 Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" (СЗ РФ. 2004. N 6. Ст. 450). По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Таким образом, правило о недопустимости, обратной силы закона, ухудшающего положение лица, ограничивающего его права, прямо и недвусмысленно вытекает из требования соразмерности, представляя его "динамический" аспект. Не случайно, что, формулируя правила соразмерности вводимых ограничений, Конституционный Суд, помимо прочего, всегда отмечает, что такие ограничения не могут иметь обратной силы. Статья 29Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации (перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела)гласит: 1. Размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом. 2. При применении настоящего Федерального закона уплата взносов на, государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. 3. Расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. 4. Если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными указанным Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере. 5. Индексация размеров трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, производится в порядке, определяемом статьей 17 настоящего Федерального закона. Разъяснение Министерства труда и социального развития РФ от 22 апреля 2003 г. N 3 «О порядке применения п.2 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определение повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей» содержит п. 6, в котором указывается следующее: Для лиц, которым пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере назначена до 1 января 2002 г., выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей после 1 августа 2001 г., применяется сохраненное в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N27, ст.351; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N33 (ч. I), ст.3425) отношение заработков, за исключением случаев, когда оценка пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 1-5 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г. в связи с представлением дополнительных документов (о стаже, заработке и т.д.) либо когда на основании имеющейся в пенсионном деле справки о заработке определяется право на более высокое отношение заработков. Если выезд указанных лиц за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределы территории Российской Федерации состоялся до 1 августа 2001 г., то для определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, зафиксированный в справке о заработке, включая справку о заработке, имеющуюся в пенсионном деле пенсионера, оформленную с учетом положений пункта 4 настоящего разъяснения. Калиниченко В.В. прибыла в РА в пос.Тульский для постоянного проживания до 1 августа 2001 года, что подтверждается данными регистрации в паспорте. Согласно полученной и предоставленной в ПФ ему справке районный коэффициент в размере 1.5,что соответствует отношению к заработку 1.7.Согласно письменного ответа заместителя управляющего ПФ Чамокова от 21.10.2011 года с 05.08.2003 года полученный коэффициент ПФ был снижен до 1.3, в связи с чем отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработанной плате в РФ уменьшился до 1.4, на основании чего Калиниченко В.В. стала получать пенсию в меньшем размере, что противоречит п. 6 ст. 29 ФЗ Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Калиниченко В.В. просила обязать ответчика выплатить ей недоплаченные пенсионные суммы с 01.04.2004 года на день вынесения судебного решения, иобязать ответчика провести перерасчёт пенсии с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработанной плате в РФ уменьшился в размере 1.7 с момента удовлетворения судом исковых требований. В судебном заседании представитель истца Калиниченко В.В. Пропорциональный Г.Н. вновь уточнил требования иска.Просил признать за Калиниченко Валентиной Владимировной право на перерасчет пенсии с применением районного коэффициента 1.5 для определения отношения заработков с 01 апреля 2004 года и назначить ее к получению с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1.7. Обязать ответчика провести перерасчет недовыплаченных сумм пенсий с осуществлением индексации за период с 01 апреля 2004 года по февраль 2012 года включительно. Обязать ответчика при исчислении пенсии применять с 01 марта 2012 года районный коэффициент для определения отношения заработков - 1.5 с осуществлением индексаций. Взыскать с ответчика в пользу Калиниченко Валентины Владимировны судебные расходы в общей сумме 14740 рублей. Пропорциональный Г.Н. не отрицал, что ранее аналогичные по своей сути требования Калиниченко В.В. уже были рассмотрены по существу судом в 2005 году. Однако просил рассмотреть настоящие требования Калиниченко В.В. по существу, обосновал это тем, что в иске приведены иные основания к удовлетворению этих требований.А суд в своем решении в 2005 году не учел требования закона, в частности, разъяснения, которые даны в абз.2 п.6 Минсоцразвития РФ от 22.04.2003г. №3. Истец Калиниченко В.В. уточненные исковые требования поддержала, полагала, что суд должен рассмотреть её иск по существу, дать правовую оценку незаконным действиям ответчика, возражала против прекращения производства, но не отрицала, что такие же её исковые требования рассматривались судом ранее. В суде представитель Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Майкопском районе РА - Софоян Л.М. заявила ходатайство о прекращении производства по делу. Пояснила, что по аналогичным требованиям Калиниченко В.В. к УПФР Майкопским районным судом 31 января 2005 года уже вынесено решение об отказе в удовлетворении этих требований, решение не было обжаловано истцом и вступило в законную силу. Софоян Л.М. представила в суд копию определения суда от 26.07.2006 года по заявлению Калиниченко В.В. о неправильном расчете при начислении пенсии и взыскании задолженности в виде недоплаченной пенсии, которым производство по делу было прекращено. Считала, что все основания для отказа в удовлетворении требований суд в решении от 31.01.2005 года привёл, а истец приводит в настоящем иске те же доводы в обоснование требований. Представитель истца Пропорциональный Г.Н. не согласился с прекращением производства по делу, считал, что для удовлетворения требований в уточненном иске приведены новые основания. Истец Калиниченко В.В. возражала против прекращения производства по делу. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно ст. 220 абз. 3 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда. Установлено, что решением Майкопского районного суда от 31 января 2005 года Калиниченко Валентине Владимировне в удовлетворении требований о неправильном применении повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной зарплате в РФ Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в Майкопском районе РА, о взыскании суммы недоплат, возмещении судебных расходов отказано за необоснованностью. Определением судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 30.05.2005 года Калиниченко В.В. отказано в передаче надзорной жалобы и гражданского дела по указанному заявлению в Президиум Верховного Суда Республики Адыгея для рассмотрения по существу. Определением Майкопского районного суда от 26.07.2006 года было прекращено производство по делу по аналогичному заявлению Калиниченко В.В. Определением Майкопского районного суда от 27 мая 2009 года Калиниченко Валентине Владимировне было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Майкопского районного суда от 31.01.2005 года, вынесенного по её заявлению о неправильном применении повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной зарплате в РФ Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в Майкопском районе РА, о взыскании суммы недоплат. В настоящем судебном заседании установлено, что требования, предъявленные Калиниченко В.В. по делу, аналогичны тем, которые были предметом рассмотрения судом в 2005 году и решение по которым было вынесено 31 января 2005 года. Требования, предъявленные Калиниченко В.В. и рассмотренные судом 31 января 2005 года, 26.07.2006г., 27.05.2009 года были предъявлены той же стороне - УПФР РФ по Майкопскому району РА, о том же предмете и в доказательство иска приведены те же основания, по которым суд вынес решение по существу. То, что Калиниченко В.В. в иске по данному делу увеличила период, за который просила взыскать сумму недоплаты по пенсии (с 01 апреля 2004 года и на день вынесения решения) не свидетельствует о том, что изменился предмет и основание её требований, а поэтому суд прекращает производство по данному делу. Руководствуясь ст. 220,224 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Производство по делу по исковому заявлению Калиниченко Валентины Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Майкопском районе РА о признании права на перерасчет пенсии с применением районного коэффициента 1,5 для определения отношения заработков и назначении пенсии к получению с 01 апреля 2004 года с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица - Калиниченко Валентины Владимировны - к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7; об обязании произвести перерасчет недовыплаченных сумм пенсии с осуществлением индексации за период с 01 апреля 2004 года по февраль 2012 года; об обязании при исчислении пенсии применять с марта 2012 года районный коэффициент для определения отношения заработков 1,5 с осуществлением индексаций; о взыскании судебных расходов в общей сумме 14740 рублей, - прекратить. Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея в течение 15 дней через Майкопский районный суд. Судья - Курочка О.И.