К делу № 2-155/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос.Тульский 14 февраля 2012 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего: Курочка О.И. при секретаре: Гайтян Р.Г. с участием представителей по доверенности: истца Гучетль С.А. - Хачмамук Л.В., Управления образования администрации МО «Майкопский район» - Лебедевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Гучетль Сусаны Адамовны к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании безвозвратной субсидии на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Гучетль С.А. обратилась в суд с иском к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании безвозвратной субсидии на приобретение жилья в размере 1674000 рублей. В обоснование своих требований указала следующее. Она, Гучетль Сусана Адамовна, родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее мать, Халаште Аминет Аскербиевна, умерла ДД.ММ.ГГГГ, ее отец - Халаште Адам Юсуфович умер ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением главы МО «Победенское сельское поселение» Гучетль Сусана Адамовна, составом семьи 4 человека, была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но она должна быть обеспечена жильем вне очереди. В соответствии с законодательством Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение жилья. Данные государственные полномочия переданы органам местного самоуправления, а именно Администрации МО «Майкопский район». На сегодняшний день норма предоставления жилого помещения на семью из четырех человек составляет 72 кв.м. В соответствии с приказом Минрегионразвития РФ средне рыночная стоимость одного кв.метра общей площади жилья по Республике Адыгея на первый квартал 2012 года составляет 23 250 рублей. Общая сумма субсидии на приобретение жилья составляет 1 674 000 рублей (23 250руб.*72 кв.м). В судебном заседании представитель истца Гучетль С.А. по доверенности - Хачмамук Л.В. требования иска поддержала в полном объеме. Просила взыскать в пользу Гучетль С.А. безвозвратную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из четырех человек, в размере 1674000 рублей с администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счёт средств государственной казны Республики Адыгея. Истица Гучетль С.А. в суд не явилась, находится дома с детьми. Представитель администрации МО «Майкопский район» Лебедева Т.Г. также не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указано, что с требованиями иска согласны, изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Согласно ст.19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Законом Республики Адыгея от 8.04.2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея. Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года № 219 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Согласно п.5 данного постановления объём расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчёта 42 квадратных метра общей площади на граждан, имеющих семью из 2-х человек) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья. Законом Республики Адыгея от 28.12.2011 года № 56 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений, в размере 5930,0 тыс. рублей, которые направлены в местные бюджеты в соответствии с заявками муниципальных образований. По имеющимся документам истец - Гучетль (девичья фамилия «Халаште») Сусана Адамовна родилась ДД.ММ.ГГГГ, отцом указан Халаште Адам Юсуфович, матерью указана Халаште Аминет Аскербиевна. Из свидетельства о смерти I-АЗ №584895 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Халаште Адам Юсуфович умер ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со свидетельством о смерти I-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ Халаште Аминет Аскребиевна умерла ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из свидетельства о заключении брака I-АЗ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, Халаште Сусана Адамовна вышла замуж за Гучетль Адама Муратовича, жене присвоена фамилия «Гучетль». В деле имеется свидетельство о рождении I-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Гучетль Дамир Адамович родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями записаны Гучетль Адам Муратович и Гучетль Сусана Адамовна. Согласно свидетельству о рождении I-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ Гучетль Динара Адамовна родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями записаны Гучетль Адам Муратович и Гучетль Сусана Адамовна. Согласно уведомлению отдела ТИ по Майкопскому району ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 22.08.2011 года, отсутствуют сведения о наличии объектов недвижимости, числящихся за Гучетль С.А., ее мужем Гучетль Д.А., и их двумя несовершеннолетними детьми Гучетль Дамиром и Гучетль Дианой. В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА от 23.11.2011 года за Гучетль Сусаной Адамовной, Гучетль Адамом Муратовичем, Гучетль Дамиром Адамовичем и Гучетль Динарой Адамовной значится квартира, состоящая из двух комнат, расположенная по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности в 3/6, 1/6, 1/6, 1/6 долях соответственно. Согласно акту обследования жилищных условий Гучетль С.А. комиссия администрации МО «Победенское сельское поселение» пришла к выводу, что <адрес>, состоящая из двух комнат и расположенная по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 38,8 кв.м, из них жилую - 26,46 кв.м. Комиссия решила признать семью Гучетль С.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно распоряжению главы администрации МО «Победенское сельское поселение» №26-р от 23.01.2012 года Гучетль С.А. и ее семья в составе 4-х человек была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23.12.2011 года. Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения, у истца Гучетль С.А. и ее семьи возникло с момента постановки её на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, то есть с 23.12.2011 года. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из четырех человек установлен 72 кв. м. Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года № 562 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года» по Республике Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий, составляет 23 250 руб. Таким образом, размер предоставляемой истице субсидии должен составить 23 250 руб. х 72 кв.м = 1674000 руб. Суд считает, что субсидию на приобретение истицей жилья в указанном размере обязано предоставить муниципальное образование «Майкопский район». Министерство образования и науки Республики Адыгея Законом Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» определено администратором доходов республиканского бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, т.е. органом государственной власти, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации за правильностью расходования вышеназванных средств. Министерство образования и науки Республики Адыгея выступает в суде от имени казны Республики Адыгея. Изложенное даёт суду основание взыскать социальную выплату в пользу истицы Гучетль С.А. с ответчиков, определив субсидиарную ответственность Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Гучетль Сусаны Адамовны удовлетворить. Взыскать с администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счёт средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Гучетль Сусанны Адамовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки а. <адрес> ААО, за счёт субвенции социальную выплату в размере 1 674 500 (один миллион шестьсот семьдесят четыре миллиона) рублей на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из четырёх человек. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца. Судья - О.И. Курочка