Решение по исковому заявлению Пушкарного Ивана Иосифовича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о признании права на перерасчет пенсии



         К делу № 2-53/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Тульский                                                                        08 февраля 2012 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Курочка О.И.,

при секретаре: Гайтян Р.Г.

с участием представителей: истца по доверенности - Пропорционального Г.Н., ответчика по доверенности - Софоян Л.М.,

рассмотрев исковое заявление Пушкарного Ивана Иосифовича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о признании права на перерасчет пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Пушкарный И.И. обратился в суд с иском к УПФР (ГУ) в Майкопском районе РА о признании права на перерасчет пенсии. В исковом заявлении указал следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1, статьей 2, статьей 18, частью 1 статьи 54, частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации не допускается придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях.

Статья 53 Конституции РФ предусматривает право каждого гражданина на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно пункту 2 статьи 28.1 ФЗ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Статьей 10 Закона РФ от 19.02.1993г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривается применение районного коэффициента. Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

На основании пункта 3 статьи 9, статьи 16 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение выплаты пенсий, в том числе с применением соответствующих коэффициентов, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являющихся федеральной собственностью.

Федеральная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации).

Пушкарный Иван Иосифович работал в г.Усинске Коми АССР в районах Крайнего Севера, что подтверждается справкой СУ «Усинск-строймеханизация» от 25.07.1990г., справкой УБМ ПСО «Усинскстрой» от 26.07.1990г. №281, справками архивного отдела администрации МО ГО «Усинек» от 10.01.207г. и записями в трудовой книжке истца.                                                                                     

07 февраля 1998г. Пушкарному Ивану Иосифовичу назначена трудовая пенсия по старости, для расчета размера пенсии применен коэффициент 1,5.

Истец, узнав о том, что ему в одностороннем порядке произведен перерасчет пенсии, обратился в Отделение (ГУ) ПФР по РА за разъяснением.

Ответчик в письме от 21 октября 2011г., ссылаясь на информационное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06./19.05/09.06.2003 №1199-16/670-9/25-23/5995, поясняет, что подлежит применению для определения пенсионного капитала районный коэффициент для непроизводственных отраслей по г.Усинску - 1,3.

Таким образом, ранее назначенная пенсия Пушкарному Ивану Иосифовичу с 01.02.2005г. существенно уменьшилась, что является нарушением пенсионного права гражданина, в этой связи он вынужден обратиться в суд.

Статья 29 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что если при перерасчете размера пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными данным Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком размере.

Пушкарный И.И. полагал, что правомерность его требований подтверждается также сложившейся судебной практикой.

В соответствии со статьей 1064, статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный       гражданину       незаконными       действиями       (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

В иске Пушкарный И.И. просил признать за собой право на перерасчет пенсии и обязать ответчика произвести такой перерасчет за период с 01.02.2005г. по 05.12.2011г., назначенной с учетом коэффициента 1,5 применяемого для лиц, работавших и проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Ответчик - УПФР (ГУ) в Майкопском районе РА представил возражение, в котором указал, что с исковым заявлением Пушкарного И.И. Управление ПФ РФ в Майкопском районе РА не согласно, считает требования истца о перерасчете пенсии незаконными, необоснованными, поскольку пенсия истцу назначена в соответствии с действующим законодательством. Также ответчик указал, что Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09. 06. 2003г. №1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003г. №670-9, ПФР от 09.06.2003г. №25-23/5995 направлены для использования в практической работе сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке. Согласно п. 7 указанного Информационного письма Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты, относятся к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1.30. Таким образом, при исчислении расчетного размера трудовой пенсии Пушкарного И. И. отношение среднемесячных заработков учтено не свыше 1.4, поскольку размер непроизводственного районного коэффициента в г. Усинске составляет 1.3.

Необоснованными, по мнению ответчика, являются также утверждения истца о том, что в связи с перерасчетом размера пенсии в соответствии с нормами Федерального закона 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» размер пенсии не достиг размера, получаемого им на день вступления в силу Закона от 17.12.2001 года №173-Ф3, поскольку, районный коэффициент в размере 1,3 к заработной плате работников непроизводственных отраслей, действующий на территории г.Усинска, установлен не Законом №173-Ф3, а Постановлением Государственного комитета по труду СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964г. №380/П-8 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера», т. е. нормативно-правовым актом, который не только действовал до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», но и продолжает действовать в настоящее время.

Ответчик - УПФ РФ (ГУ) в Майкопском районе РА просил отказать в удовлетворении искового заявления Пушкарного И.И. о признании за ним право на перерасчет пенсии, обязании Управления произвести перерасчет пенсии за период с 01.02.2005г. по 05.12.2011г., назначенной с учетом коэффициента 1,5, применяемого для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В судебном заседании представитель истца Пушкарного И.И. Пропорциональный Г.Н. вновь изменил требования иска, уточнил их. Просил признать за истцом право на перерасчет пенсии с применением районного коэффициента 1,6 для определения отношения заработков и назначить пенсию к получению с февраля 2005 года с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, обязать произвести перерасчет недовыплаченных сумм пенсии с осуществлением индексации за период с февраля 2005 года по февраль 2012 года и обязать при исчислении пенсии Пушкарному И.И. применять с марта 2012 года районный коэффициент для определения отношения заработков 1,6 с осуществлением индексаций.

По существу иска заявил, что имеются два основания для удовлетворения требований истца. УПФР и суд должны руководствоваться абз.2 п.6 разъяснений п.2 ст.30 Закона РФ «О трудовых пенсиях» и п.4 ст.29 указанного Закона, из которых следует, что при расчете пенсии должен учитываться коэффициент, указанный в справке о заработке на момент начисления пенсии. Такой коэффициент у Пушкарного И.И. был 1,5. Разъяснения №3 были даны 22 апреля 2003 года Министерством труда и социального развития РФ, а УПФР не принимает во внимание эти разъяснения. Считал также, что следует руководствоваться сложившейся практикой разрешения подобных споров в РФ и решениями Европейского суда, по смыслу которых положение истца не должно ухудшаться, а его самого нельзя лишать его имущества - пенсии, т.е. снижать размер пенсии истца. Полагал, что ответчик не имел на это законных прав.

Просил взыскать с ответчика и судебные расходы истца в общей сумме 14900 рублей. Уточнил, что данная сумма рассчитана на основании утвержденного им, Пропорциональным Г.Н., «перечня и стоимости услуг» и складывается из расходов истца на: оплату юридической консультации - 300 руб., составление и доставку запроса в УПФР по РА - 700 руб., составление искового заявления в суд - 3000 руб., вручение искового заявления в суд - 1000 руб., представительство при подготовке дела к судебному разбирательству - 1200 руб., представление интересов клиента во время судебного заседания - 5500 руб. и 2500 руб., а всего 8000 руб., расходы на оформление нотариальной доверенности - 700 руб., расчет в суд представил.

Представитель ответчика - УПФР в Майкопском районе РА Софоян Л.М. с требованиями иска не согласилась в полном объёме, поддержала письменные возражения на иск. Пояснила, в частности, что истцу в течение нескольких лет переплачивали пенсию, т.к. начислили в большем размере, чем требуется по закону, и обнаружили несоответствие расчета только в январе 2005 года, поэтому с 01.02.2005 года размер пенсии истца был приведен в соответствие с требованиями Закона РФ «О трудовых пенсиях».

Истец Пушкарный И.И. в суд не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные документы, приходит к следующим выводам.

Истец Пушкарный И.И. работал в г.Усинске - в районе Крайнего Севера, в 1998 году вышел на пенсию, имея стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости. Заявителю была назначена пенсия, с которой истец первоначально был согласен. Размеры пенсии несколько раз пересматривались и увеличивались в соответствии с законом.

С 1.01.2002г. вступил в действие Федеральный Закон №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17. 12. 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» (Закон №173-Ф3) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно п.2 ст.30 Закона №173-Ф3 для лиц, проживающих за пределами северных регионов, повышенное отношение заработков определяется на основании справки о заработке за период 2000-2001 годов либо за любые 60 месяцев подряд до 1.01.2002г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Указано, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1,8 и выше. При этом в Законе указано, что, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Такие же нормы закреплены в Законе РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В соответствии со ст.10 указанного Закона лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый районный коэффициент к заработной плате для всех производственных и непроизводственных отраслей. При этом данный районный коэффициент и порядок его выплаты работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства РФ.

До настоящего времени имеют силу нормативные акты бывшего Союза ССР, к которым относится и действующее Постановление Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС № 380/П-18 от 04.09.1964г. Данным Постановлением установлен районный коэффициент 1,3 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Республике Коми. В частности, в городе Усинске (до 1975 года поселок Усинск входил в состав Печорского района Коми АССР - Указ Президиума ВС РСФСР от 21.02.1975), он равен 1,3.

При этом на территориях, в которых в результате изменения административно - территориального деления Республики Коми созданы новые районы, продолжают действовать ранее принятые для этих территорий районные коэффициенты. Поскольку Усинский район образован из территории Печорского района, в котором согласно названному постановлению применяется районный, коэффициент 1,3, следовательно, в Усинском районе действует этот же районный коэффициент.

Таким образом, с 01.01.2002г. (со дня вступления в силу Закона №173-ФЗ), при исчислении расчетного размера трудовой пенсии для лиц, работавших в г.Усинске и в Усинском районе, применяется централизованно установленный районный коэффициент 1,3.

Применение такого коэффициента обосновано также и в п.7 Разъяснения №3, которое было дано Министерством труда и социального развития РФ 22 апреля 2003 года: «Во всех случаях определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей».

Кроме того, те районные коэффициенты, на которые ссылается истец, введенные Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971г. № 316/22, устанавливают к заработной плате всех рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР (включая работников обслуживающих предприятий, организаций и учреждений) районный коэффициент 1,5 для работников непроизводственной сферы и 1,6 для производственных отраслей и не являются единым районным коэффициентом, о котором говорится в ст.10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Указанные в данном Постановлении № 316/22 коэффициенты устанавливались лишь для определенных категорий рабочих и служащих нефтяной и газовой отраслей, являлись временными отраслевыми коэффициентами для работающих лиц и действовали до 31.12.1994 года.

Порядок начисления пенсии истцу Пушкарному И.И. в судебном заседании прокомментировала заместитель начальника Управления ПФ - Раенко Г.Н.,которая подтвердила, что назначение, перерасчет и выплата пенсии истцу производились по правилам действовавших законов: № 340-1 от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР», № 113-ФЗ от 21.07.1997г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».Пояснила, что в связи со вступлением с 01.01.2002 года в силу Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчет пенсии Пушкарному И.И. должен производиться согласно ч.2 ст.30 этого закона, с применением районного коэффициента 1,3. Наиболее выгодный вариант расчета пенсии для Пушкарного И.И. - по Закону № 173-ФЗ, именно этот вариант выбран для выплаты ему пенсии, но коэффициент был взят повышенный, как в справке о заработке, тогда как по Закону следовало брать коэффициент непроизводственных отраслей по г.Усинску - 1,3. При этом применялись все индексы увеличения размера пенсии в связи с инфляцией. В случае несогласия Пушкарный И.И. может просить произвести любой другой перерасчет. Но нельзя применять правила начисления пенсии сразу по нескольким законам. Однако, по ошибке сотрудников УПФР, при изменении программы, по которой пенсия должна начисляться по новому закону, не был изменён используемый районный коэффициент 1,6 по ранее действовавшему закону.

Ошибку обнаружили только в январе 2005 года, и с 01.02.2005 года истец получает пенсию в соответствии с требованиями закона. В любом случае при перерасчете пенсии по новому закону пенсия истца увеличилась бы, но на меньшую сумму, чем было выплачено. Претензий по первоначальному назначению пенсии у истца не было.

Таким образом, установлено, что истцу Пушкарному И.И. с 01.02.2005 года размер пенсии рассчитан в соответствии с требованиями закона. Существующий на настоящее время порядок исчисления размера пенсий для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, не нарушает их прав и не препятствует правильной оценке этих пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П).

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истец Пушкарный И.И. не представил в суд доказательств обоснованности своих требований.

Имеющийся в деле расчет в «Аудиторском заключении о признании права на перерасчет пенсии» Пушкарному И.И., как пояснила аудитор Колпакова Е.В. и подтвердил представитель истца - Пропорциональный Г.Н., является простым арифметическим расчетом, не основанном на всех действующих нормах пенсионного законодательства. Следовательно, не могут предложенные цифры браться за основу расчета размера пенсии истца.

Суд пришел к выводу, что требования истца Пушкарного И.И. о перерасчете выплаченной ему пенсии и взыскании сумм недоплаченной пенсии за период с 01.02.2005 года по февраль 2012 года с применением районного коэффициента 1,6 для определения отношения заработков и назначении пенсии к получению с февраля 2005 года с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица - Пушкарного Ивана Иосифовича - к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, - являются необоснованными. Незаконны и требования истца об обязании УПФР по Майкопскому району РА при исчислении пенсии с марта 2012 года применять районный коэффициент для определения отношения заработков 1,6 с осуществлением индексаций. Следовательно, в силу ст.ст.98, 100 ГПК РФ не подлежат возмещению и судебные расходы истца.

Суд отказывает в удовлетворении требований истца Пушкарного И.И. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Пушкарного Ивана Иосифовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о признании права на перерасчет пенсии с применением районного коэффициента 1,6 для определения отношения заработков и назначении пенсии к получению с февраля 2005 года с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица - Пушкарного Ивана Иосифовича - к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7; об обязании произвести перерасчет недовыплаченных сумм пенсии с осуществлением индексации за период с февраля 2005 года по февраль 2012 года; об обязании при исчислении пенсии применять с марта 2012 года районный коэффициент для определения отношения заработков 1,6 с осуществлением индексаций; о взыскании судебных расходов в общей сумме 14900 рублей, из них: за юридическую консультацию - 300 руб., составление и доставка запроса в УПФР по РА - 700 руб., составление искового заявления в суд - 3000 руб., вручение искового заявления в суд - 1000 руб., представительство при подготовке дела к судебному разбирательству - 1200 руб., представление интересов клиента во время судебного заседания - 5500 + 2500 = 8000 руб., расходы на оформление нотариальной доверенности - 700 руб., - отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 13.02.2012 года.

Судья -      Курочка О.И.