Решение по исковому заявлению Симонян Шнурик Агасиновны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о признании права на перерасчет пенсии, взыскании судебных расходов



                                                                                        К делу № 2-51/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Тульский                                                                       10 февраля 2012 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Курочка О.И.,

при секретаре: Гайтян Р.Г.

с участием представителей по доверенности: истца - Пропорционального Г.Н., ответчика - Софоян Л.М.,

рассмотрев исковое заявление Симонян Шнурик Агасиновны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о признании права на перерасчет пенсии, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Симонян Ш.А. обратилась в суд с иском к УПФР (ГУ) в Майкопском районе РА о признании права на перерасчет пенсии. В исковом заявлении указала следующее. В соответствии с частью 1 статьи 1, статьей 2, статьей 18, частью 1 статьи 54, частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации не допускается придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях.

Статья 53 Конституции РФ предусматривает право каждого гражданина на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно пункту 2 статьи 28.1 ФЗ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Статьей 10 Закона РФ от 19.02.1993г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривается применение районного коэффициента. Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

На основании пункта 3 статьи 9, статьи 16 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение выплаты пенсий, в том числе с применением соответствующих коэффициентов, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являющихся федеральной собственностью.

Федеральная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п.«д» статьи 71 Конституции Российской Федерации).

Симонян Шнурик Агасиновна работала в г.Усинске Коми АССР в районах Крайнего Севера, что подтверждается записями в трудовой книжке истца.

22 апреля 1999г. Симонян Шнурик Агасиновне назначена трудовая пенсия по старости, для расчета размера пенсии применен коэффициент 1,5.

Истец, узнав о том, что ей в одностороннем порядке произведен перерасчет пенсии, обратилась в Отделение (ГУ) ПФР по РА за разъяснением.

Ответчик в письме от 21 октября 2011г., ссылаясь на информационное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06./19.05/09.06.2003 №1199-16/670-9/25-23/5995, поясняет, что с 01 апреля 2004 года подлежит применению для определения пенсионного капитала районный коэффициент для непроизводственных отраслей по г.Усинску - 1,3.

Таким образом, ранее назначенная пенсия Симонян Шнурик Агасиновне существенно уменьшилась, что является нарушением пенсионного права гражданина, в этой связи она вынуждена обратиться в суд.

Статья 29 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что если при перерасчете размера пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными данным Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком размере.

Симонян Ш.А. полагала, что правомерность её требований подтверждается также сложившейся судебной практикой.

В соответствии со статьей 1064, статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину незаконными действиями       (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

В иске Симонян Ш.А. просила признать за собой право на перерасчет пенсии и обязать ответчика произвести такой перерасчет за период с 01.04.2004г. по 05.12.2011г., назначенной с учетом коэффициента 1,5 применяемого для лиц, работавших и проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Ответчик - УПФР (ГУ) в Майкопском районе РА представил возражение, в котором указал, что Управление ПФ РФ в Майкопском районе РА не согласно с исковым заявлением Симонян Ш.А., считает её требования о перерасчете пенсии незаконными, необоснованными, поскольку пенсия истцу назначена в соответствии с действующим законодательством. Также ответчик указал, что Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003г. №1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003г. №670-9, ПФР от 09.06.2003г. №25-23/5995 направлены для использования в практической работе сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке. Согласно п. 7 указанного Информационного письма Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты, относятся к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1.30. Таким образом, при исчислении расчетного размера трудовой пенсии Симонян Ш.А. отношение среднемесячных заработков учтено не свыше 1.4, поскольку размер непроизводственного районного коэффициента в г.Усинске составляет 1.3.

Необоснованными, по мнению ответчика, являются также утверждения Симонян Ш.А. о том, что в связи с перерасчетом размера пенсии в соответствии с нормами Федерального закона 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» размер пенсии не достиг размера, получаемого ею на день вступления в силу Закона от 17.12.2001 года №173-Ф3, поскольку, районный коэффициент в размере 1,3 к заработной плате работников непроизводственных отраслей, действующий на территории г.Усинска, установлен не Законом №173-Ф3, а Постановлением Государственного комитета по труду СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964г. №380/П-8 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера», т. е. нормативно-правовым актом, который не только действовал до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», но и продолжает действовать в настоящее время.

Ответчик - УПФ РФ (ГУ) в Майкопском районе РА просил отказать в удовлетворении искового заявления Симонян Ш.А. о признании за ней право на перерасчет пенсии, обязании Управления произвести перерасчет пенсии за период с 01.04.2004г. по 05.12.2011г., назначенной с учетом коэффициента 1,5, применяемого для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В судебном заседании представитель истца Симонян Ш.А. Пропорциональный Г.Н. вновь изменил требования иска, уточнил их. Просил признать за истцом право на перерасчет пенсии с применением районного коэффициента 1,5 для определения отношения заработков и назначить пенсию к получению с 01.08.2008 года с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, обязать произвести перерасчет недовыплаченных сумм пенсии с осуществлением индексации за период с 01.08.2008 года по февраль 2012 года включительно и обязать при исчислении пенсии Симонян Ш.А. применять с 01 марта 2012 года районный коэффициент для определения отношения заработков 1,5 с осуществлением индексаций.

По существу иска заявил, что имеются два основания для удовлетворения требований истца. УПФР и суд должны руководствоваться абз.2 п.6 разъяснений п.2 ст.30 Закона РФ «О трудовых пенсиях» и п.4 ст.29 указанного Закона, из которых следует, что при расчете пенсии должен учитываться коэффициент, указанный в справке о заработке на момент начисления пенсии. Такой коэффициент у Симонян Ш.А. был 1,5. Разъяснения №3 были даны 22 апреля 2003 года Министерством труда и социального развития РФ, а УПФР не принимает во внимание эти разъяснения. Считал также, что следует руководствоваться сложившейся практикой разрешения подобных споров в РФ и решениями Европейского суда, по смыслу которых положение истца не должно ухудшаться, а его самого нельзя лишать его имущества - пенсии, т.е. снижать размер пенсии истца. Полагал, что ответчик не имел на это законных прав.

Просил взыскать с ответчика и судебные расходы истца в общей сумме 14700 рублей. Уточнил, что данная сумма рассчитана на основании утвержденного им, Пропорциональным Г.Н., «перечня и стоимости услуг» и складывается из расходов истца на оплату юридических услуг - 14000 рублей, куда входят и услуги по исполнению решения, и расходов на оформление нотариальной доверенности - 700 руб.

Представитель ответчика - УПФР в Майкопском районе РА Софоян Л.М. с требованиями иска не согласилась в полном объёме, поддержала письменные возражения на иск. Пояснила, в частности, что истице в течение нескольких лет переплачивали пенсию, т.к. начислили в большем размере, чем требуется по закону, и обнаружили несоответствие расчета только в 2008 году, поэтому с 01.08.2008 года размер пенсии Симонян Ш.А. был приведен в соответствие с требованиями Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Истец Симонян Ш.А. в суд не явилась.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные документы, приходит к следующим выводам.

Истец Симонян Ш.А. работала в г.Усинске - в районе Крайнего Севера, в 1999 году вышла на пенсию, имея стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости. Симонян Ш.А. была назначена пенсия, с которой истец первоначально была согласна. Размеры пенсии несколько раз пересматривались и увеличивались в соответствии с законом.

С 1.01.2002г. вступил в действие Федеральный Закон №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17. 12. 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» (Закон №173-Ф3) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно п.2 ст.30 Закона №173-Ф3 для лиц, проживающих за пределами северных регионов, повышенное отношение заработков определяется на основании справки о заработке за период 2000-2001 годов либо за любые 60 месяцев подряд до 1.01.2002г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Указано, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1,8 и выше. При этом в Законе указано, что, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Такие же нормы закреплены в Законе РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В соответствии со ст.10 указанного Закона лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый районный коэффициент к заработной плате для всех производственных и непроизводственных отраслей. При этом данный районный коэффициент и порядок его выплаты работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства РФ.

До настоящего времени имеют силу нормативные акты бывшего Союза ССР, к которым относится и действующее Постановление Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС № 380/П-18 от 04.09.1964г. Данным Постановлением установлен районный коэффициент 1,3 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Республике Коми. В частности, в городе Усинске (до 1975 года поселок Усинск входил в состав Печорского района Коми АССР - Указ Президиума ВС РСФСР от 21.02.1975), он равен 1,3.

При этом на территориях, в которых в результате изменения административно - территориального деления Республики Коми созданы новые районы, продолжают действовать ранее принятые для этих территорий районные коэффициенты. Поскольку Усинский район образован из территории Печорского района, в котором согласно названному постановлению применяется районный, коэффициент 1,3, следовательно, в Усинском районе действует этот же районный коэффициент.

Таким образом, с 01.01.2002г. (со дня вступления в силу Закона №173-ФЗ), при исчислении расчетного размера трудовой пенсии для лиц, работавших в г.Усинске и в Усинском районе, применяется централизованно установленный районный коэффициент 1,3.

Применение такого коэффициента обосновано также и в п.7 Разъяснения №3, которое было дано Министерством труда и социального развития РФ 22 апреля 2003 года: «Во всех случаях определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей».

Кроме того, те районные коэффициенты, на которые ссылается представитель истца, введенные Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971г. № 316/22, устанавливают к заработной плате всех рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР (включая работников обслуживающих предприятий, организаций и учреждений) районный коэффициент 1,5 для работников непроизводственной сферы и 1,6 для производственных отраслей и не являются единым районным коэффициентом, о котором говорится в ст.10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Указанные в данном Постановлении № 316/22 коэффициенты устанавливались лишь для определенных категорий рабочих и служащих нефтяной и газовой отраслей, являлись временными отраслевыми коэффициентами к заработной плате для работающих лиц и действовали до 31.12.1994 года.

Порядок начисления пенсии истцу Симонян Ш.А. в судебном заседании обосновала заместитель начальника Управления ПФ - Раенко Г.Н.,которая подтвердила, что назначение, перерасчет и выплата пенсии Симонян Ш.А. производились по правилам действовавших законов: № 340-1 от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР», № 113-ФЗ от 21.07.1997г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».Пояснила, что в связи со вступлением с 01.01.2002 года в силу Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчет пенсии Симонян Ш.А. должен производиться согласно ч.2 ст.30 этого Закона, с применением районного коэффициента 1,3. Наиболее выгодный вариант расчета пенсии для Симонян Ш.А. - по Закону № 173-ФЗ, именно этот вариант выбран для выплаты ей пенсии, но коэффициент был взят повышенный, как в справке о заработке, тогда как по Закону следовало брать коэффициент непроизводственных отраслей по г.Усинску - 1,3. При этом при выплате пенсии применялись все индексы увеличения размера пенсии в связи с инфляцией. В случае несогласия с данным расчетом, Симонян Ш.А. может просить произвести любой другой перерасчет. Но нельзя применять правила начисления пенсии сразу по нескольким законам. Однако, по ошибке сотрудников УПФР, при изменении программы, по которой пенсия должна начисляться по новому закону, не был изменён используемый районный коэффициент 1,6 по ранее действовавшему закону.

Ошибку обнаружили только в 2008 году, и с 01.08.2008 года истица получает пенсию в соответствии с требованиями закона. В любом случае при перерасчете пенсии по новому закону пенсия Симонян Ш.А. с 01.01.2002 года увеличилась бы, но на меньшую сумму, чем было выплачено. Претензий по первоначальному назначению пенсии у неё не было.

Таким образом, установлено, что истцу Симонян Ш.А. с 01.08.2008 года размер пенсии рассчитан в соответствии с требованиями закона. Существующий на настоящее время порядок исчисления размера пенсий для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, не нарушает их прав и не препятствует правильной оценке этих пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П).

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истец Симонян Ш.А. не представила в суд доказательств обоснованности своих требований.

Имеющийся в деле расчет аудитора Колпаковой Е.В в «Аудиторском заключении о признании права на перерасчет пенсии» Симонян Ш.А., как подтвердил представитель истца - Пропорциональный Г.Н., является простым арифметическим расчетом, не основанном на всех действующих нормах пенсионного законодательства. Следовательно, предложенные аудитором цифры не могут браться за основу расчета размера пенсии истца.

На основании исследованных материалах дела и других доказательств суд пришел к выводу, что требования истца Симонян Ш.А. о перерасчете выплаченной ей пенсии и взыскании сумм недоплаченной пенсии за период с 01.08.2008 года по февраль 2012 года включительно с применением районного коэффициента 1,5 для определения отношения заработков и назначении пенсии к получению с 01 августа 2008 года с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица - Симонян Шнурик Агасиновны - к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, - являются необоснованными. Незаконны и требования истца об обязании УПФР в Майкопском районе РА при исчислении пенсии с 01 марта 2012 года применять районный коэффициент для определения отношения заработков 1,5 с осуществлением индексаций. Следовательно, в силу ст.ст.98, 100 ГПК РФ не подлежат возмещению и судебные расходы истца. Суд отказывает в удовлетворении требований истца Симонян Ш.А. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Симонян Шнурик Агасиновны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о признании права на перерасчет пенсии с 01 августа 2008 года с применением районного коэффициента 1,5 для определения отношения заработков и назначении пенсии к получению с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица - Симонян Шнурик Агасиновны - к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7; об обязании произвести перерасчет недовыплаченных сумм пенсии с осуществлением индексации за период с 01 августа 2008 года по февраль 2012 года включительно; об обязании при исчислении пенсии применять с 01 марта 2012 года районный коэффициент для определения отношения заработков 1,5 с осуществлением индексаций; о взыскании судебных расходов в общей сумме 14700 рублей, - отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца через Майкопский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2012 года.

Судья -        Курочка О.И.