К делу № 2-52/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос.Тульский 08 февраля 2012 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего: Курочка О.И., при секретаре: Гайтян Р.Г. с участием представителей: истца по доверенности - Пропорционального Г.Н., ответчика по доверенности - Софоян Л.М., рассмотрев исковое заявление Кононова Виктора Филипповича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о признании права на перерасчет пенсии, УСТАНОВИЛ: Кононов В.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к УПФР (ГУ) по Майкопскому району РА о признании права на перерасчет пенсии. В иске указал следующее. В соответствии с частью 1 статьи 1, статьей 2, статьей 18, частью 1 статьи 54, частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации не допускается придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях. Статья 53 Конституции РФ предусматривает право каждого гражданина на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Согласно пункту 2 статьи 28.1 ФЗ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Статьей 10 Закона РФ от 19.02.1993г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривается применение районного коэффициента. Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. На основании пункта 3 статьи 9, статьи 16 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение выплаты пенсий, в том числе с применением соответствующих коэффициентов, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являющихся федеральной собственностью. Федеральная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п."д" статьи 71 Конституции Российской Федерации). Кононов Виктор Филиппович работал в г.Усинске Коми АССР в районах Крайнего Севера. Общий трудовой стаж составляет 35 лет 9 мес. 24 дн., из них льготный стаж - 25 лет 2 мес. 4 дн., что подтверждается справкой ответчика (распечаткой стажа из базы ПВЭМ л/с 057283) и записями в трудовой книжке истца. 01 мая 1992г. Кононову Виктору Филипповичу назначена трудовая пенсия по старости, для расчета размера пенсии применен коэффициент 1,5, что подтверждается справкой ответчика. Истец, узнав о том, что ему в одностороннем порядке произведен перерасчет пенсии, обратился в Отделение (ГУ) ПФР по РА за разъяснением. Ответчик в письме от 21 октября 2011г. ссылаясь на информационное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06./19.05/09.06.2003 №1199-16/670-9/25-23/5995 поясняет, что подлежит применению для определения пенсионного капитала районный коэффициент для непроизводственных отраслей по г.Усинску - 1,3. Ранее назначенная пенсия Кононову Виктору Филипповичу существенно уменьшилась, что является нарушением пенсионного права гражданина, в этой связи он вынужден обратиться в суд. Статья 29 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что если при перерасчете размера пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными данным Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком размере. Кононов В.Ф. полагает, что правомерность его требований подтверждается также сложившейся судебной практикой. В соответствии со статьей 1064, статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. В иске Кононов В.Ф. просил признать за собой право на перерасчет пенсии и обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за период с 01.08.2008г. по 05.12.2011г., назначенной с учетом коэффициента 1,5 применяемого для лиц, работавших и проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ответчик - УПФР (ГУ) в Майкопском районе РА представил возражение, в котором указано, что с исковым заявлением Кононова В.Ф. УПФР не согласно, считает требования истца незаконным, необоснованными не подлежащими удовлетворению, поскольку пенсия истцу назначена в соответствии с действующим законодательством. Также ответчик указал, что Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09. 06. 2003г. №1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003г. №670-9, ПФР от 09.06.2003г. №25-23/5995 направлены для использования в практической работе сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке. Согласно п. 7 указанного Информационного письма Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты, относятся к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1.30. Таким образом, при исчислении расчетного размера трудовой пенсии Кононова В.Ф. отношение среднемесячных заработков учтено не свыше 1.4, поскольку размер непроизводственного районного коэффициента в г.Усинске составляет 1.3. Необоснованными, по мнению ответчика, являются также утверждения истца о том, что в связи с перерасчетом размера пенсии в соответствии с нормами Федерального закона 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» размер пенсии не достиг размера, получаемого им на день вступления в силу Закона от 17.12.2001 года №173-Ф3, поскольку, районный коэффициент в размере 1,3 к заработной плате работников непроизводственных отраслей, действующий на территории г.Усинска, установлен не Законом №173-Ф3, а Постановлением Государственного комитета по труду СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964г. №380/П-8 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера», т. е. нормативно-правовым актом, который не только действовал до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», но и продолжает действовать в настоящее время. Представитель УПФ РФ (ГУ) в Майкопском районе РА просил отказать в удовлетворении искового заявления Кононова В.Ф. о признании за ним право на перерасчет пенсии, обязании Управления ПФР произвести перерасчет пенсии за период с 01.08.2008г. по 05.12.2011г., назначенной с учетом коэффициента 1,5, применяемого для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В судебном заседании представитель истца Кононова В.Ф. Пропорциональный Г.Н. вновь изменил требования иска, уточнил их. Просил признать за истцом право на перерасчет пенсии с применением районного коэффициента 1,6 для определения отношения заработков и назначить пенсию к получению с 01 августа 2008 года с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, обязать произвести перерасчет недовыплаченных сумм пенсии с осуществлением индексации за период с 01 августа 2008 года по февраль 2012 года и обязать УПФР при исчислении пенсии Кононову В.Ф. применять с 01 марта 2012 года районный коэффициент для определения отношения заработков 1,6 с осуществлением индексаций. По существу иска заявил, что имеются два основания для удовлетворения требований истца. УПФР и суд должны руководствоваться абз.2 п.6 разъяснений п.2 ст.30 Закона РФ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях», из которых следует, что при расчете пенсии должен учитываться коэффициент, указанный в справке о заработке на момент начисления пенсии. Такой коэффициент у Кононова В.Ф. был 1,5. Данные разъяснения №3 были утверждены 22 апреля 2003 года Министерством труда и социального развития РФ, а УПФР не принимает во внимание эти разъяснения. Представитель истца считал, что следует руководствоваться п.4 ст.29 Закона №173-Ф3, сложившейся практикой разрешения подобных споров в РФ и решениями Европейского суда, по смыслу которых положение истца не должно ухудшаться, а его самого нельзя лишать его имущества - пенсии, т.е. снижать размер пенсии истца. Полагал, что ответчик не имел на это законных прав. Просил взыскать с ответчика и судебные расходы истца в общей сумме 14700 рублей. Уточнил, что данная сумма рассчитана на основании утвержденного им, Пропорциональным Г.Н., «перечня и стоимости услуг» и складывается из расходов истца на оплату юридических услуг - 14000 руб., расходы на оформление нотариальной доверенности - 700 руб., квитанцию и справку от нотариуса в суд представил. Истец Кононов В.Ф. уточненные требования поддержал, считал, что до августа 2008 года пенсию ему выплачивали в соответствии с законом, а позже размер выплат пересмотрели с нарушением закона. Просил суд восстановить справедливость. Представитель ответчика - УПФР по Майкопскому району РА Софоян Л.М. с требованиями иска не согласилась в полном объёме, поддержала письменные возражения ответчика на иск. Пояснила, в частности, что истцу в течение многих лет переплачивали пенсию, т.к. начислили в большем размере, чем требуется по закону, и обнаружили несоответствие расчета только в 2008 году; с 01.08.2008 года размер пенсии истца был приведен в соответствие с требованиями Закона РФ «О трудовых пенсиях». Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные документы, приходит к следующим выводам. Истец Кононов В.Ф. работал в г.Усинске - в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, в 1993 году вышел на пенсию, имея стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости. Кононову В.Ф. была назначена пенсия, с которой истец первоначально был согласен. Размеры пенсии несколько раз пересматривались и увеличивались в соответствии с законом. В ч.2 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в действие с 1.01.2002г., указано, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1,8 и выше. При этом Закон предусматривает, что если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. В соответствии с разъяснением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 22.04.2003г. № 3 «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей», утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ №22 от 22.04.2003г., повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г.№ 173-ФЗ, применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 года, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для лиц, независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, если они по состоянию на 1 января 2002г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 лет. При этом, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные п.2 ст.30 Закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г., то есть за 2000-2001г.г. либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца. Размер начисленного районного коэффициента принимается для определения повышенного отношения заработков, если этот коэффициент установлен централизованно. В соответствии с вышеуказанным законом максимальный размер данного отношения по г.Усинску району составляет 1,4. Закон РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с учетом внесенных изменений и дополнений) также предусматривает определение размера пенсий с применением соответствующего районного коэффициента для граждан, проживающих в районах, где к заработной плате установлен районный коэффициент. Статья 10 вышеуказанного Закона устанавливает порядок выплаты и установления размеров районных коэффициентов. При этом данный районный коэффициент и порядок его выплаты работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства РФ. До настоящего времени имеют силу нормативные акты бывшего Союза ССР, к которым относится и действующее Постановление Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС № 380/П-18 от 04.09.1964г. Данным Постановлением установлен районный коэффициент 1,3 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Республике Коми. В частности, в городе Усинске (до 1975 года поселок Усинск входил в состав Печорского района Коми АССР - Указ Президиума ВС РСФСР от 21.02.1975), он равен 1,3. Применение такого коэффициента обосновано также и в п.7 Разъяснения №3, которое было дано Министерством труда и социального развития РФ 22 апреля 2003 года: «Во всех случаях определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей». Те же районные коэффициенты, на которые ссылается истец, введенные Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971г. № 316/22, устанавливают к заработной плате всех рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР (включая работников обслуживающих предприятий, организаций и учреждений) районный коэффициент 1,5 для работников непроизводственной сферы и 1,6 для производственных отраслей и не являются единым районным коэффициентом, о котором говорится в ст.10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Указанные в данном Постановлении № 316/22 коэффициенты устанавливались лишь для определенных категорий рабочих и служащих нефтяной и газовой отраслей, являлись временными отраслевыми коэффициентами для работающих лиц и действовали до 31.12.1994 года. Порядок начисления пенсии истцу Кононову В.Ф. в судебном заседании прокомментировала заместитель начальника Управления ПФ - Раенко Г.Н.,которая подтвердила, что назначение, перерасчет и выплата пенсии истцу производились по правилам действовавших законов: № 340-1 от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР», № 113-ФЗ от 21.07.1997г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».Пояснила, что в связи со вступлением с 01.01.2002 года в силу Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчет пенсии Кононову В.Ф. должен производиться согласно ч.2 ст.30 этого закона, с применением районного коэффициента 1,3. Наиболее выгодный вариант расчета пенсии для Кононова В.Ф. - по Закону № 173-ФЗ, именно этот вариант выбран для выплаты ему пенсии, но коэффициент был взят повышенный, который указан в справке о заработке, тогда как по Закону следовало брать коэффициент непроизводственных отраслей по г.Усинску - 1,3. При этом применялись все индексы увеличения размера пенсии в связи с инфляцией. В случае несогласия Кононов В.Ф. может просить произвести любой другой перерасчет. Но нельзя применять правила начисления пенсии сразу по нескольким законам. Однако, по ошибке сотрудников УПФР, при изменении программы, по которой пенсия должна начисляться по новому закону, не был изменён используемый районный коэффициент 1,6 по ранее действовавшему закону. Ошибку обнаружили только в 2008 году, и с 01.08.2008 года истец получает пенсию в соответствии с требованиями закона. В любом случае при перерасчете пенсии по новому закону пенсия истца увеличилась бы, но на меньшую сумму, чем было выплачено. Таким образом, установлено, что истцу Кононову В.Ф. с 01.08.2008 года размер пенсии рассчитан в соответствии с требованиями закона. Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, существующий на настоящее время порядок исчисления размера пенсий для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, не нарушает их прав и не препятствует правильной оценке этих пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства. В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Истец Кононов В.Ф. не представил в суд доказательств обоснованности своих требований. Имеющийся в деле расчет аудитора Колпаковой Е.В. в «Аудиторском заключении о признании права на перерасчет пенсии» Кононову В.Ф., как подтвердил представитель истца - Пропорциональный Г.Н., является простым арифметическим расчетом, не основанном на всех действующих нормах пенсионного законодательства. Следовательно, предложенные цифры не могут браться за основу расчета размера пенсии истца. Суд пришел к выводу, что требования истца Кононова В.Ф. о перерасчете выплаченной ему пенсии и взыскании сумм недоплаченной пенсии за период с 01.08.2008 года по февраль 2012 года с применением районного коэффициента 1,6 для определения отношения заработков и назначении пенсии к получению с 01 августа 2008 года с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица - Кононова Виктора Филипповича - к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, - являются необоснованными. Незаконны и требования истца об обязании УПФР по Майкопскому району РА при исчислении пенсии с 01 марта 2012 года применять районный коэффициент для определения отношения заработков 1,6 с осуществлением индексаций. Следовательно, в силу ст.ст.98, 100 ГПК РФ не подлежат возмещению и судебные расходы истца. Суд отказывает в удовлетворении требований истца Кононова В.Ф.. в полном объеме. РЕШИЛ: В удовлетворении искового заявления Кононова Виктора Филипповича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о признании права на перерасчет пенсии с применением районного коэффициента 1,6 для определения отношения заработков и назначении пенсии к получению с 01 августа 2008 года с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица - Кононова Виктора Филипповича - к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7; об обязании произвести перерасчет недовыплаченных сумм пенсии с осуществлением индексации за период с 01 августа 2008 года по февраль 2012 года; об обязании при исчислении пенсии применять с 01 марта 2012 года районный коэффициент для определения отношения заработков 1,6 с осуществлением индексаций; о взыскании судебных расходов в общей сумме 14700 рублей, из них: за оказание юридических услуг - 14000 руб., за расходы на оформление нотариальной доверенности - 700 руб., - отказать за необоснованностью. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца. Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2012 года. Судья - Курочка О.И.