Решение по иску прокурора в защиту неопределенного круга лиц к СОШ №16 о возложении обязанностей



к делу № 2-44/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31.01.2012г.             Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Скрябина А.В.,

при секретаре                     Пуховой С.Ю.,

с участием заместителя прокурора Майкопского района РА Горлова В.В.,

рассмотрев в открытом заседании дело по исковому заявлению прокурора Майкопского района Республики Адыгея в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» № 16 о возложении обязанностей,

установил:

Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в суд в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» № 16 о возложении обязанностей. В заявлении указал, что прокуратурой Майкопского района проведена проверка организации питания несовершеннолетних в учреждениях общего (основного) образования в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» №16 по адресу: пос. Тульский, ул. Первомайская, 222 (МБОУ СОШ № 16) выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии с п.5 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения.

Согласно п.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу п.1 ст. 2 названного Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

К нормативным документам по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, помимо прочего, относятся «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008г.

Проведенной прокуратурой района, с участием специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея, проверкой в деятельности МБОУ СОШ №16 при организации питания учащихся установлено, что общее количество учащихся в МБОУ СОШ №7 - 347, из них охвачены горячим питанием - 90.

Горячее питание организовано по договору на оказание услуг с ИП Гамисония Н.А. в пищеблоке и буфете, расположенных в образовательном учреждении.

Проверкой в деятельности МБОУ СОШ №16 при организации питания учащихся, выявлены многочисленные нарушения требований санитарных правил при организации питания учащихся: - объемно планировочное решение пищеблока не позволяет соблюдать поточность технологических процессов и не исключает встречные потоки сырья и готовой продукции (нарушение п.2.5 СанПиН 2.4.5.2409-08): - недостаточное количество фактических посадочных мест в обеденном зале (40), из расчета посадки всех получающих питание в две смены (нфма -45) (нарушение п. 2.9 СанПиН 2.4.5. 2409-08); - в наличии 1 умывальник при обеденном зале, при норме 2 (нарушение п.3.4 СанПиН 2.4.5.2409-08); - столовая не обеспечена достаточным количеством столовой посуды и приборами (50 комплектов, при норме 90) (нарушение п. 4.7 СанПиН 2.4.5. 2409-08); - имеющийся разделочный инвентарь для технологической обработке сырых и готовых продуктов промаркирован не в полном объеме, для порционирования блюд отсутствует инвентарь с мерной меткой объема в литрах и миллилитрах. Используется столовая посуда с отбитыми краями сколами (нарушение п. 4.7, 4.10 - 4.12 СанПиН 2.4.5. 2409-08); - отсутствуют условия для раздельного мытья кухонной и столовой посуды, хранение моющих и дезинфицирующих средств не упорядочено, хранение столовых приборов осуществляется на подносах россыпыдр имеющийся уборочный инвентарь не промаркирован, хранение не упорядочено (нарушение п. 5.4, 5.5, 5.21,5.22 СанПиН 2.4.5. 2409-08); - не организован производственный контроль за качеством поступающей продукции, ввиду отсутствия журнала бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья (нарушение п. 14.5 СанПиН 2.4.5. 2409-08); - количество холодильного оборудования на пищеблоке (2 ед.) не соответствует объему оборачиваемого продовольственного сырья. Отсутствует холодильное оборудование для хранения мяса охлажденного (нарушение п.2.3, 4.1 СанПиН 2.4.5. 2409-08).

Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (экспертное заключение от 30.11.2011 г.).

В соответствии с п.2ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащей организации питания учащихся в образовательном учреждении, в том числе по обеспечению в нём требований санитарно-эпидемиологического законодательства возложена на МБОУ СОШ №16.

Необеспечение образовательным учреждением требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания учащихся напрямую затрагивает, гарантированное п.1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», право несовершеннолетних учащихся на охрану и укрепление здоровья.

Поэтому просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» №16, по адресу: пос. Тульский, ул. Первомайская, 222 обеспечить исполнение санитарных норм, при организации питания учащихся: - в пищеблоке обеспечить поточность технологических процессов и исключить встречные потоки сырья и готовой продукции; - увеличить количество фактических посадочных мест до 45, согласно нормативу; - при обеденном зале оборудовать дополнительный умывальник; - обеспечить столовую 90 комплектами столовой посуды и приборов; - маркировать разделочный инвентарь для технологической обработки продуктов; - приобрести инвентарь с мерными отметками объема; - исключить использование столовой посуды с отбитыми краями сколами; - создать условия для раздельного мытья кухонной и столовой посуды; - упорядочить хранение моющих и дезинфицирующих средств; - маркировать уборочный инвентарь, упорядочить его хранение; - обеспечить ведение журнала бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья; - оборудовать пищеблок холодильным оборудованием для хранения охлажденного мяса.

В судебном заседании заместитель прокурора Майкопского района РА Горлов В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель МБОУ СОШ № 16 по доверенности - Толстых Е.П. в судебном заседании исковые требования прокурора Майкопского района РА признала и не возражала против их удовлетворения. Пояснила, что проверка образовательного учреждения действительно проводилась и указанные в акте нарушения имели место.

ИП Гамисония Н.А. в судебном заседании полагала исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В своем заключении представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Республике Адыгея по доверенности - Докумов А.Б. полагал требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, третьего лица, заключение представителя Роспотребнадзора по РА, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Так, из материалов дела следует, что при организации питания учащихся в МБОУ СОШ №16 выявлены нарушения требований санитарных правил, в частности: - объемно планировочное решение пищеблока не позволяет соблюдать поточность технологических процессов и не исключает встречные потоки сырья и готовой продукции (нарушение п.2.5 СанПиН 2.4.5.2409-08): - недостаточное количество фактических посадочных мест в обеденном зале (40), из расчета посадки всех получающих питание в две смены (нфма -45) (нарушение п. 2.9 СанПиН 2.4.5. 2409-08); - в наличии 1 умывальник при обеденном зале, при норме 2 (нарушение п.3.4 СанПиН 2.4.5.2409-08); - столовая не обеспечена достаточным количеством столовой посуды и приборами (50 комплектов, при норме 90) (нарушение п. 4.7 СанПиН 2.4.5. 2409-08); - имеющийся разделочный инвентарь для технологической обработке сырых и готовых продуктов промаркирован не в полном объеме, для порционирования блюд отсутствует инвентарь с мерной меткой объема в литрах и миллилитрах. Используется столовая посуда с отбитыми краями сколами (нарушение п. 4.7, 4.10 - 4.12 СанПиН 2.4.5. 2409-08); - отсутствуют условия для раздельного мытья кухонной и столовой посуды, хранение моющих и дезинфицирующих средств не упорядочено, хранение столовых приборов осуществляется на подносах россыпыдр имеющийся уборочный инвентарь не промаркирован, хранение не упорядочено (нарушение п. 5.4, 5.5, 5.21,5.22 СанПиН 2.4.5. 2409-08); - не организован производственный контроль за качеством поступающей продукции, ввиду отсутствия журнала бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья (нарушение п. 14.5 СанПиН 2.4.5. 2409-08); - количество холодильного оборудования на пищеблоке (2 ед.) не соответствует объему оборачиваемого продовольственного сырья. Отсутствует холодильное оборудование для хранения мяса охлажденного (нарушение п.2.3, 4.1 СанПиН 2.4.5. 2409-08).

Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (экспертное заключение от 30.11.2011 г.).

В соответствии с п.5 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения.

Согласно п.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п.1 ст. 2 указанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

К нормативным документам по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения относятся также «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008г.

В соответствии с п.2ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащей организации питания учащихся в образовательном учреждении, в том числе по обеспечению в нём требований санитарно-эпидемиологического законодательства возложена на МБОУ СОШ №16.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Таким образом, суд полагает исковые требования прокурора Майкопского района РА обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования Прокурора Майкопского района Республики Адыгея.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» №16, по адресу: пос. Тульский, ул. Первомайская, 222 обеспечить исполнение санитарных норм, при организации питания учащихся:- обеспечить функционирование установленных при обеденном зале умывальников, в количестве согласно установленных норм; - в пищеблоке обеспечить поточность технологических процессов и исключить встречные потоки сырья и готовой продукции; - увеличить количество фактических посадочных мест до 45, согласно нормативу; - при обеденном зале оборудовать дополнительный умывальник; - обеспечить столовую 90 комплектами столовой посуды и приборов; - маркировать разделочный инвентарь для технологической обработки продуктов; - приобрести инвентарь с мерными отметками объема; - исключить использование столовой посуды с отбитыми краями сколами; - создать условия для раздельного мытья кухонной и столовой посуды; - упорядочить хранение моющих и дезинфицирующих средств; - маркировать уборочный инвентарь, упорядочить его хранение; - обеспечить ведение журнала бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья; - оборудовать пищеблок холодильным оборудованием для хранения охлажденного мяса.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение месяца со дня вынесения через Майкопский районный суд Республики Адыгея.

                                          Судья - подпись

Копия верна: Судья                                      Скрябин А.В.