К делу №2-235/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 февраля 2012 года пос.Тульский Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего Юрченко Н.И. при секретаре Даурове А.Е. с участием прокурора Черепановой Е.В., заявителя Захарова В.И., его представителя по доверенности - Кричевцовой О.В., заинтересованных лиц: председателя территориальной избирательной комиссии (ТИК) Майкопского района - Шубиной Л.В., представителя администрации МО « Майкопский район» - Лузиной Т.В., по доверенности, представителя Ковалева Е.А. по доверенности Петинова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Захарова Виктора Ивановича об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования, у с т а н о в и л : Захаров В.И. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата Ковалева Е.А. на должность главы муниципального образования « Майкопский район». В заявлении указал, что Территориальной избирательной комиссией Майкопского района в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Майкопский район» зарегистрирован Ковалёв Евгений Алексеевич, который на сегодняшний день является действующим главой МО «Майкопский район». В соответствии со ст.39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Статья 40 указанного Закона предусмотрено, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. В п. 5 этой статьи разъяснено, что под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума; г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране. Статья 48 гласит, что граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы: а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления; б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Между тем, кандидат Ковалёв Евгений Алексеевич, в период предвыборной агитации допустил неоднократные нарушения указанных выше норм федерального закона, а именно: на встрече с избирателями станицы Даховской, проводимой в здании Дома культуры, кандидат Ковалёв Е.А. присутствовал в сопровождении сотрудников администрации МО «Майкопский район», в частности - начальника управления образования МО «Майкопский район» ФИО1. В ходе встречи, Ковалёв Е.А., отвечая на вопросы избирателей, давал распоряжения ФИО1 о срочном разрешении вопроса, как руководитель подчинённому. В свою очередь, ФИО1, как руководитель управления, отвечала на вопросы избирателей, задаваемые Ковалёву Е. А., как кандидату на должность главы МО «Майкопский район». 23 февраля 2012 года руководитель управления культуры МО «Майкопский район» проводилось общественное культурное мероприятие - «Масленица». Ковалёв Е.А. провёл встречу с работниками дома культуры и участниками казачьего хора станицы. В этой поездке кандидата Ковалёва Е.А. также сопровождал ФИО2, занимающий должность помощника главы МО «Майкопский район» по мобилизационной работе. Также, на встрече кандидата Ковалёва Е.А. с работниками Дома культуры, присутствовал глава МО «Абадзехское сельское поселение» ФИО3. 24 февраля 2012 года кандидат Ковалёв Е.А. проводил встречу в лесхозе посёлка Краснооктябрьский. На встрече присутствовали и вели агитационную работу в поддержку Ковалёва Е.А следующие должностные лица: ФИО4 - начальник Управления лесами по Республике Адыгея; ФИО5 - начальник отдела администрации МО «Майкопский район» по лесному хозяйству; ФИО6 - начальник Краснооктябрьского лесничества. А также ФИО2, занимающий должность помощника главы МО «Майкопский район» по мобилизационной работе, который на вопрос о том, как он в рабочее время может находиться на данном мероприятии, ответил, что у него обеденный перерыв. Также имеются факты давления на людей, ведущих агитационную работу не за Ковалёва. В частности, начальник управления культуры МО «Майкопский район» ФИО12 запретила работникам Дома культуры посёлка Каменномостского посещать встречи кандидатов с гражданами, а если вдруг они туда попадут, то должны молчать и «не мешать работать». По словам ФИО12 «... есть Единая Россия, есть Путин, есть Ковалёв!», несогласные останутся без работы. Полагал, что кандидат на должность главы МО «Майкопский район» Ковалёв Е.А. допустил грубейшее нарушение ст.39 п.1; ст.40 п.1, п.5; ст.48 п.1,п.7, выразившееся в использовании преимуществ должностного или служебного положения. Подпункт «в» пункта 7 статьи 76 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации говорит о том, что «...Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения». Просил обязать территориальную избирательную комиссию Майкопского района отменить регистрацию кандидата на должность главы муниципального образования « Майкопский район» Ковалева Е.А.. В судебном заседании Захаров В.И. и его представитель по доверенности Кричевцова О. В. поддержали заявление. В качестве дополнительных оснований к отмене регистрации указал, что отменить регистрацию кандидата Ковалева Е.А. следует и за неоднократное использование им помещений здания лесхоза в пос.Краснооктябрьском 24.02.2012 года, здания школы в хут.Шунтук 20.02.2012 года и здания школы №5 в ст.Даховской 13.02.2012 года для осуществления деятельности, способствующей его избранию, а также незаконное использование служебного автомобиля в период предвыборной агитации. Председатель территориальной избирательной комиссии Майкопского района Шубина Л.В. полагала, что оснований для удовлетворения заявления не имеется. Пояснила, что и заявитель и заинтересованное лицо являются зарегистрированными кандидатами на должность главы МО « Майкопский район». Все встречи с избирателями кандидата Ковалева Е.А. проводились по согласованию с ТИК, и никаких вопросов по этому поводу у других кандидатов не возникало. Представитель администрации МО « Майкопский район» Лузина Т.В., по доверенности, возражала против удовлетворения требований заявления, считая их необоснованными. Пояснила, что все случаи, когда в предвыборных встречах кандидата Ковалева Е.А. были задействованы работники администрации, о которых говорит заявитель, проходили в нерабочее для указанных работников время. Кроме того, полагала, что в удовлетворении заявления следует также отказать ввиду пропуска срока для обращения в суд. Представитель Ковалева Е.А. - Петинов А.В., по доверенности, просил отказать в удовлетворении заявления за необоснованностью и пропуском срока для обращения в суд. Заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, свидетелей, заключение прокурора, согласно которому законные основания для отмены регистрации кандидата на должность главы МО « Майкопский район» Ковалева Е.А. отсутствуют, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что на основании решения Совета народных депутатов МО «Майкопский район» №672 от 14.12.2011 года на 4 марта 2012 года назначены выборы главы муниципального образования « Майкопский район». Заявитель Захаров В.И. и заинтересованное лицо Ковалев Е.А. зарегистрированы в качестве кандидатов на должность главы муниципального образования « Майкопский район». Ковалев Е.А. является действующим главой МО « Майкопский район». В силу ч.3 ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор. Аналогичные требования содержатся и в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Судом установлено, что кандидат на должность главы МО «Майкопский район» Захаров В.И. вправе обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы МО «Майкопский район» Ковалева Е.А.. Статья 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. Федерального закона от 05.12.2006 № 225-ФЗ) предусматривает основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума. В соответствии с требованиями п.7 ст. 76 и ст. 56 названного выше Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в частности в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения. В п. 5 ст.40 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дано понятие использования преимуществ должностного или служебного положения. Применительно к рассматриваемому делу - это привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствовавшей избранию кандидатов, использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидатов, если иным кандидатам не будет предоставлено это помещение на таких же условиях, использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Таким образом, отмена регистрации кандидата является одним из установленных законом видов ответственности за нарушение избирательного законодательства, однако, она может наступать лишь при условии совершения виновных действий самим кандидатом. Между тем, анализ всех исследованных судом доказательств, приводит суд к выводу об отсутствии нарушений избирательного законодательства со стороны Ковалева Е.А.. Суду не представлено доказательств того, что Ковалевым Е.А.привлекались начальники управлений администрации МО « Майкопский район»: ФИО1 и ФИО12- 13.02.2012 года и 20.02.2012 года, а также сотрудники администрации МО « Майкопский район» ФИО5- 24.02.2012 года, ФИО2 - 23.02.2012 года и 24.02.2012 года к осуществлению в служебное время деятельности, способствовавшей его избранию. Как следует из представленных суду распоряжений и.о. главы МО « Майкопский район» от 13.02.2012 года №14-л, от 24.02.2012г. №15-л и №16-л, ФИО1 был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы 13.02.2012 года, ФИО5 - 24.02.2012 года, ФИО2 предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска с 24.02. по 2.03.2012 года. 23.02.2012 года являлся праздничным и выходным днем. Заявителем не представлено никаких доказательств тому, что 20.02.2012 года ФИО1, присутствовавшей в школе пос.Тимирязева на встрече Ковалева Е.А. с избирателями проводилась предвыборная агитация указанного кандидата. Из пояснений свидетеля, допрошенного по ходатайству заявителя, ФИО17 следует, что он присутствовал 20.02.2012 года в школе пос.Тимирязева, когда проводилась встреча Ковалева Е.А. с избирателями, но он не видел, чтобы ФИО1 агитировала голосовать за Ковалева Е.А.. То обстоятельство, что 24.02.2012 года на встрече Ковалева Е.А. с избирателями в пос.Краснооктябрьском в здании лесхоза присутствовали должностные лица ФИО4 и ФИО18 также не может служить основанием для применения мер ответственности за нарушение избирательного законодательства, поскольку указанные лица не находятся в подчинении или иной служебной зависимости у Ковалева Е.А.. Также не находятся в подчинении или иной служебной зависимости у Ковалева Е.А. главы муниципальных образований ФИО3 и ФИО19, которые, как утверждал заявитель, способствовали избранию Ковалева, участвуя в его встречах с избирателями. Не нашли своего подтверждения и доводы заявителя о том, что кандидатом Ковалевым Е.А. незаконно использовались помещения здания лесхоза в пос.Краснооктябрьском 24.02.2012 года, здания школы в хут.Шунтук 20.02.2012 года и здания школы №5 в ст.Даховской 13.02.2012 года для осуществления деятельности, способствующей его избранию. В материалах дела имеются заявления Ковалева Е.А. от 13.02.2012 года о предоставления ему указанных помещений для проведения агитационных публичных мероприятий в указанное выше время, которые согласованы с Территориальной избирательной комиссией. Заявитель утверждал, что заинтересованным лицом в период предвыборной агитации незаконно используется служебный автомобиль. Однако, указанные доводы не нашли своего подтверждения в суде. Из представленных стороной заявителя суду фото- и видеоматериалов следует, что для осуществления предвыборной деятельности Ковалевым использовался не служебный автомобиль. Как разъяснено в п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года №5 « О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вышеуказанные сроки не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. При установлении факта пропуска сокращенных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений ч.6 ст.152 и ч.4 ст.198 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства. Заявитель обратился в суд 25.02.2012 года. Согласно правилам исчисления процессуальных сроков, в том числе, сроков на обращение суд, которые установлены ст.ст.107 и 108 ГПК РФ, течение процессуального срока начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено ее начало. То есть, заявление подано за семь дней до дня голосования - 4.03.2012 года, с нарушением срока, предусмотренного ч.3 ст.260 ГПК РФ и п.5 ст.78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, в связи с чем, заявление также не подлежит удовлетворению за пропуском срока для обращения в суд. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 259-261,194-199 ГПК РФ, ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд Р Е Ш И Л : Отказать в удовлетворении заявления Захарова Виктора Ивановича об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования « Майкопский район» Ковалева Е.А.. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение 5 дней. Судья: подпись. Копия верна: Судья Н.И.Юрченко.