решение по иску Садыковых к администрации МО Майкопский район о признании нуждающимися в предоставлении жилого помещения



к делу № 2-180/12                                                          

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2012 года                                                                п. Тульский

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Скрябина А.В.,

при секретаре                    Пуховой С.Ю.,

с участием: истицы Садыковой Л.М., представляющей также по доверенности истцов Садыкова А.М. и Садыкова А.А.; представителя ОФМС России по Республике Адыгея по доверенности - Анина С.Е.; представителя администрации МО «Майкопский район» по доверенности - Белоусова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Садыковой Ляли Михайловны, Садыкова Александра Мардоновича и Садыкова Александра Александровича к администрации муниципального образования «Майкопский район» и Отделу федеральной миграционной службы России по Республике Адыгея о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий,

установил:

Садыкова Л.М., Садыков А.М. и Садыков А.А. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» и Отделу федеральной миграционной службы России по <адрес> о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий. В заявлении указали, что они - Садыкова (Наджарова) Ляля Михайловна, Садыков Александр Мардонович, и Садыков Александр Александрович переехали в Республику Адыгея из Узбекистана, <адрес>. В 1996г. они обратилась в миграционную службу РФ по <адрес> с заявлением о присвоении им статуса вынужденных переселенцев, что подтверждается выданными удостоверениями вынужденных переселенцев: АБ , АВ , АБ с соответствующими отметками, и одновременно обратились с заявлением о постановке их на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. После присвоения статуса вынужденного переселенца они всей семьей, в установленные законом сроки проходили процедуру подтверждения статуса вынужденных переселенцев. Однако, в 2004г. во время очередного предоставления документов в миграционную службу РФ по РА для подтверждения статуса вынужденного переселенца им сообщили, что их нет в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сотрудница миграционной службы сказала, что они их помнят и необходимо написать еще одно заявление на улучшение жилищных условий, так как их документы утрачены сотрудниками. Когда документы найдутся, их заявление приложат к документам, написанным в 1997<адрес> из администрации <адрес> пришло письмо о необходимости явки и написания заявления на улучшение жилищных условий, как они полагали для восстановления ранее утерянных документов на улучшение жилищных условий. После чего, два раза в год они продолжали предоставлять в миграционную службу документы о продлении статуса вынужденного переселенца и на ежегодный переучет в администрацию «<адрес>» документы подтверждающие, что своего жилья у них нет. Отдел Федеральной миграционной службы России по <адрес> направил письменное ходатайство в администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о восстановлении семьи как вынужденных переселенцев в очередности на получение компенсации для приобретения жилья с 1997г., однако данное ходатайство удовлетворено не было. ДД.ММ.ГГГГ ими написана жалоба в администрацию МО «<адрес>» о восстановлении семьи в очереди на получение субсидии для приобретения жилья и постановке на учет как граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997г., а не с 2004<адрес> просили суд: 1) Признать право вынужденных переселенцев Садыковой (Наджаровой) Ляли Михайловны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Садыкова Александра Мардоновича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Садыкова Александра Александровича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на восстановление в очереди на получение ссуды или субсидии на строительство или приобретения жилья и постановки на учет как граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997г.; 2) Обязать Отдел Федеральной миграционной службы по <адрес> (ОФМС России по <адрес>) и администрацию Муниципального образования «<адрес>» восстановить Садыкову (Наджарову) Лялю Михайловну ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Садыкова Александра Мардоновича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Садыкова Александра Александровича ДД.ММ.ГГГГ года рождения в очереди на получение ссуды или субсидии на строительство пли приобретения жилья и постановки на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997г.

В своих уточненных требованиях истцы просили суд признать право вынужденных переселенцев Садыковой (Наджаровой) Ляли Михайловны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Садыкова Александра Мардоновича 23.04,1951 гола рождения, Садыкова Александра Александровича ДД.ММ.ГГГГ года рождения на постановку на учет как граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997г. и обязать отдел Федеральной миграционной службы по <адрес> (ОФМС России по <адрес>) и администрацию Муниципального образования «<адрес>» восстановить их в списках вынужденных переселенцев состоящих на учете в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997г.

В возражении относительно заявленных исковых требований представитель ОФМС России по <адрес> по доверенности - Анин С.Е. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований Садыковой Л.М.. Садыкова A.M. и Садыкова А.А. к ОФМС России по <адрес> в полном объеме в связи с пропуском истцами срока исковой давности и за необоснованностью.

В судебном заседании Садыкова Л.М., представляющая также по доверенности истцов Садыкова А.М. и Садыкова А.А., поддержала заявленные требования в уточненном варианте и просила суд их удовлетворить. Пояснила, что в 2004г. она полагала, что ее заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо для обновления документов. Еще в 1996г. она встала на учет для получения ссуды или субсидии на жилье.Момент признания ее и членов ее семьи вынужденными переселенцами и момент постановки ее на учет в качеств нуждающейся в улучшении жилья совпали. Они полагали, что собирают в 1996г. документы одновременно и для постановки на жилищный учет. В 2004г., когда она обратилась к сотрудникам миграционной службы, ей сообщили, что она отсутствует в списках нуждающихся в улучшении жилья, но ее заверили, что ее восстановят в данных списках, так как они являются вынужденными переселенцами. После этого, она впервые обратилась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением об улучшении жилищных условий.

Представитель ОФМС России по <адрес> по доверенности - Анин С.Е. в судебном заседании исковые требования Садыковой Л.М., Садыкова А.М. и Садыкова А.А. не признал и просил суд отказать в их удовлетворении. Просил суд применить срок исковой давности к требованиям истца. Пояснил, что ОФМС России по РА располагает сведениями о постановке истцов на учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ Истцами не было представлено доказательств, что они были в установленном порядке поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ранее, чем ДД.ММ.ГГГГ Статьей 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» предусматривалось право на получение вынужденными переселенцами безвозмездных ссуд на приобретение жилья, для чего они должны были подать заявления. Такие ссуды выдавались вынужденным переселенцам органами миграционной службы до 2004<адрес> льгота предоставлялась лишь вынужденным переселенцам, поэтому к отношениям учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не относится. Для получения безвозмездной ссуды необходимо было предварительно предоставить вынужденному переселенцу земельный участок.

Представитель администрации МО «<адрес>» по доверенности Белоусов А.В. в судебном заседании исковые требования Садыковых не признал и просил суд отказать в их удовлетворении. Просил суд применить срок исковой давности к заявленным требованиям. Пояснил, что из материалов учетного дела Садыковой Л.М. следует, что она первоначально была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав пояснения истицы, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Так, в судебном заседании установлено, что истцы Садыкова Л.М., Садыков А.М. и Садыкова А.А. на основании решения миграционной службы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ приобрели статус вынужденных переселенцев и были зарегистрированы в качестве таковых в соответствующем порядке. На основании поданного Садыковой Л.М. заявления от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ Садыкова Ляля Михайловна составом семьи из трех человек (Садыков А.М. и Садыков А.А.) была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Истица утверждает, что первоначально она и члены ее семьи были поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий миграционной службой Республики Адыгея в 1997г., однако в последующем документы о постановке на учет и иные сведения об этом были утрачены.

В обоснование заявленных требований, истица пояснила, что обратилась за постановкой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий одновременно с заявлением о предоставлении статуса вынужденного переселенца. В последующем, она и члены ее семьи в установленные законом сроки проходили процедуру подтверждения статуса вынужденных переселенцев.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 202-ФЗ, действовавшей на момент возникновения правоотношений) территориальные органы миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации обязаны:1) предоставлять вынужденному переселенцу и членам его семьи, в том числе проживающим в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, жилое помещение из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;2) предоставлять семье вынужденного переселенца долговременную беспроцентную возвратную ссуду на строительство (приобретение) жилья. Размеры ссуды определяется Правительством Российской Федерации;3) участвовать в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев.Строительство (приобретение) указанного жилья осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств, направляемых из других источников, включая личные сбережения вынужденных переселенцев.

Таким образом, действовавшая по состоянию на 1996-1997гг. редакция Закона РФ «О вынужденных переселенцах», не относила к компетенции территориальных органов миграционной службы вопросы постановки на учет и ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, в подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 202-ФЗ) указано, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья, строительство (приобретение) которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета независимо от срока проживания в данной местности.

Исходя из требований вышеуказанной нормы ведение списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предполагалось лишь в соответствии с положениями жилищного законодательства и лишь указанными в данной норме органами.

При этом, исходя из подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» предоставление вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации, является самостоятельной мерой поддержки указанной категории граждан.

До введения в действие Жилищного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ, в том числе в период с 1997г. по ДД.ММ.ГГГГ, действовал порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленный нормами Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ) «Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР».

Согласно утвержденному Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Порядку учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, учет такой категории граждан отнесен по месту жительства к компетенции исполнительного комитета районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов либо к компетенции предприятий, в учреждений, организаций, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве (п.п. 9-11).

В соответствии со ст. 31 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ) «Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.»

Согласно п. 14 Постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Из содержания указанных выше норм жилищного законодательства следует, что вне зависимости от того, каким органом мог вестись учет списков (сводных списков) нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, само решение о постановке на учет могло быть принято либо исполкомом местного СНД (органом местного самоуправления), либо совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Таким образом, решение о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не могло быть принято органом миграционной службы, поскольку это не входило и не могло входить в его компетенцию.

Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду протоколами заседания жилищной комиссии миграционной службы Республики Адыгея за период с 1997г. по 2004г. (в судебном заседании исследован прошнурованный и пронумерованный журнал, заполняемый рукописным текстом протоколов с 1997г.), из которых следует, что данным органом решался вопрос лишь о включении в «…сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) по данным органов местного самоуправления….» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ о включении в сводные списки Садыковой Л.М.).

С учетом установленных обстоятельств, суд исходит из того, что решение о постановке на учет Садыковой Л.М. и членов ее семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий органом миграционной службы Республики Адыгея не принималось и не могло быть принято.

Вместе с тем, жилищной комиссией миграционной службы Республики Адыгея, на основании сведений о постановке Садыковой Л.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) в органе местного самоуправления, истцы были включены в сводные списки такой категории вынужденных переселенцев в <адрес>.

Указанный «Сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» (л.д. 97 - 98) был исследован в судебном заседании, при этом Садыкова Л.М. в нем указана под номером 23, с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд исходит из того, что истцами не представлено доказательств, подтверждающего их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997<адрес> истцов о признании их вынужденными переселенцами и материалы личного дела семьи вынужденного переселенца не содержат сведений о постановке семьи Садыковых на учет, как нуждающихся в улучшении жилья. В имеющихся в указанном деле многочисленных заявлениях Садыкова Л.М. просила лишь продлить ей и членам ее семьи срок действия статуса вынужденного переселенца. Сведения о постановке на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий в личном деле семьи вынужденного переселенца содержатся с момента внесения в дело копии распоряжения главы администрации МО «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ

Наличие в личном деле семьи вынужденного переселенца заявления Садыковых о выдаче беспроцентной ссуды для приобретения (строительства, ремонта) жилья также не свидетельствует о постановке данной семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку предоставление такой беспроцентной ссуды относится к самостоятельной мере государственной поддержки вынужденных переселенцев, предусмотренной Законом РФ «О вынужденных переселенцах», положениями которого вопросы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не регулировались ранее и не регулируются в настоящее время.

Суд также не принимает в обоснование своих выводов представленную истицей копию списков жителей МО «Краснооктябрьское сельское поселение» с указанием Наджаровой Л.М. с датой ДД.ММ.ГГГГ, поскольку из пояснительной записки главы поселения следует, что данная копия относится к журналу, в котором велась регистрация заявлений граждан на получение земельных участков под строительство жилых домов (по действовавшему на тот момент законодательству).

Вместе с тем, совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, подтверждает, что первоначальное обращение Садыковой Л.М. в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий состоялось ДД.ММ.ГГГГ К указанным доказательствам суд относит, прежде всего, материалы исследованного в судебном заседании учетного дела администрации МО «<адрес>». В частности, из заявления Садыковой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она просит «….поставить меня и мою семью...на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий…» и указывает, что семья является вынужденными переселенцами с 1996г.

В последующих заявлениях Садыковой Л.М. и ее объяснительной от ДД.ММ.ГГГГ она также указывала, что состоит в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ

Суд исходит из того, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения дела, является законодательно определенный порядок ведения учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан. Вопросы учета данной категории граждан к компетенции органов миграционной службы никогда не относились и не относятся, решение о постановке на учет миграционной службой никогда не принимались и не могли быть приняты (ст. 31 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ) и п. 14 Постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ ), следовательно, существенное значение для дела имеет установление даты обращения Садыковых за постановкой на учет именно в орган местного самоуправления.

Из материалов дела и пояснений самой Садыковой Л.М. следует, что в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истица обратилась впервые ДД.ММ.ГГГГ

Данные обстоятельства подтверждаются также материалами личного дела семьи вынужденного переселенца и журналом протоколов заседаний жилищной комиссии миграционной службы Республики Адыгея.

Из ответа и.о. начальника ОФМС по РА на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что в архивах миграционной службы отсутствуют какие либо сведения о постановке Садыковых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ранее ДД.ММ.ГГГГ - даты принятия решения органом местного самоуправления.

Таким образом, суд полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования Садыковой Л.М., Садыкова А.М. и Садыкова А.А. о признании за ними права на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997г. и обязанииответчиков восстановить их в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997г.

Отказывая в удовлетворении иска Садыковых за необоснованностью суд учитывает, что в материалах дела имеются сведения о наличии в администрации района и ОФМС России по РА списков указанной категории граждан. В списке администрации района Садыкова Л.М. занимает 6-ю очередь, а в сводном списке по <адрес> лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа вынужденных переселенцев (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), Садыкова Л.М. занимает 23-ю очередь.

При таких обстоятельствах, признание права истцов на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997г. в перспективе может повлиять на изменение очередности в указанных списках, что в свою очередь, может затронуть права и интересы лиц, обратившихся за постановкой на учет ранее Садыковых.

Представителями ответчиков в судебном заседании было заявлено о применении судом исковой давности к требованиям Садыковых.

Суд, проверив доводы участвующих в деле лиц относительно срока исковой давности с учетом указаний кассационного определения Судебной коллегии по гражданским дела Верховного суда РА от ДД.ММ.ГГГГ, приходит к следующим выводам.

Поскольку истцами было заявлено о признании за ними права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилья, суд исходит из того, что вопрос о применении исковой давности к требованиям по спору о праве может быть также разрешён судом.

Из материалов дела следует, что истцы знали о наличии распоряжения главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ с момента его вынесения. Данное обстоятельство подтверждается как самим распоряжением, так и содержащимися в личном деле семьи вынужденного переселенца и учетном деле нуждающихся в улучшении жилищных условий материалами: заявлениями и объяснениями Садыковой Л.М., протоколом от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссии миграционной службы РА, из которого следует, что наряду с заявлением о постановке на учет Садыковой Л.М. предоставлены необходимые документы, в том числе Распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ

Более того, из заявления Садыковой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что истица знала о том, что просит решить вопрос о первоначальной постановке ее и членов ее семьи на учет.

Таким образом, суд исходит из того, что началом течения срока исковой давностипо требованиям к администрации МО «<адрес>» является дата вынесения распоряжения -р, то есть ДД.ММ.ГГГГ

Из заявления истицы (л.д. 87) на имя начальника отдела по делам миграции МВД РА от ДД.ММ.ГГГГ в личном деле семьи вынужденного переселенца следует, что Садыкова Л.М. просит орган миграционной службы включить ее и членов ее семьи «… в очередь для получения жилья в качестве вынужденных переселенцев.»

Данное заявление, а также последующие документы личного дела семьи вынужденного переселенца и решения жилищной комиссии миграционной службы Республики Адыгея, указывают на то, что с ДД.ММ.ГГГГ Садыковой Л.М. было известно о том, что ее семья не состоит на учете нуждающихся в ОФМС с 1997г.

Кроме того, из заявления Садыковой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54) на имя начальника ОФМС России по РА следует, что ДД.ММ.ГГГГ ее семье было сообщено, что «… в списках очередников на получение денежной компенсации для приобретения жилья наша семья не значится.»

С учетом установленных обстоятельств, суд полагает, что срок исковой давности по требованиям истцов к ОФМС России по РА начал истекать с ДД.ММ.ГГГГ, то есть даты составления заявления Садыковой Л.М., в котором она просит ОФМС включить ее в сводные списки вынужденных переселенцев нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Наличие ходатайства и.о. начальника ОФМС по РА от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы МО «<адрес>»на вывод суда по вопросу пропуска срока исковой давности повлиять не может, поскольку данный документ не опровергает имеющиеся в материалах дела сведения, подтверждающие то обстоятельство, что истцам с апреля 2004г. было известно о дате их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и дате их включения в сводные списки нуждающихся в жилье вынужденных переселенцев.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Поскольку истцы знали о том, что постановка их на учет нуждающихся в улучшении жилья состоялась ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ они просили ОФМС России по РА включить их в сводные списки нуждающихся в жилье вынужденных переселенцев, срок исковой давности по заявленным ими требованиям на момент обращения в суд истек.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Таким образом, с учетом всех исследованных в судебном заседании обстоятельств, суд находит требования истцов о признании за ними права на постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997г. и восстановлении Садыковых в списках вынужденных переселенцев, состоящих на учете в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997г., не подлежащими удовлетворению в связи с необоснованностью и истечением срока исковой давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении требований Садыковой Ляли Михайловны, Садыкова Александра Мардоновича и Садыкова Александра Александровича к администрации муниципального образования «Майкопский район» и Отделу федеральной миграционной службы России по Республике Адыгея о признании за ними права на постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997г. и восстановлении их в списках вынужденных переселенцев, состоящих на учете в качестве граждан, нуждающихся вулучшении жилищных условий с 1997г. - отказать за необоснованностью требований и в связи истечением срока исковой давности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 05.03.2012г.

Судья - подпись

      Копия верна: Судья                               Скрябин А.В.