Решение по исковому заявлению Нагайниковой Александры Александровны к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья



К делу № 2-247/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Тульский                                                                          14 марта 2012 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Курочка О.И.

при секретаре: Гайтян Р.Г.

с участием: представителя истца по доверенности - адвоката Череватенко О.А., представителяадминистрации МО «Майкопский район» - Лебедевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Нагайниковой Александры Александровны к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

    Нагайникова А.А. обратилась в суд с иском к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании безвозвратной субсидии на приобретение жилья в размере 767250 рублей. В обоснование своих требований указала следующее.

Истец Нагайникова Александра Александровна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Ее родители - мать Бахирева Марина Николаевна и отец - Нагайников Александр Юрьевич, были лишены родительских прав решением Майкопского районного суда 09.07.2008 года. 1.02.2011 года ее мама - Бахирева М.Н. умерла. В связи с этим Нагайникова А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.                         

С 2008 года истец постоянно находилась на содержании Абушаевой Любови Александровны, которая согласно постановлению администрации МО «Майкопский район от 15.04.2008 года назначена опекуном Нагайниковой А.А.

В связи с изложенными выше обстоятельствами, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, истец обратилась в администрацию МО «Кировское городское поселение» по вопросу о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно распоряжению главы администрации МО «Кировское сельское поселение» 12.07.2010 года Нагайникова А.А. включена в списки и поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В настоящее время жилья в собственности у истца нет, материальной возможности приобрести его либо построить у нее не имеется.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» от 26. 12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся по опекой и попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Кроме того, в соответствии с Приказом Минрегионразвития от 09.12.2011 года №562 «О нормативе стоимости 1 кв.метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года», средняя рыночная стоимость 1 кв.метра общей площади жилья по Республике Адыгея составляет 23.250 (двадцать три тысячи двести пятьдесят) рублей, а так же из установленной п. 16 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечением жильем категорий граждан установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы» и Положению «О порядке предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений социальной нормы жилой площади, выделяемой по 33 кв.метра на семью, состоящую из одного человека, размер предоставляемой Нагайниковой А.А. социальной выплаты должен составлять 767250 (семьсот шестьдесят семь тысяч двести пятьдесят) рублей.

До настоящего времени администрацией Майкопского района не изыскана возможность предоставления Нагайниковой А.А. жилого помещения.

В связи с изложенными выше обстоятельствами истец вынуждена обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.

Истец просила взыскать с администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в свою пользу на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, социальную выплату в размере 767250 (семьсот шестьдесят семь тысяч двести пятьдесят) рублей.

Представитель администрации МО «Майкопский район» Лебедева Т.Г. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указано, что с требованиями иска согласны, изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

Согласно ст.19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Адыгея от 8.04.2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года № 219 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Согласно п.5 данного постановления объём расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчёта 33 квадратных метра общей площади на граждан, имеющих семью из одного человека) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.

Законом Республики Адыгея от 28.12.2011 года № 56 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений, в размере 5930,0 тыс. рублей, которые направлены в местные бюджеты в соответствии с заявками муниципальных образований.

По имеющимся документам истца - Нагайникова Александра Александровна родилась ДД.ММ.ГГГГ, отцом указан Нагайников Александр Юрьевич, матерью указана Бахирева Марина Николаевна.

Решением Майкопского районного суда Республики Адыгея от 09.07.2008 года Нагайников Александр Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Бахирева Марина Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери - Нагайниковой Александры Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения

Из свидетельства о смерти I-АЗ №582101 от 01.02.2011 года следует, что Бахирева Марина Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы муниципального образования «Майкопский район» от 15.04.2008 года опекуном над Нагайниковой А.А. была назначена Абушаева Любовь Александровна.

В деле имеется распоряжение главы администрации МО «Кировское сельское поселение» от 12.07.2010 года, согласно которому Нагайникова А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из справки главы администрации МО «Кировское сельское поселение» от 02.02.2010 года следует, что Нагайниковой А.А., 1992 года, на территории МО «Кировское сельское поселение» земельный участок под строительство жилого дома не выделялся.

Справкой Управления образования администрации МО «Майкопский район» Республики Адыгея от 16.02.2010 года подтверждается, что Нагайникова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, относится к категории лиц из числа оставшихся без попечения родителей, жилье в <адрес> за ней не закреплено.

В соответствии со справкой отделения ТИ по Майкопскому району филиала по РА ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 26.01.2012 года за Нагайниковой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, домовладение, квартира в Майкопском районе не числятся, сведения об использовании права приватизации отсутствуют.

Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения у истца Нагайниковой А.А. возникло с момента постановки ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть с 12.07.2010 года.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из одного человека установлен 33 кв. м.

Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года №562 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года» по Республики Адыгея подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 23 250 руб.

Таким образом, размер предоставляемой истцу субсидии должен составить 23 250 руб. х 33 кв.м = 767250 руб.

Суд считает, что субсидию на приобретение истцом жилья обязано предоставить муниципальное образование «Майкопский район».

Министерство образования и науки Республики Адыгея Законом Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» определено администратором доходов республиканского бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, т.е. органом государственной власти, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации за правильностью расходования вышеназванных средств. Министерство образования и науки Республики Адыгея выступает в суде от имени казны Республики Адыгея.

Изложенное даёт суду основание взыскать социальную выплату в пользу истца Нагайниковой А.А. с ответчиков, определив субсидиарную ответственность Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Нагайниковой Александры Александровны удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счёт средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Нагайниковой Александры Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, за счёт субвенции социальную выплату в размере 767 250 (семьсот шестьдесят семь тысяч двести пятьдесят) рублей на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца.

         

Судья -                          Курочка О.И.