К делу №2-145/2012г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 марта 2012 года п.Тульский Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего Юрченко Н.И. при секретаре Солодовниковой А.Л. с участием прокурора Черненко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования « Краснооктябрьское сельское поселение» о возложении обязанности, у с т а н о в и л : Прокурор Майкопского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования « Краснооктябрьское сельское поселение» о возложении обязанности. В заявлении указал следующее. Прокуратурой Майкопского района в порядке контроля проведена проверка исполнения органами местного самоуправления МО «Краснооктябрьское сельское поселение» законодательства об организации электроснабжения п. Мирный. Проведенной проверкой установлено, что п. Мирный расположен на территории МО «Краснооктябрьское сельское поселение» и насчитывает более 26 домов. Численность населения поселка составляет более 47 человек, в том числе пенсионеры.Электроснабжение п. Мирный осуществляется через линии электропередач ВЛ-10кВ фидер «КЖ-5» и КТП - КЖ5-588/100кВа (далее - электрохозяйство, электрооборудование), которые находятся в ненадлежащем состоянии, трансформатор фактически не обслуживается, обрезка деревьев вблизи воздушных линий электропередач не производится, что систематически приводит к прекращению подачи электроэнергии в поселок. К примеру, такие факты имели место с 6 по 9 марта 2011 года, с 10 по 13 ноября 2011 года. Причиной вышеуказанных обстоятельств является то, что электрические сети и трансформаторная подстанция, обеспечивающие электроснабжение п. Мирный, в настоящее время являются бесхозяйными, на них отсутствуют какая-либо техническая документация, в связи с чем, они не могут быть приняты на баланс Адыгейских электрических сетей, и л соответственно обслуживаться должным образом. По данным фактам в адрес главы администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» 26.04.2011 прокуратурой Майкопского района вносилось представление об устранении нарушений закона с требованием о принятии мер по постановке в установленном законом порядке бесхозяйного имущества на учет. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электроснабжения населения. Статьей 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным эконом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Однако, каких-либо мер по исполнению требований вышеуказанного законодательства для постановки вышеуказанного электрооборудования на учет в качестве бесхозяйного имущества и дальнейшего включения его в муниципальную собственность в целях надлежащей организации энергоснабжения п. Мирный администрацией МО «Краснооктябрьское сельское поселение» не принимается. Полагал, что бездействие МО «Краснооктябрьское сельское поселение» по отмеченным вопросам создает предпосылки возникновения несчастных случаев со сторонними лицами и снижает надежность электроснабжения населенного пункта, чем затрагиваются права и законные интересы потребителей электрической энергии, т.е. неопределенного круга Просил обязать Администрацию муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» принять меры по постановке безхозяйных линий электропередач и трансформаторной подстанции (ВЛ-10кВ и КТП-КЖ5-588/100кВа), обеспечивающих электроснабжение населения пос.Мирный МО «Краснооктябрьское сельское поселение», на учет в качестве безхозяйных недвижимых вещей в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в последующем принять вышеуказанные объекты в муниципальную собственность. В судебном заседании пом.прокурора Черненко И.А. поддержал требования. Представитель администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» - Лозенко О.В. иск не признал, поддержал позицию, изложенную в отзыве на иск Ткаченко В.С., пояснила следующее. Системное толкование норм права позволяет утверждать - действия, направленные на признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, есть право, а не обязанность органов местного самоуправления. Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не вменяются в обязанности органам местного самоуправления действия по постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в органе, осуществляющим государственную регистрацию по принятию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в последующем принять вышеуказанные объекты в муниципальную собственность. Ни статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни Положение о принятии на учет бесхозяйных вещей утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003г. №580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» не определяют тип муниципального образования, которые вправе или должны осуществлять действия по постановке на учет и признанию права собственности на бесхозяйное имущество. Решение данного вопроса - только с учетом норм Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В смысле статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; в собственности муниципальных районов могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района. Из смысла пунктов 2 и 3 данной статьи следует, что имущество (линия электропередач и трансформаторная подстанция (ВЛ-10кВ и КТП - КЖ5-588/100кВТ), находящееся вне населенного пункта п. Мирный, может находиться только в собственности Майкопского района. Полагал, что не нашло своего подтверждение и бездействие администрации по организации электроснабжения, поскольку администрация муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» своевременно реагирует на жалобы граждан об отсутствии электроэнергии в поселке Мирный. Администрация всеми доступными средствами связи в кратчайшие сроки доводит до энергопоставляющей организации информацию о проблемах энергопоставки на данном участке электросети (копии документов прилагаются). Вопросы ответственности за надежность электроснабжения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23. 05.2006 г. 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Гражданами Российской Федерации, проживающими в п. Мирный Майкопского района заключен с ОАО «КУБАНЬЭНЕРГОСБЫТ» Адыгейский филиал ( Майкопский участок) договор на поставку электроэнергии, а в квитанции на оплату есть графа - услуги по передаче эл. энергии, инфраструктурные платежи, которые составляют более 36 процентов от стоимости покупки гражданами электрической энергии. Полагал также, что поскольку граждане оплачивают данную услугу в ОАО «КУБАНЬЭНЕРГОСБЫТ» Адыгейский филиал, Майкопский участок, то и ответственность за надежность электроснабжениянаселенного пункта должна возлагаться на них, что не противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, пунктом 49 которых определено, что Исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. По имеющимся в администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» документу - Реестру бесхозяйных электрических сетей Адыгейского филиала, присоединенного к сетям ОАО «Кубаньэнерго» непосредственно либо через сети ССО за 2010 год бывшим собственником электрической сети на поселок Мирный Майкопского района является лесхоз, в настоящее время преобразованный в государственное унитарное предприятие «Предгорный лесхоз», который должен был передать электрические сети, не используемые им в целях хозяйственной деятельности на баланс энергопоставляющей организации, однако, они исчезли из реестра федерального имущества. Администрация МО «Краснооктябрьское сельское поселение» обращалось в Управление лесами Республики Адыгея, в Территориальное управление федерального агентства по управлению имуществом в Республике Адыгея, в Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, в Адыгейские электрические сети ОАО «Кубаньэнерго». На обращения были получены ответы о том, что указанный объект не числится за «Предгорным лесхозом» и что данные электрические сети в реестре федерального имущества в Республике Адыгея не значатся, а также то, что отсутствие обозначенного выше объекта в реестре федерального имущества не означает, что указанное имущество не относится к собственности Российской Федерации, что данное имущество в реестре государственного имущества Республики Адыгея не значится и что данное электрооборудование на балансе Адыгейских электрических сетей ОАО «Кубаньэнерго» не находится. Кроме того, спорная электролиния находится на землях лесного фонда, а это собственность Российской Федерации, в связи с чем, чтобы перевести землю из лесного фонда в собственность муниципального образования необходимо выполнить требования Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 174-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель из лесного фонда в земли иных (других) категорий», выполнить требования Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и изготовить межевой план, технический план, что является очень дорогостоящим мероприятием. Представитель ОАО «Кубаньэнерго» Ведерникова Т.В., по доверенности, поддержала исковые требования и позицию, изложенную в отзыве на иск. Пояснила следующее. ОАО «Кубаньэнерго» осуществляет деятельность в соответствии с целями, и видами деятельности, прописанными в Уставе одним из основных видом деятельности, которого является передача электрической энергии. В 2006 году в соответствии с Законом № 36-ФЗ от 01.04.2006 года издан запрет на совмещение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии в границах одной ценовой зоны оптового рынка. Во исполнение предписаний Закона ОАО «Кубаньэнерго» с 1 июля 2006 года было реорганизовано в форме выделения, в результате чего осуществление деятельности по передаче электрической энергии осталось за ОАО «Кубаньэнерго», а функции по купле-продаже электрической энергии приняло на себя ОАО «Кубаньэнергосбыт», то есть покупку электрической энергии на розничном рынке и продажу ее потребителям (физическим и юридическим лицам) осуществляет энергосбытовая компания, соответственно расчеты за потребленную электрическую энергию производятся на территории Республики Адыгея так же с Адыгейским филиалом ОАО «Кубаньэнергосбыт». На основании чего и в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г № 530 (далее Правила), между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) был заключён договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 107/30-613 от 30.06.2006г. (в редакции дополнительного соглашения № 14 от 01.01.2007г.), по условиям которого ОАО «Кубаньэнерго» оказывает услуги ОАО «Кубаньэнергосбыт» по передаче электрической энергии и обслуживанию потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям в качестве уполномоченного представителя энергосбытовой организации. Спорное электрохозяйство, а именно: электрические сети ВЛ-10 кВ, находящиеся на территории Майкопского района, и трансформаторная подстанция КТП-КЖ-588/100 кВа, находящаяся на территории п. Мирного Майкопского района, на балансе ОАО «Кубаньэнерго» не стоит. Ранее, как видно из планов технического обследования существующих электрических сетей от 1988 года, обследование проводилось от подстанции Курджипская (стоящая на балансе Адыгейских электрических сетей) до подстанции не имеющей номера МО ПХ ДОЦ и не стоящей на балансе сетевой организации, на основании которого и были внесены данные о собственнике в базу потребителей, спорное имущество принадлежало Лесхозу (деревообрабатывающий цех), но с момента внесения указанных данных таковые не обновлялись, в связи с не предоставлением сведений собственником о его правовом статусе. На основании пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2010 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится, в числе прочих, организация в границах поселения электроснабжения населения. Кроме этого, в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ, право собственности на бесхозяйные вещи оформляются за органом местного самоуправления, на территории которого оно находится. Полагала, что администрации сельского поселения, на территории которого находится спорное электрохозяйство, необходимо незамедлительно принять бесхозяйные электрические сети на свой баланс, получить технические условия, акт разграничения балансовой принадлежности и заключить договор электроснабжения в интересах граждан. Представитель Управления лесами РА - Озерина Т.В., по доверенности, просила удовлетворить исковые требования. Пояснила, что в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Законом РА «Об управлении государственной собственностью Республики Адыгея» в связи с передачей Российской Федерацией субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений и на основании Постановления Кабинета Министров РА от 1.02.2007г. №14 « О принятии федеральных государственных учреждений в государственную собственность Республики Адыгея» из федеральной собственности в государственную собственность Республики Адыгея были переданы имущественные комплексы. В перечень имущества, принимаемого в государственную собственность РА, линии электропередач, питающей электроэнергией потребителей поселка Мирного, не входило. Во время реорганизации Майкопского леспромхоза передачи данного оборудования также не было. В настоящее время информацией о нахождении у кого-либо на балансе спорных объектов Управление лесами РА не располагает. Правовой статус электрооборудования может быть определен в порядке, установленном смт.226 ГК РФ. В силу этой статьи инициатива может исходить лишь от собственника земельного участка, на котором расположен объект. В настоящее время данные энергообъекты находятся на землях лесного фонда, которые являются федеральной собственностью. Вместе с тем, организация в границах поселения энергоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения, которые невозможно решать без соответствующего имущества. Представитель Администрации МО «Майкопский район» - Лузина Т.В., по доверенности, просила рассмотреть требования на усмотрение суда. Пояснила, что в соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения энергоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения, в компетенцию муниципального района эти полномочия не входят. Представитель ТУ Росимущества в РА - Казанов Б.Х., по доверенности, полагал, что требования законны и обоснованны. Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Как установлено в суде, электрохозяйство, обеспечивающее электроснабжение пос.Мирный (линия электропередач и трансформаторная подстанция (ВЛ-10кВ и КТП-КЖ5-588/100кВа)), находящегося на территории МО «Краснооктябрьское сельское поселение», в ненадлежащем состоянии: трансформатор не обслуживается, обрезка деревьев вблизи воздушных линий электропередач не производится, что систематически приводит к прекращению подачи электроэнергии в поселок, где проживают более 40 человек. На указанные объекты отсутствует техническая документация и ни на чьем балансе они не состоят и в собственности не находятся, в связи с чем, не могут быть приняты на баланс Адыгейских электрических сетей и должным образом обслуживаться. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электроснабжения населения. Статьей 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным эконом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Поскольку установлено, что вышеуказанные линия электропередач и трансформаторная подстанция располагаются на территории Краснооктябрьского сельского поселения и предназначены для обеспечения электроснабжения пос.Мирный, входящего в состав поселения, то постановкой этого электрооборудования на учет в качестве безхозяйного имущества и дальнейшим включением его в муниципальную собственность в целях обеспечения электроснабжения жителей пос.Мирный должно заниматься именно МО «Краснооктябрьское сельское поселение». Прокуратурой Майкопского района 26.04.2001 года было внесено представление об устранении нарушений закона с требованием о принятии мер по постановке безхозяйного имущества на учет, однако, оно до настоящего времени администрацией не исполнено. Суд считает, что бездействие администрации в части непринятия мер по постановке указанных объектов на учет в качестве безхозяйного имущества и включении его в муниципальную собственность создает предпосылки для возникновения несчастных случаев со сторонними лицами и снижает надежность электроснабжения населенного пункта Мирный. Доводы представителя администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» о том, что вышеуказанное имущество может находиться в собственности МО «Майкопский район» несостоятельны, поскольку имущество находится на территории поселения, а не межселенных или межпоселенческих территориях, и предназначено только для электроснабжения населения поселения. Несостоятельны и доводы представителя ответчика о том, что спорные объекты без определения собственника должны быть приняты на баланс Адыгейских электросетей ОАО «Кубаньэнерго», так как объекты могут передаваться на баланс ОАО «Кубаньэнерго» только собственниками при наличии технических условий, а указанные объекты не имеют собственника и на них отсутствует техническая документация. Не нашли своего подтверждения и доводы представителя администрации МО « Краснооктябрьское сельское поселение» о том, что указанные объекты не могут быть поставлены на учет как безхозяйные, а впоследствии включены в муниципальную собственность из-за отсутствия на это денежных средств, поскольку противоречат положениям Бюджетного кодекса РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Удовлетворить исковое заявление Прокурора Майкопского района. Обязать Администрацию муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» принять меры по постановке безхозяйных линий электропередач и трансформаторной подстанции (ВЛ-10кВ и КТП-КЖ5-588/100кВа), обеспечивающих электроснабжение населения пос.Мирный МО «Краснооктябрьское сельское поселение», на учет в качестве безхозяйных недвижимых вещей в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в последующем принять вышеуказанные объекты в муниципальную собственность. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 23.03.2012 года. Судья: подпись. Копия верна: Судья Н.И.Юрченко