к делу № 2-382/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 мая 2012 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - Волковой Н.В., при секретаре - Бесценной Т.Н., с участием помощника прокурора Майкопского района Республики Адыгея- Черненко И.А., с участием представителя Управления образования Администрации МО «Майкопский район» - Лебедевой Т.Г., разбирал в открытом заседании дело по исковому заявлению Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах Енчу Кристины Александровны к Министерству образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Майкопский район» о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея в интересах Енчу Кристины Александровны с иском к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в размере 767 250 рублей. В обоснование иска указал, что проведённой прокуратурой Майкопского района по обращению Енчу Кристины Александровны проверкой выявлены нарушения законодательства о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Она относится к названной категории лиц. В июне 2010 года согласно Распоряжению Главы Администрации МО «Победенское сельское поселение» Енчу К.А. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В собственности жилья не имеет, материальной возможности его приобрести нет. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 26.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети находящиеся под опекой, попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В настоящее время приказом Министерства Регионального развития РФ от 09.12.2011 года № 562 «О нормативе стоимости 1 кв.метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года» в Республике Адыгея средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья составляет 23.250 рублей. Таким образом, размер социальной выплаты на приобретение жилья Енчу К.А. должен составлять 767 250 рублей. В судебном заседании помощник прокурора Майкопского района Черненко И.А. полностью поддержал требования и просил взыскать с Администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства Образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Енчу Кристины Александровны безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 767 250 рублей. Енчу К.А. в судебном заседании пояснила, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Адыгея. Её мать Енчу А.Е. в мае 2005 года была лишена родительских прав. Отец в свидетельстве о рождении был записан со слов матери. Она относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.В июне 2010 года согласно Распоряжению Главы Администрации МО «Победенское сельское поселение» была включена в списки и поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В собственности своего жилья у неё нет и материальной возможности приобрести его тоже нет. Просила взыскать с Администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства Образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в её пользу безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 767 250 рублей. В судебном заседании представитель Управления образования Администрации МО «Майкопский район» по доверенности - Лебедева Т.Г. Пояснила, что Енчу К.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Выслушав стороны, исследовав материалы дела и изучив учётное дело в отношении Енчу К.А., суд приходит к следующему. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещениеустанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Из свидетельства о рождении Енчу Кристины Александровны, следует, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, её матерью является - Енчу Анна Евдокимовна, а отцом - Енчу Александр Георгиевич. Согласно справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Из решения Майкопского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Енчу Анна Евдокимовна лишена родительских прав в отношении детей - Енчу К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Янковской В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и с неё были взысканы алименты на их содержание. Согласно Постановлению главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Проценко Татьяна Анатольевна назначена опекуном над несовершеннолетней - Енчу К.А., 1993 года рождения. Имеется Распоряжение главы администрации МО «Подебенское сельское поселение» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Енчу Кристина Александровна, 1993 года рождения поставлена на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к категории граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. Из справки Администрации МО «Победенское сельское поселение» № от 2010 года следует, что Енчу К.А., 1993 года рождения, проживает в <адрес> и имеет состав семьи - бабушка-опекун- Проценко Татьяна Анатольевна, 1956 года рождения. Согласно уведомлению <адрес> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА от ДД.ММ.ГГГГ сведения о наличии объектов недвижимости за Енчу К.А., 1993 года рождения отсутствуют. Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения у Енчу К.А. возникло с момента постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в льготный список детей-сирот, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из одного человека установлен 33 кв. м. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся. Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета. На основании ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2011 года № 562 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2012 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республике Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 23 250 руб. Таким образом, размер предоставляемой субсидии должен составить 33 кв.м. х 23 250 руб. = 767 250 руб. Таким образом, суд считает требования прокурора Майкопского района законными и обоснованными и удовлетворяет их. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах Енчу Кристины Александровны к Министерству образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Майкопский район» о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить. Взыскать с Администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Енчу Кристины Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Республики Адыгея безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 767 250 (семьсот шестьдесят семь тысяч двести пятьдесят) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца. Судья - Н.В.Волкова