к делу № 2-444/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 мая 2012 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего: Волковой Н.В. при секретаре: Бесценной Т.Н. с участием представителя истца- Череватенко О.А., с участием представителя Администрации МО «Майкопский район» - Лебедевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Лиманова Николая Вячеславовича к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки РА о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Лиманов Николай Вячеславович обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея с иском к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья в размере 767 250 рублей. В обоснование своих требований истец указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Его мать - Лиманова Анна Васильевна была лишена родительских прав в сентябре 2002 года, а в октябре 2010 года она умерла. Отец неизвестен, в свидетельстве о рождении в графе «отец» сведения записаны со слов матери. Он обратился в Администрацию МО «Абадзехское сельское поселение» по вопросу о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Распоряжению Главы Администрации МО «Абадзехское сельское поселение» 16.03.2012 года он включен в список и поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время в собственности своего жилья не имеет и нет материальной возможности приобрести его. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 26.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети находящиеся под опекой, попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Просил суд удовлетворить требования в полном объеме. В судебное заседание Лиманов Н.В. не явился. Представитель истца по доверенности - Череватенко О.А. просила взыскать с Администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства Образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Лиманова Н.В. безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 767 250 рублей. В судебном заседании пояснила, что согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2011 года № 562 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2012 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республике Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 23 250 руб. Ранее Лиманов Н.В. состоял на учёте общественной комиссии по жилищным вопросам при местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Баркарской Республики в качестве нуждающегося в жилом помещении в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но снят с учета 11.03.2012 года. За время учёта жилым помещением не обеспечивался, субсидия на покупку жилья не выдавалась. В судебном заседании представитель Администрации МО «Майкопский район» по доверенности - Лебедева Т.Г. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснила, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. 16 марта 2012 года Лиманов Н.В. был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, но до сих пор жилья не имеет. Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Выслушав мнение представителя истца и представителя Администрации МО «Майкопский район», исследовав материалы дела и изучив учётное дело в отношении Лиманова Н.В., суд приходит к следующему. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещениеустанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Из свидетельства о рождении истца следует, что он - Лиманов Николай Вячеславович родился ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является - Лиманова Анна Васильевна, а отцом - Лиманов Вячеслав Николаевич. Согласно справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце Лиманова Н.В., 1990 года рождения внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Согласно решению Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Лиманова Анна Васильевна была лишена родительских прав в отношении сына- Лиманова Николая Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и взысканы алименты на его содержание. Из свидетельства о смерти следует, что Лиманова Анна Васильевна умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Распоряжению главы МО «Абадзехское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ Лиманов Николай Вячеславович, 1990 года рождения поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к категории граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. Из справки местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Лиманов Н.В., 1990 года рождения состоял на учете общественной комиссии по жилищным вопросам при местной администрации городского округа Прохладный КБР в качестве нуждающегося в жилых помещениях в списке очереди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. Снят с учёта нуждающегося в жилых помещениях, согласно личному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. За время учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях, жилыми помещения не обеспечивался, субсидий на покупку жилья не получал. Согласно уведомлению <адрес> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА от ДД.ММ.ГГГГ сведения о наличии объектов недвижимости за Лимановым Н.В., 1990 года рождения отсутствуют. В материалах дела имеется справка БТИ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что в Отделении ТИ по <адрес> за Лимановым Николаем Вячеславовичем, <адрес> недвижимое имущество не зарегистрировано. Кроме того, имеется справка БТИ по КБР Прохладненского городского отделения № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что в Отделении ТИ <адрес>- <адрес> Лимановым Н.В., ДД.ММ.ГГГГ право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано. Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения у истца возникло с момента постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в льготный список детей-сирот, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из одного человека установлен 33 кв. м. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся. Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета. На основании ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от от 9 декабря 2011 года № 562 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2012 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республике Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 23 250 руб. Таким образом, размер предоставляемой субсидии должен составить 33 кв.м. х 23 250 руб. = 767 250 руб. Таким образом, суд считает требования истца законными и обоснованными и удовлетворяет их. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Лиманова Николая Вячеславовича удовлетворить. Взыскать с Администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства Образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Лиманова Николая Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>-<адрес> безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 767 250 (семьсот шестьдесят семь тысяч двести пятьдесят) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца. Судья - Н.В.Волкова