к делу № 2-400/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 мая 2012 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - Волковой Н.В., при секретаре - Бесценной Т.Н., с участием помощника прокурора Майкопского района Республики Адыгея- Тлехуч З.А., с участием представителя Администрации МО «Майкопский район» - Лебедевой Т.Г., разбирал в открытом заседании дело по исковому заявлению Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах Бобкова Алексея Дмитриевича к Министерству образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Майкопский район» о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея в интересах Бобкова Алексея Дмитриевича с иском к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в размере 767 250 рублей. В обоснование иска указал, что проведённой прокуратурой Майкопского района по обращению гражданина Бобкова Алексея Дмитриевича проверкой, выявлены нарушения законодательства о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Бобков А.Д. относится к названной категории лиц. В апреле 2011 года согласно Распоряжению Главы Администрации МО «Тульское городское поселение» Бобков А.Д. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В собственности жилья не имеет, материальной возможности его приобрести нет. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 26.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети находящиеся под опекой, попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В настоящее время приказом Министерства Регионального развития РФ от 09.12.2011 года №562 «О нормативе стоимости 1 кв.метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года» в Республике Адыгея средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья составляет 23.250 рублей. Таким образом, размер социальной выплаты на приобретение жилья Бобкову А.Д. должен составлять 767 250 рублей. В судебном заседании помощник прокурора Майкопского района Тлехуч З.А. полностью поддержал требования и просил взыскать с Администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства Образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Бобкова Алексея Дмитриевича безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 767 250 рублей. Бобков А.Д. в судебном заседании пояснил, что родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Адыгея. Его мать Бобкова М.И. умерла в декабре 2001 года, а отец был вписан в свидетельство о рождении со слов матери. Он относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.В апреле 2011 года согласно Распоряжению Главы Администрации МО «Тульское городское поселение» был включен в списки и поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В собственности своего жилья у него нет, и материальной возможности приобрести его тоже нет. Просил взыскать с Администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства Образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в его пользу безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 767 250 рублей. В судебном заседании представитель Администрации МО «Майкопский район» по доверенности - Лебедева Т.Г. Пояснила, что Бобков А.Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Выслушав стороны, исследовав материалы дела и изучив учётное дело в отношении Бобкова А.Д., суд приходит к следующему. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещениеустанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Из свидетельства о рождении Бобкова Алексей Дмитриевича следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является - Бобкова Марина Исмаиловна, а отцом - Бобков Дмитрий Георгиевич. Из свидетельств о смерти следует, что Бобкова Марина Исмаиловна умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце Бобкова А.Д., 1993 года рождения внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. В материалах дела имеется Распоряжение главы администрации МО «Тульское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Бобков Алексей Дмитриевич, 1993 года рождения поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к категории граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписки из домовой книги по <адрес> в <адрес> зарегистрированы и проживают - Бобков А.Д., ДД.ММ.ГГГГ и Бобкова Л.С., ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Бобков Алексей Дмитриевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы. В материалах дела имеется справка БТИ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что в Отделении ТИ по <адрес> за Бобковым А.Д., ДД.ММ.ГГГГ право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано. Согласно уведомлению <адрес> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА от ДД.ММ.ГГГГ сведения о наличии объектов недвижимости за Бобковым А.Д., ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения у Бобкова А.Д. возникло с момента постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в льготный список детей-сирот, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из одного человека установлен 33 кв. м. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся. Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета. На основании ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2011 года № 562 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2012 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республике Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 23 250 руб. Таким образом, размер предоставляемой субсидии должен составить 33 кв.м. х 23 250 руб. = 767 250 руб. Таким образом, суд считает требования прокурора Майкопского района законными и обоснованными и удовлетворяет их. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах Бобкова Алексея Дмитриевича к Министерству образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Майкопский район» о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить. Взыскать с Администрации Муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства Образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Бобкова Алексея Дмитриевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики Адыгея безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека, в размере 767 250 (семьсот шестьдесят семь тысяч двести пятьдесят) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца. Судья - Н.В.Волкова