К делу №2-716/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос.Тульский 26 июля 2012 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего: Курочка О.И. при секретаре: Гайтян Р.Г. с участием представителей заявителя по доверенности: Болховитина В.Г., Болховитиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Болховитиной Ирины Николаевны о признании незаконными действий администрации МО «Майкопский район», УСТАНОВИЛ: Болховитина И.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации МО «Майкопский район» и обязании главы администрации МО «Майкопский район» оплатить дополнительные расходы на формирование земельного участка. Пояснила следующее. 15 мая 2012 года на имя главы Администрации МО «Майкопский район» Ковалёва Е.А. Болховитина И.Н. подала заявление об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. К заявлению прилагалась схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, согласованная с главой МО «Каменномостское сельское поселение». 16.06.2012 года заявителем получен ответ (исх. №1825), за подписью главы МО «Майкопский район», из которого следует, что истцу необходимо дополнительно предоставить обоснования площади земельного участка, без всяких ссылок на требования нормативно-правовых актов. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, должно регулироваться Положением, утверждённым решением Совета народных депутатов муниципального образования. «Майкопский район» от 26 марта 2009 года. Ответ главы МО «Майкопский район» выдан заявителю не в соответствии с действующим законодательством, обязывает Болховитину И.Н. нести дополнительные затраты и совершать действия, не предусмотренные нормативно-правовыми актами. Этот участок природа сама сформировала в естественных границах. За подготовку землеустроительной документации Болховитина И.Н. уже заплатила 7 тысяч рублей, а с 01 июля 2012года вступают в силу новые правила подготовки землеустроительной документации и ей предстоит нести необоснованные затраты. Просила признать незаконными действия администрации МО «Майкопский район» об истребовании дополнительного обоснования площади земельного участка, площадью 38066 кв.м. Обязать главу администрации МО «Майкопский район» оплатить дополнительные расходы на формирование земельного участка по новым требованиям, вступающим в силу с 01 июля 2012года. Указала, что смета затрат будет представлена дополнительно. В судебное заседание заявитель Болховитина И.Н. не явилась, её представители Болховитин В.Г. и Болховитина Е.В. заявили об отказе от требований в части обязания главы администрации МО «Майкопский район» оплатить дополнительные расходы на формирование истребуемого земельного участка, просили производство по делу прекратить в части указанных требований. Представители администрации МО «Майкопский район» и администрации МО «Каменномостское сельское поселение» в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Суд 26.07.2012 года вынес определение о прекращении производства по делу в части указанных требований. Остальные требования Болховитиной И.Н. рассмотрены по существу. Выслушав участников процесса, специалиста отдела архитектуры и градостроительства, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии со ст. 254 ч.1 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином прав и свобод. В случае, если суд установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены, суд в соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ отказывает в удовлетворении заявления. Согласно ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Земельные участки, расположенные на территории Майкопского района предоставляются гражданам по решению администрации Майкопского района с соблюдением норм Земельного и градостроительного кодексов РФ. Согласно принятому Советом народных депутатов МО «Майкопский район» решению №338 от 26 марта 2009 года утверждено положение «О порядке предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Майкопский район» и не разграниченной государственной собственности, для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования Майкопский район». В указанном положении обозначены полномочия органов местного самоуправления по формированию и выделению участков. Согласно п.2.7 соответствующее муниципальное образование сельского поселения выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, и администрацией МО «Майкопский район» рассматривается возможность размещения участка, определяется вид его разрешенного использования, письменно согласовывает заявителю о возможности размещения участка в соответствии с условиями, изложенными в заявлении или отказывает в согласовании. Представитель заявителя Болховитиной И.Н. - Болховитин В.Г. утверждал в суде, что участок земли, расположенный в <адрес> по адресу: <адрес>, площадью 38066 кв.м, который они просят выделить для использования в рекреационных целях - это фактически место отдыха недалеко от берега реки (с учетом охранной зоны), где заявитель желает организовать сквер (или парк) без каких-либо построек. Расположение участка согласовано с главой МО «Каменномостское сельское поселение». И поэтому, считает заявитель, никакого обоснования для такого использования земли не надо. Данные утверждения заявителя опровергаются доводами специалиста -руководителя отдела архитектуры и градостроительства Кулакиной Н.Н., которая пояснила, что при выделении земли в черте населенного пункта учитываются данные генерального плана поселения, проверяется соблюдение градостроительных норм и правил. Согласно генплану застройки пос.Каменномостского, утвержденному ещё в 1971 году, испрашиваемый Болховитиной И.Н. земельный участок не отнесен к рекреационной зоне (организация отдыха, туризм, физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность). Кроме того, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Адыгея "О градостроительной деятельности" Кабинет министров Республики Адыгея своим Постановлением № 270 от 31 декабря 2010г. утвердил нормативы градостроительного проектирования Республики Адыгея". Согласно п. 2.4.1. указанных нормативов земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. Как следует из п.2.4.16, сквер представляет собой компактную озелененную территорию, предназначенную для повседневного кратковременного отдыха и транзитного пешеходного передвижения населения, размером, как правило, от 0,5 га до 2,0 га. На территории сквера запрещается размещение застройки. Кроме того, сквер - это «озелененная территория общего пользования небольшого размера, являющаяся элементом оформления площади, общественного центра, магистрали, используемая для кратковременного отдыха и пешеходного транзитного движения». Кулакина Н.Н. пояснила, что по указанным нормативам, если истребуемый участок земли больше минимального размера 0,5 га, нужны обоснование этого. Болховитина И.Н. такого обоснования не представила, хотя требует участок, превышающий минимально возможный в семь раз. Заявление о выделении земельного участка должно содержать ряд обязательных сведений (в частности, цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право (т.е. право аренды, право собственности), иные сведения, указание которых необходимо в соответствии с нормами закона, иных правовых актов),с приложением к нему кадастрового плана, кадастрового паспорта (иных документов предусмотренных в п. 4 и 5 ст. 34 ЗК РФ). В обоснование доводов администрацией МО «Майкопский район» представлены документы, которыми руководствовался глава МО «Майкопский район», предлагая в своем ответе на заявление Болховитиной И.Н. представить обоснование площади испрашиваемого земельного участка. Суд признаёт действия администрации МО «Майкопский район» законными и обоснованными, полагает, что заявленные требования Болховитиной И.Н. не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258, 194-198, 199 ГПК РФ Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Болховитиной Ирины Николаевны «о признании незаконными действий администрации МО «Майкопский район» об истребовании, дополнительно, обоснования площади земельного участка площадью 38066 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>, для рекреационных целей (сквер), - отказать за необоснованностью требований. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея в срок один месяц через Майкопский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2012 года. Судья - Курочка О.И.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделены полномочиями в области градостроительной деятельности. В частности имеют полномочия утверждать генеральный план застройки населенных пунктов.