Решение о взыскании социальных выплат



к делу № 2-268/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Волковой Н.В.

при секретаре: Бесценной Т.Н.

с участием пом.прокурора Майкопского района: Евтушенко Р.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах Аксененкова Геннадия Николаевича к Администрации муниципального образования «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в суд в интересах Аксененкова Геннадия Николаевича с иском, в котором просил взыскать с Администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Аксененкова Геннадия Николаевича за счет субвенции социальную выплату в размере 653 400 рублей на приобретение жилья. В обоснование иска указано, что проведённой прокуратурой Майкопского района по обращению гражданина Аксененкова Г.Н. проверкой выявлены нарушения законодательства о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Аксененков Г.Н. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

На основании Распоряжения главы администрации МО "Каменномостское городское поселение» №-р от ДД.ММ.ГГГГ Аксененков Г.Н. состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В настоящее время он нигде не обучается, не проходит службу в армии, имеет постоянное место работы.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также дети, находящиеся под опекой, попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Просил удовлетворить заявленные исковые требования.

В судебном заседании помощник прокурора Майкопского района Евтушенко Р.А. уточнил требования и просил взыскать с Администрации МО «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Аксененкова Геннадия Николаевича за счет субвенции социальную выплату на приобретение жилого помещения, для семьи состоящей из одного человека в размере 686 400 рублей. Пояснил, что в соответствии с Приказом от 21 января 2011 года № 10 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 1 полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2011 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилья по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий, составляет 20 800 руб.

Проведённой прокуратурой Майкопского района по обращению гражданина Аксененкова Г.Н. проверкой выявлены нарушения законодательства о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Аксененков Г.Н. относится к этой категории.

На основании Распоряжения главы администрации МО "Каменномостское городское поселение» №-р от ДД.ММ.ГГГГ Аксененков Г.Н. состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В настоящее время он нигде не обучается, не проходит службу в армии, имеет постоянное место работы. Однако вопреки требованиям ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечен жильём не был, соответствующая социальная выплата ему не предоставлялась.

Аксененков Г.Н. в судебном заседании подержал уточненные требования прокурора и просил удовлетворить их. Пояснил, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в ст. <адрес>. Его мать ФИО2 была лишена родительских прав, об отце ему ничего не известно. В свидетельстве о рождении в «графе отец» сведения о нём были записаны со слов матери. С февраля 2008 года он находился на попечении ФИО5, которая являлась его опекуном. С декабря 2009 года и по настоящее время состоит на учёте в Администрации МО «Каменномостское городское поселение» в очереди на получение жилья. В июне 2010 года окончил Ханский Профессиональный лицей № по профессии мастер строительных работ. В собственности жилья не имеет, и нет материальной возможности его приобрести.

Представитель Управления образования Администрации МО «Майкопский район» по доверенности - Лебедева Т.Г. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что действительно на основании Распоряжения главы администрации МО « Каменномостское городское поселение» №-р от ДД.ММ.ГГГГ Аксененков Г.Н. состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В настоящее время он нигде не обучается, не проходит службу в Вооруженных силах Российской Федерации.

Представитель ответчика - Администрация МО «Майкопский район» по доверенности - Лузина Т.В. в суд не явилась, однако представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствии.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки Республики Адыгея в судебное заседание не явился, однако в письменном отзыве изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Выслушав помощника прокурора Майкопского района Евтушенко Р.А., Аксененкова Г.Н., представителя Управления образования Администрации МО «Майкопский район» - Лебедеву Т.Г., изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из свидетельства о рождении Аксененкова Г.Н. следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является - ФИО2, а отцом - ФИО3.

Из справки восстановленной записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Отделом ЗАГС Майкопского района по РА следует, что в свидетельстве о рождении Аксененкова Геннадия Николаевича, 1992 года рождения сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении со слов матери.

Согласно решению Майкопского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 была лишена родительских прав в отношении детей: сына - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына - Аксененкова Геннадия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно Постановлению главы МО «Майкопский район» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 была назначена попечителем над несовершеннолетним Аксененковым Геннадием Николаевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из выписки протокола № Заседания жилищной комиссии администрации МО «Каменномосткое городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Аксененков Г.Н. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно Распоряжению главы администрации МО «Каменномостское городское поселение» №-р от ДД.ММ.ГГГГ Аксененков Г.Н. состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки БТИ по Майкопскому району № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Отделении ТИ по <адрес> за Аксененковым Г.Н. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано.

Согласно уведомлению Майкопского районного отдела Управления Федеральной службы кадастра и картографии по РА сведения о наличии объектов недвижимости за Аксененковым Г.Н. отсутствуют.

В материалах дела имеется диплом о начальном профессиональном образовании выданный Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования «Профессиональный лицей №» ДД.ММ.ГГГГ Аксененкову Г.Н. по профессии мастер общестроительных работ.

Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения, у Аксененкова Г.Н. возникло с момента постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в льготный список детей сирот, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера субсидии на семью из одного человека установлен - 33 кв.м.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных учреждениях и иных указанных в законе учреждениях. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» МО "Майкопский район" наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся. Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета.

На основании ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетныхсредств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом РА "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.04.2009 г. №74, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Пунктом 5 Порядка установлено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (54 квадратных метра на семью, состоящую из трех человек) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади (в муниципальном образовании), установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 10 Порядка закреплено, что по желанию получателя при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с Приложением к настоящему Порядку.В соответствиис Приказом от 21 января 2011 года № 10 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 1 полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2011 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилья по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий, составляет 20 800 руб.

Таким образом, размер предоставляемой субсидии должен составлять 33 кв.м. х 20 800 руб.= 686 400 рублей.

Суд считает требования Прокурора Майкопского района законными и обоснованными и удовлетворяет их.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора Майкопского района Республики Адыгея удовлетворить.

Взыскать с Администрации МО "Майкопский район" и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Аксененкова Геннадия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ст. <адрес> за счет субвенции социальную выплату на приобретение жилья в размере 686 400 (шестьсот восемьдесят шесть тысяч четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд.

Судья - Н.В.Волкова