К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Майкопский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего - ФИО6
при секретаре - ФИО1
с участием помощника прокурора - ФИО2, представителя МУ «Центральная районная больница <адрес>» по доверенности - ФИО3, представителя администрации МО « <адрес>» по доверенности - ФИО4,
рассмотрев в открытом заседании дело по исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Центральная районная больница <адрес>» и Администрации муниципального образования « <адрес>» о возложении обязанности оборудовать пандусы в здании врачебной амбулатории <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием обязать муниципальное учреждение «Центральная районная больница <адрес>» оборудовать лестницы (ступени), по которым осуществляется вход в здание (помещение) врачебной амбулатории <адрес>, пандусами и другими средствами подъема в целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп (инвалидов) в лечебное учреждение.
В исковом заявлении указал, что прокуратурой района по результатам проверки соблюдения требований законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфрастуктуры, установлено, что в деятельности МУ «Центральная районная больница <адрес>» выявлены нарушения законности.
Статьями 7, 39 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам получение квалифицированной медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Однако, результаты проверки свидетельствуют о том, что требования законодательства о защите инвалидов со стороны МУ «Центральная районная больница <адрес>», являющимся лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим государственную политику в области здравоохранения, обеспечивающим квалифицированную стационарную и поликлиническую помощь населению района, ответственным за организацию, постановку и качество медицинского обслуживания населения района, не исполняются.
В соответствии с п. 1.5 Положения МУ «Центральная районная больница <адрес>», утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования «Майкопский район» № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), финансирование расходов на содержание Учреждения и подведомственных ему структурных подразделений осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Майкопский район».
Как следует из п. 1.4 Положения Учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам, распоряжается находящимися у него денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества (администрация муниципального образования «Майкопский район»).
Так, установлено, что вход в здание врачебной амбулатории <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, являющейся структурным подразделением МУ «Центральная районная больница», осуществляется по ступеням, которые не оборудованы пандусами и другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в здание маломобильных групп населения - инвалидов, что ущемляет их права и законные интересы, предусмотренные вышеуказанными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, несовершеннолетних и неопределенного круга лиц.
Круг лиц, в защиту которых выступает прокуратура района, является неопределенным, поскольку наступление у лица инвалидности является непредсказуемым фактором жизни человека. В правоотношениях, вызванных инвалидностью лица, может участвовать неограниченное число субъектов. На момент обращения в суд с настоящим заявлением невозможно индивидуализировать круг лиц, у которых наступит инвалидность и (или) возникнет необходимость в посещении образовательного учреждения, и, соответственно, невозможно привлечь таких лиц к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого из них при разрешении дела.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РА - ФИО2 изменила требования и просила соответчиком по делу признать администрацию МО «Майкопский район», обязать МУ «Центральная районная больница <адрес>» оборудовать лестницы (ступени), по которым осуществляется вход в здание врачебной амбулатории <адрес>, пандусами в целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп (инвалидов) в лечебное учреждение.При недостаточности денежных средств у МУ «Центральная районная больница <адрес>» возложить субсидиарную материальную ответственность по устранению нарушений требований законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов на администрацию МО «Майкопский район».
Представитель МУ «Центральная районная больница <адрес>» - ФИО3, по доверенности, не возражал против удовлетворения требований, пояснил, что указанные нарушения имеют место, и будут устраняться.
Представитель администрации МО « <адрес>» - ФИО4, по доверенности, также не возражала против удовлетворения требований.
Заслушав пояснения пом.прокурора, представителя МУ «Центральная районная больница <адрес>» и администрации МО «Майкопский район», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в интересах неопределенного круга лиц.
Статьями 7, 39 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам получение квалифицированной медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В силу п. 1.5 Положения МУ «Центральная районная больница <адрес>», утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования «Майкопский район» № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), финансирование расходов на содержание Учреждения и подведомственных ему структурных подразделений осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Майкопский район».
Как следует из п. 1.4 Положения Учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам, распоряжается находящимися у него денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества (администрация муниципального образования «<адрес>»).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Судом установлено, что вход в здание врачебной амбулатории <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, являющейся структурным подразделением МУ «Центральная районная больница», осуществляется по ступеням, которые не оборудованы пандусами и другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в здание маломобильных групп населения - инвалидов, что ущемляет их права и законные интересы, предусмотренные вышеуказанными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, суд считает, что требования прокурора <адрес> законные и обоснованные.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Центральная районная больница <адрес>» и Администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности.
Обязать Муниципальное учреждение «Центральная районная больница <адрес>» оборудовать лестницы (ступени), по которым осуществляется вход в здание врачебной амбулатории <адрес>, расположенной в <адрес>, пандусами в целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп (инвалидов) в лечебное учреждение.
При недостаточности денежных средств у МУ «Центральная районная больница <адрес>» возложить субсидиарную материальную ответственность по исполнению настоящего решения на администрацию МО «Майкопский район».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через <адрес> суд в течение 10 дней.
Судья - ФИО7а