К делу №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Майкопский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего: Курочка О.И.
при секретаре: ФИО7
с участием прокурора: ФИО8,
представителя Управления образования администрации МО «Майкопский район» - ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес>» и Министерству образования и науки <адрес> о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» и Министерству образования и науки <адрес> о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в размере 1069200 рублей.
В обоснование своих требований указал следующее.
Проведённой прокуратурой <адрес> по обращению гражданки ФИО1 проверкой выявлены нарушения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Установлено, что ФИО1 относится категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
На основании распоряжения главы администрации МО "Абадзехское сельское поселение" № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Семья ФИО1 состоит из 3-х человек. В настоящее время ФИО1 не обучается в общеобразовательном учреждении, осуществляет уход за детьми, собственного жилья не имеет.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных учреждениях и иных указанных в законе учреждениях.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из ст.19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством" МО "Майкопский район" наделено государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой.
Пунктом 3 ст.20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств.
На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся (ст.38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета (ст.38.2 БК РФ).
На основании ст.219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств.
Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки <адрес>.
Согласно ст.158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вноситпредложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьей.
Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом РА "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.
Пунктом 5 Порядка установлено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10 Порядка закреплено, что по желанию получателя при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже остановленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с Приложением к настоящему Порядку.
В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года" в настоящеевремя среднерыночная стоимость одного квадратного метра общей жилой площади утверждена в размере 19 800 рублей.
Размер социальной выплаты для приобретения жилья в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи из 3-х человек, составляет 1069200 рублей (19800 рублей Х 54 кв. м), которые подлежат взысканию в пользу истицы ФИО1 с администрации МО "<адрес>" и субсидиарно с Министерства образования и науки <адрес> за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсации республиканского бюджета <адрес>.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор может обратиться с заявлением в суд о защите нарушенных и оспариваемых прав гражданина на жилище, основанием для которого явилось обращение к нему гражданина.
ФИО1 обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением по вопросу защиты жилищных прав, в котором указала, что самостоятельно их восстановить не может. Прокурор просит взыскать с администрации МО "Майкопский район" и субсидиарно с Министерства образования и науки <адрес> в пользу ФИО1 за счет субвенции социальную выплату в размере 1069200 рублей на приобретение жилья.
В судебном заседании прокурор ФИО8 требования иска поддержала в полном объёме и уточнила, пояснила, что средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в первом квартале 2011 года увеличилась и в настоящее время составляет 20800 рублей. Следовательно, увеличилась сумма иска. ФИО1 относится к категории граждан, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий. И ответчики должны выделить истице безвозмездную субсидию для приобретения жилья. Просила взыскать в пользу ФИО1 безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из трех человек, в размере 1123200 рублей с администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки <адрес> за счёт средств государственной казны <адрес>.
ФИО1 требования поддержала, просила дело рассмотреть в её отсутствие.
Представитель администрации МО «Майкопский район» ФИО9 также не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указано, что с требованиями иска согласны, изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Согласно ст.19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот наделены городские округа и муниципальные районы <адрес>.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
На основании статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Согласно п.5 данного постановления объём расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчёта 33 квадратных метра общей площади на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.
Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете <адрес> на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений, в размере 11700,0 тыс. рублей, которые направлены в местные бюджеты в соответствии с заявками муниципальных образований.
По имеющимся документам истица - ФИО1, родилась ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о рождении УШ-АГ №указан отец - ФИО2, матерью указанаЗахарова Татьяна Васильевна.
Решением Майкопского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании решения Белореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно постановлению № администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была назначена ФИО4.
Имеется справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная администрацией МО «Абадзехское сельское поселение», подтверждающая, что ФИО1 имеет в составе семьи сына - ФИО5, 2005 года рождения, и дочь - ФИО6, 2007 года рождения. Представлены копии свидетельств о рождении детей.
Согласно уведомлениям Филиала ФГУП, отдела ТИ по <адрес>, и <адрес> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА отсутствуют сведения о наличии объектов недвижимости за ФИО1, ФИО5 и ФИО6
Вопреки требованиям ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по окончании пребывания в общеобразовательном учреждении ФИО1 жильем обеспечена не была, соответствующая социальная выплата ей не предоставлялась.
Согласно распоряжению главы администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, 1989 года рождения, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения, у истицы возникло с момента постановки её на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Семья ФИО1 состоит из 3-х человек, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из трех человек установлен 18х3= 54 кв. м.
Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <адрес> на первый квартал 2011 года, подлежащая применению органами исполнительной власти <адрес> для расчетов размеров субсидий составляет 20 800 руб.
Таким образом, размер предоставляемой истице субсидии должен составить 20 800 руб. х 54 кв.м = 1123200 руб.
Суд считает, что субсидию на приобретение истицей жилья обязано предоставить муниципальное образование «Майкопский район».
Министерство образования и науки <адрес> Законом <адрес> «О республиканском бюджете <адрес> на 2011 год и плановый период 20121 и 2013 годов» определено администратором доходов республиканского бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, т.е. органом государственной власти, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации за правильностью расходования вышеназванных средств. Министерство образования и науки <адрес> выступает в суде от имени казны <адрес>.
Изложенное даёт суду основание взыскать социальную выплату в пользу истицы ФИО1 с ответчиков, определив субсидиарную ответственность Министерства образования и науки <адрес> за счет средств государственной казны Республики Адыгея.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования <адрес> в интересах ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования «<адрес>» и субсидиарно с Министерства образования и науки <адрес> за счёт средств государственной казны <адрес> в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, за счёт субвенции социальную выплату в размере 1123200 (один миллион сто двадцать три тысячи двести) рублей на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из трёх человек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> через Майкопский районный суд в течение десяти дней.
Судья - подпись.
Копия верна: Судья ФИО11.