о сносе самовольной постройки



Копия к делу Номер обезличен Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего – судьи Богус Ю.А.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца Администрации МО «Город Майкоп» - ФИО2

ответчицы – ФИО5

представителя третьего лица – Управления архитектуры и градостроительства администрации МО «Город Майкоп» - ФИО3,

третьего лица – ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МО «Город Майкоп» к ФИО5 о сносе самовольной постройки.

У С Т А Н О В И Л :

ФИО5 обратилась в суд с иском к Администрации МО «Город Майкоп», ФИО4 о признании права собственности на самовольную постройку – здание литер «Д», расположенное по адресу: ..., ....

В обоснование иска указала, что является собственником домовладения по .... Земельный участок также является ее собственностью. На данном земельном участке произведено строительство нежилого помещения без разрешительной документации общей площадью 181 кв.м. В управлении Архитектуры и градостроительства на ее просьбу оформить строение ответили отказом. Просила признать за ней право собственности на нежилое помещение общей площадью 181 кв.м. под литером «Д» со степенью готовности 50%. по адресу ..., ....

В судебное заседание истица отказалась от заявленных исковых требований, в связи с чем определением суда от Дата обезличена г. производство по делу в части заявленных ФИО5 исковых требований было прекращено.

Администрация МО «Город Майкоп» с иском не согласилась и обратилась в суд со встречным иском, в котором просит снести самовольно возведенное строение – литер «Д», расположенное по адресу ..., ... за счет ФИО5, со взысканием с нее необходимых расходов. При этом в обоснование своих требований указала, что указанная постройка возведена ФИО5 с нарушением целевого назначения земельного участка, без получения необходимых разрешений. Кроме того, застройщиком – ФИО5 не соблюдено целевое назначение земельного участка, так же полагают, что самовольное строение нарушает права и законные интересы других граждан.

В судебном заседании представитель Администрации МО «Город Майкоп» встречные исковые требования поддержал и просил его удовлетворить в обоснование его указав те же доводы, которые изложены в заявлении.

Представитель третьего лица – Управление архитектуры и градостроительства также полагала встречный иск подлежащим удовлетворению, поскольку строение возведено без разрешительной документации, с нарушением градостроительных норма и нарушением Правил землепользования и застройки в городе Майкопе.

Третье лицо ФИО4 заявленный встречный иск поддержала и также просила его удовлетворить.

Истица ФИО8 встречный иск не признала и указала, что в настоящее время желает изменить целевое назначение построенного ею объекта недвижимости и использовать его как второй жилой дом. Просила во встречном иске отказать.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает встречный иск администрации МО «Город Майкоп» к ФИО5 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, утверждение правил землепользования и застройки поселений и выдача разрешений на строительство.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находится регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Согласно статье 12 указанного Закона территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Из приведенных норм следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления. Поэтому органы местного самоуправления наделены правами на обращение с исками о сносе самовольных построек, возведенных с указанными нарушениями, при наличии к тому фактических и правовых оснований.

Как было установлено в судебном заседании ФИО5 на основании договора купли-продажи от Дата обезличена года приобрела 3/5 доли домовладения по .... На земельном участке площадью 1068 кв.м. было расположено четыре домовладения. В замен старого истица возвела новый двух этажный дом, принятый в эксплуатацию, что подтверждается распоряжением от Дата обезличена г. Номер обезличенр. Решением суда от Дата обезличена года был определен порядок пользования земельным участка, а Распоряжением и.о. главы администрации МО «Город Майкоп» от Дата обезличена года Номер обезличенр произведен раздел земельного участка на два самостоятельных, с присвоением адресов ....

Согласно свидетельства о государственной регистрации права, Серия 01-АА 160580 от Дата обезличена г. л.д.28) в собственности истицы находится Земельный участок для размещения индивидуального жилого дома, площадью - 608 кв.м., расположенный по адресу: ..., ... .... На месте жилого дома под литером «А» истец возвела нежилое помещение площадью 181 кв.м. готовностью 50%.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.

Судом установлено, что возведенное ФИО5 строение – литер «Д» является самовольной постройкой, поскольку в нарушение ст.51 Градостроительного кодекса построено без получения Разрешения на строительство.

В силу требований пунктов ст. 48 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи органами местного самоуправления разрешения на строительство. Посредством выполнения указанных требований обеспечиваются обозначенные в ст. 2 Градостроительного кодекса РФ государственные, общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности.

Судом установлено, что строительство недвижимого объекта – литре «Д» по адресу ... ... произведено ФИО5 также без проектной документации, согласования строительства спорного объекта со службой Государственного пожарного надзора, Роспотребнадзора, в связи с чем, сделать вывод о соответствии незавершенной строительством самовольной постройки правилам санитарии и пожарной безопасности, а также СНиП, не представляется возможным.

Кроме того, исходя из системного толкования ст. 222 ГК РФ и ст. 47 ЗК РФ следует, что арендаторы, как и лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, наследуемого владения, постоянного пользования имеют право возводить на предоставленном им в аренду земельном участке постройки, здания и сооружения в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка.

Земельный участок, находящийся в собственности ФИО5 имеет разрешенный вид использования – для размещения индивидуального жилого дома, что подтверждается свидетельством о праве собственности на данный земельный участок.

Доказательства, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что спорное самовольное строение возводится как нежилое помещение, предназначенное для обустройства в нем парикмахерской-магазина. Это видно из искового заявления, из ответа Управления архитектуры и градостроительства, из заявления истицы на имя главы администрации города л.д.3,27,72,48). Согласно письму руководителя Управления архитектуры и градостроительства ФИО5 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию парикмахерской - магазина по адресу: ..., ... Номер обезличен Номер обезличен).

Таким образом, суд приходит к выводу, что возведенное ФИО5 строение возведено также с нарушение правил о целевом использовании земельного участка.

Доводы ФИО5 о том, что возводимый ею объект недвижимости будет использоваться в качестве индивидуального жилого дома, не соответствует действительности.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений. Однако ФИО5 не представила суду каких либо доказательств, свидетельствующих о том, что возведенной ею строение отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальным жилым домам.

В соответствии с п.2 ст.222 ГК РФ Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Таким образом, учитывая, что возведенная ФИО5 самовольная постройка осуществлена с существенным нарушением градостроительных норма и правил, а также принимая во внимание тот факт, что она отказалась от заявленных исковых требований о признании права собственности, суд считает требования о сносе данной постройки обоснованными.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ФИО5 пользу администрации МО «Город Майкоп» подлежат взысканию понесенные судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Администрации МО «Город Майкоп» к ФИО5 о сносе самовольной постройки, удовлетворить.

Снести самовольно возведенное строение – литер «Д», расположенное по адресу ..., ... за счет ФИО5, со взысканием с нее необходимых расходов.

Взыскать с ФИО5 в пользу администрации муниципального образования «город Майкоп» судебные расходы в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года.

Председательствующий подпись Ю.А. Богус

Копия верна:

Судья Ю.А. Богус

-32300: transport error - HTTP status code was not 200