о признании садового дома пригодным для постоянного проживания



к делу Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством

судьи Григоровой Ж.В.,

при секретаре Непочтовой В.А.

с участием заявителя Калининой О.В.

представителя заинтересованного лица Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Псеуш З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Калининой Олеси Владимировны об установлении факта пригодности садового домика для постоянного проживания с правом регистрации в нем,

У С Т А Н О В И Л:

Калинина О.В. обратилась в суд с заявлением и просила признать принадлежащий ей на праве собственности садовый домик, расположенный по адресу: ... пригодным для постоянного проживания. При этом указала, что земельный участок и садовый домик принадлежит ей на праве собственности, на основании свидетельства о государственной регистрации права от Дата обезличена г. В данном садовом домике имеются все условия для постоянного проживания. Однако, органы федеральной миграционной службы по ... в регистрации заявительнице в указанном садовом домике отказали. В судебном заседании Калинина О.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Псеуш З.А. против удовлетворения заявления Калининой О.В. не возражала.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с правовой позицией, Конституционного суда РФ, выраженной в постановлении от 14 апреля 2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места жительства.

Согласно ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина. В свою очередь ч. 4 ст. 1 ЖК РФ устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Как установлено в судебном заседании, заявительнице принадлежит земельный участок по адресу: ... и возведенный на нем садовый домик. Земельный участок относится к категории «земли населенных пунктов - для ведения садоводства»; право собственности на домик и земельный участок зарегистрировано в УФРС РФ по РА, о чем Дата обезличена г. выданы соответствующие свидетельства. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права.

Судом также установлено, что принадлежащий заявительнице садовый домик является её единственным жильем, в котором она проживает со своим несовершеннолетним сыном, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по РА отделение ТИ по г. Майкопу от Дата обезличена г. и свидетельствами регистрации по месту пребывания от Дата обезличена г.

Из представленного суду технического заключения о состоянии несущих строительных конструкций и безопасности эксплуатации дачного домика по адресу: ... следует, что он выполнен в соответствии со строительными нормами и правилами отвечает санитарно-гигиеническим, противопожарными другим нормативам, действующим на территории РФ, не угрожает жизни и здоровью людей, обеспечивает безопасную эксплуатацию объекта, соответствует нормам жилых помещений и пригоден для постоянного проживания.

Действовавшее законодательство исключало в федеральном законе "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" право граждан на регистрацию в жилых строениях, возведенных на садовых земельных участках, исходя из необходимости обеспечения целевого назначения этих участков. Между тем, указанное ограничение нарушает ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации - несоразмерно ограничено право граждан на выбор места жительства. Правоприменительные органы признают возможность регистрации граждан только в жилых домах, отказывая в регистрации в жилых строениях.

Между тем, закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", предусматривавший право граждан, имеющих в собственности жилые строения, которые расположены на садовых земельных участках и отвечают требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям, переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, утратил силу.

Отсутствуют соответствующие нормативные положения и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При таких обстоятельствах абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" представляет собой формально-юридическое препятствие для осуществления конституционного права на выбор места жительства. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.

С учетом изменения правового статуса садовых домиков, отражающего изменение их потребительского назначения в связи с отменой жестких нормативов в отношении возводимых жилых строений и означающего возможность постоянного проживания в них, норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не предусматривающая в отличие от нормы абзаца четвертого той же статьи право регистрации проживания в жилом доме, каковым фактически может являться жилое строение, расположенное на садовом земельном участке, т.е. вводящая дифференциацию граждан по признаку членства в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, равно определяемых названным Федеральным законом как некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и дачного хозяйства, противоречит конституционному принципу равенства.

Тот факт, что Жилищный Кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает принятие Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".

Принимая во внимание, что принадлежащее заявительнице строение соответствует всем требованиям жилого помещения (дома), суд считает возможным удовлетворить ее заявление, признав данное строение жилым домом с правом регистрации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Калининой Олеси Владимировны об установлении факта пригодности дачного домика для постоянного проживания с правом регистрации в нем удовлетворить.

Признать принадлежащий Калининой Олесе Владимировне садовый домик без права регистрации проживания, расположенный по адресу: ..., дом Номер обезличен, жилым домом с правом регистрации в нем.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РА через Майкопский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме, то есть с Дата обезличена г..

Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличена г.

Председательствующий Ж.В. Григорова