решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения



Копия к делу № Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Турковой А.Н.,

при секретаре Куминовой Е. В.,

с участием:

истицы Оганесян В.П.;

представителя третьего лица Министерства образования и науки РА – Самоквитовой Л.В. (по доверенности);

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Оганесян Виктории Петровны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Оганесян В.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Майкоп», в котором просила обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» поставить её на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации города Майкопа и включить в льготный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объёме. В обоснование заявленных требований показала, что является сиротой, однако не состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации города Майкопа и не включена в льготный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На её обращение в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» по вопросу постановки на учет ей было отказано в связи с достижением возраста более 23 лет. Однако, ни в учебном заведении, ни после его окончания органы опеки её не поставили на учет для предоставления жилья и ей не разъяснялось право на получение жилого помещения, в связи с чем, истица не сдала документы в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» для постановки на учет. Из средств массовой информации ей стало известно, что в соответствии со ст. 40 Конституции РФ, п.2. ч.2 ст. 57 ЖК РФ, п.1. ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, согласно Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.04.2009 года № 74 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» учет детей-сирот, имеющих право на получение жилого помещения ведут органы местного самоуправления муниципальных образований по месту жительства детей-сирот. Таким образом, истица считает, что администрацией муниципального образования «Город Майкоп» нарушены её конституционные права на жилое помещение в связи с отказом о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации города Майкопа и не включении в льготный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки РА Самоквитова Л.В. суду пояснила, что имеются основания для удовлетворения иска.

Выслушав доводы истицы, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, истица Оганесян В. П. родилась Дата обезличена в .... Истица рождена вне брака, мать истицы на основании решения Кошехабльского районного народного суда Республики Адыгея от 31.01.1994 года была лишена родительских прав.

Истица состоит в браке с гражданином Оганесян К. Ю. и имеет двоих несовершеннолетних детей.

По сведения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 08.07.2010 года, от 20.03.2010 года, от 17.03.2010 года за истицей и членами ее семьи не числится домовладение, квартира и земельный участок. Сведения об использовании права приватизации отсутствуют.

В соответствии со справками Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования «Город Майкоп» от 17.03.2009 года № 237 и № 238 истице и ее супругу не выделялся земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

02.04.2009 года истица обратилась в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением комиссии по жилищным вопросам от 08.04.2009 года истице было отказано в признании ее нуждающейся в предоставлении жилой площади по договору социального найма, как относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент обращения в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» ее возраст превышал 23 года, в частности ее возраст составлял 29 лет.

Отказ в признании истицы нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является незаконным по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.

В статье 51 Жилищного кодекса РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Принимая во внимание, что истица и члены ее семьи не имеют на праве собственности жилое помещение либо земельный участок, то в силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ истицу составом семьи 4 человека следует признать нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как было указано выше, основанием для отказа в признании истицы нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, послужило то, что на момент обращения с заявлением в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» ее возраст превышал 23 года. При этом в решении указано, что указанный выше федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Между тем, 17.12.2009 года в указанный выше Федеральный закон были внесены изменения и из его преамбулы были исключены положения о том, что настоящий Федеральный закон распространяется только на лиц из числа детей-сирот в возрасте до 23 лет.

Кроме того, следует отметить, что согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Применяя положения вышеприведенной нормы к данным правоотношениям, суд приходит к выводу, что органы опеки и попечительства должны были своевременно принять меры по защите прав и интересов истицы в том числе и защите ее жилищных прав, поставив ее на жилищный учет либо разъяснив ей право обращения с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, в силу ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства своих обязательств по защите ее жилищных прав, истица не была своевременно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Принимая во внимание отсутствие вины истицы в несвоевременном обращении в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» по вопросу реализации жилищных прав, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования, обязав ответчика поставить истицу на учет граждан из числа-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Оганесян Виктории Петровны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» поставить Оганесян Викторию Петровну составом семьи 4 человека на учет граждан из числа-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме, начиная с 18.07.2010 года.

Мотивированный текст решения изготовлен 17.07.2010 года.

Председательствующий: подпись А. Н. Туркова

Копия верна: судья А.Н. Туркова