об установлении выплат возмещения вреда здоровью



к делу Номер обезличен /2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«04» августа 2010 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи Куадже Т.А.,

при секретаре Кваш А.А.,

с участием представителя Комитета по труду и социальной защите населения по городу Майкопу (КТСЗН) – Будяковой А.В. (по доверенности),

рассмотрев в судебном открытом заседании дело по иску Козачек Юрия Васильевича к Комитету труда и социальной защите населения по городу Майкопу об установлении выплат возмещения вреда здоровью,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Козачек Ю.В. обратился в суд с исковым заявлением к Комитету труда и социальной защите населения по городу Майкопу об установлении выплат возмещения вреда здоровью. В обоснование иска указал, что он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С Дата обезличена года являлся инвалидом III группы с формулировкой причины инвалидности «увечье полученное при исполнении иных обязанно­стей военной службы в связи с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС» с установлением 40% потери профессиональной трудоспособности. Дата обезличена года органы МСЭ РА установили истцу II группу инвалид­ности с формулировкой причины инвалидности «увечье полученное при ис­полнении иных обязанностей военной службы в связи с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС» с установлением 80% потери профессиональной трудоспособности. До Дата обезличена года истец, являясь гражданином РФ проживал и работал на территории Республики Казахстан. С Дата обезличена года ответчик производил истцу выплаты возмещения вреда здоровью (далее ВВЗ) исходя из твердой денежной суммы (в размере 2500 рублей), предусмотренной ФЗ №5-ФЗ от 12.02.2001 года. Однако ответчик при произведении данных выплат не принял во вни­мание, что указанным Законом предусмотрено, что гражданам, полу­чавшим до вступления в действие настоящего Закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации по­следствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан подвергших­ся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установленная в твердой денежной сумме, либо ранее установленная ежеме­сячная денежная сумма, определен в порядке предусмотренном законода­тельством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. В пенсионном деле находятся справки о среднемесячной заработной плате истца за период 1999 - 2000 годов (т.е. сведения о заработной плате за последние 12 месяцев перед получением II группы инвалидности - наступления страхового случая). Истец считает, что выплаты ВВЗ должны производиться ему из расчета среднемесячной заработной пла­ты за последние 12 месяцев работы перед установлением Дата обезличена года II группы инвалидности с 80% потерей профессиональной трудоспособности, в соответствии со ст. 12 ФЗ РФ № 125 от 24.07.1998 г. Истец считает, что размер и основания выплат ВВЗ должны регулироваться следующими законодательными нормами, а именно: Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11 -П, было установлено, что денежные компенсации гражданам, пострадав­шим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных вы­плат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суды вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года по 15 февраля 2001 года с учетом величины минимального размера оплаты труда, указа ной в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона, поскольку, до 15 февраля 2001 года, законодатель отождествлял возмещение вреда, причинен­ного здоровью в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, с возмещением вреда, причиненного в связи с трудовыми отношениями и поэтому на данные выплаты распространялось действие ст.318 ГК РФ (в редакции, действовав­шей с 01.01.1995 г. по 29.11.2002 г. Такой порядок индексации сумм возмещения вреда, причиненного здо­ровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской ка­тастрофы, предусмотрен и п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года № 7 «О внесении изменений и дополнений в поста­новление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Рос­сийской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздейст­вию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применени­ем коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001г. с учетом коэффициента, рав­ного 1,515 (200: 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 но­ября 1995г. №179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в ре­дакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288 исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в по­рядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индек­сация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении еже­месячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000г. по 1 января 2001г. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и согласно ч. З п.2 Поста­новления Конституционного суда РФ от 19.06.2002г № 11-ГТ, «размеры вы­плат, предусмотренных частями 1 и 2 этой статьи, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленный этой же статьей, еже­годно повышаются пропорционально росту величины прожиточного мини­мума в субъекте Российской Федерации..» (на основании постановлений Правительства и данных Госкомстата Республики Адыгея). Законом РФ № 31 -ФЗ от 26.04.2004г. вступившим в силу с 29.04.2004г. внесены изменения в ст. 5 Закона РФ от 18.06.1992г. № 3061-1 и в ст. 2 Зако­на РФ№ 5-ФЗ от 12.02.2001г. Установлен новый способ правового регулиро­вания, индексации сумм возмещения вреда - исходя из уровня инфляции, ус­танавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Определением Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 № 364-0, взаимосвязанные положения VI. 1. а. 3, ст. 2 и ст. 3 Федерального закона" За­кона № 31-ФЗ от 26.04.2004г. - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении в соответствии с правовыми пози­циями, выраженными в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, - не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подверг­шимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым устанавливаются более высокие размеры таких выплат. Суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспаривае­мыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыль­ской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соот­ветствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста ве­личины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

Истец считает, что определение размера ВВЗ не может быть поставле­но в зависимость от времени наступления страхового случая - установления II группы инвалидности учитывая приведенные нормы законодательства, к тому же часть 1 и 2 статьи 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны нерол законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод че­ловека и гражданина независимо.... в том числе от каких-либо обстоятельств. Из изложенных, выше нормативных актов, следует, что за период до 29.05.2004г. индексация производится ежегодно пропорционально росту прожиточного минимума в субъекте РФ в соответствии с Постановлениями Правительства и данных Госкомстата Республики Адыгея для пенсионеров, и составляет: за 2001г. с 1.01.2001г. по 31.12.2001г.-1,2566 (среднегодовая величина 2001г.) за 2002г. с 1.01.2002г. по 31.12.2002г. - 1,1897 (среднегодовая величина 2002г.). за 2003г. с 1.01.2002г. по 31.12.2002г. - 1,1768 (среднегодовая величина 2003г.). С 29 мая 2004 года ежегодная индексация выплат производится исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правитель­ством Российской Федерации (ч.З ст.5 базового Закона в редакции ФЗ №31-ФЗ от 26.04.2004 г.). Индексы установлены в следующих размерах: 2005 год - 1,11 ; 2006 год - 1,09 ; 2007 год - 1,08 ; 2008 год- 1.105 ; 2009 год- 1.13 ; 2010 год-1.1. Разница между выплаченной суммы ВВЗ и проиндексированным раз­мером ВВЗ произведенным в вышеуказанном порядке за период с 10.04.2001 года по 30.07.2001 г. равна 742 390 рублей 93 копейки. В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реа­лизацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федера­ции «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указывается, в таком случае суды вправе удовлетворить требование об индексации невыплаченных свое­временно сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики. Таким образом, сумма задолженно­сти составила за период с 10.04.2001 г. по 30.07.2010 г. 1239041 рубль 16 ко­пеек. Просил обязать ответчика производить истцу выплаты возмещения вреда здоровью в размере 18671 руб. 58 коп. ежемесячно, начиная с 01.08.2010 г., с последующей обязательной ежегодной индексации в соответствии с законодательством. Взыскать с ответчика в пользу истца сумму задолженности по вы­платам в возмещение вреда здоровью за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличена г. в размере 1 миллион 239 тысяч 041 рубль 16 копеек единовременно.

В судебное заседании истец, будучи надлежаще извещенным, о времени и месте рассмотрения дела не явился, представил заявление при подаче иска о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Представитель ответчика - Комитета труда и социальной защиты населения по городу Майкопу, считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Истец заявляет о нарушении его прав в связи с тем, что он получает в соответствии с п. 15 ст. 14 Базового закона ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью (далее - ВВЗ), в размере 8456,94 руб., согласно решения суда от Дата обезличена года, в то время как считает, что ему необходимо выплачивать ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере 18671,58 руб. Истец утверждает, что при назначении ВВЗ, органом социальной защиты населения не было принято во внимание, что гражданам, получавшим до вступления в действие Федерального Закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 15 ч. 1 ст. 14. В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Из материалов личного дела установлено, что Козачек Ю.Р. на учете в Комитете состоит с декабря 2000 года, как участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и пользуется мерами социальной поддержки, предусмотренные ст. 15 Базового Закона. В апреле 2001 года гр. Козачку Ю.Р., на территории Российской Федерации была установлена 2 группа инвалидности и с Дата обезличена года, впервые на него были распространены меры социальной поддержки населения предусмотренные ст. 14 Базового закона. К исковому заявлению приложена справка МСЭ Номер обезличен гр. Козачек Ю.Р., выданная в Республике Казахстан, об установлении с 07.05.1996 года 2 группы инвалидности. В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года Номер обезличенФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» оснований для исчисления ежемесячных сумм в возмещение вреда инвалидам-чернобыльцам из среднемесячного заработка по ранее действовавшим нормам законодательства после вступления в силу указанного Закона не имеется. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П не найдено оснований для признания неконституционным изъятия из пункта 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 нормы об исчислении суммы возмещения вреда из заработка. В статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ и названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации речь идет только о сохранении ранее назначенных (до 15.02.2001 г.) сумм в возмещение вреда. В действующим законодательстве РФ, в т.ч. в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П не содержится оснований для удовлетворения требований истца об исчислении из среднемесячного заработка сумм возмещения вреда, в сторону их увеличения на основании недействующей с 15 февраля 2001 года нормы федерального закона (с 15 февраля 2001 года п.25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» гарантирует инвалидам-чернобыльцам установление суммы возмещения вреда в фиксированном размере, безотносительно к заработку). Так как, 2 группа инвалидности истцу была установлена, после 15 февраля 2001 года, то истец имеет право получать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, установленную Базовым законом, в размере 2500 руб., которая в последующем и была проиндексирована Судебными решениями 2004 и 2007 годов, и с 01.01.2010 года составляет - 8456,94 руб. В связи с чем требования истца необоснованны и в их удовлетворении просила отказать.

Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, учетного дела истца суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Как видно из учетного дела истца, удостоверения Номер обезличен и справки МСЭ Номер обезличен от Дата обезличена года истец является инвалидом 2 группы, и выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии в зоне Чернобыльской АЭС, в результате чего получил заболевание. Справка серии МСЭ Номер обезличен подтверждает, что истцу установлено 80% утраты профессиональной трудоспособности так же с Дата обезличена года.

Из справки серии МСЭ выданной Комитетом социальной защиты населения Казахстана видно, что впервые инвалидность истцу 3 группы была установлена в мае 1997 года.

Суд считает, что поскольку ему впервые инвалидность была установлена при его постоянном проживании в Казахстане, то и выплаты ему могли устанавливаться на основании действующего, на тот момент законодательства Казахстана. Никаких данных о своих выплатах в Казахстане истец суду не представил.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из учетного дела видно, что выплаты впервые на территории Российской Федерации истец стал получать с апреля 2001 года, когда ему было установлено в твердом размере 2500 руб., как инвалиду второй группы.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации инвалидам II группы в размере 2 500 руб.

Утверждение истца, что при установлении ему выплаты в возмещение вреда здоровью ответчик должен был руководствоваться Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. № 4212-1 (далее Правила) является ошибочным.

К такому выводу суд приходит в связи с тем, что указанные Правила, на которые ссылается истец, с введением в действие Закона РФ от 24.07.1998 года №125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» утратили силу с момента введения его в действие с 6.01.2000 года.

Решением Майкопского городского суда от Дата обезличена года Козачку Ю.В. начиная с Дата обезличена года выплаты в возмещение вреда здоровью проиндексированы и в его пользу с Комитета труда и социальной защите населения ежемесячно взыскано 4398,12 руб.

Решением Майкопского городского суда от Дата обезличена года Козачку Ю.В. начиная с Дата обезличена года выплаты в возмещение вреда здоровью проиндексированы и в его пользу с Комитета труда и социальной защите населения ежемесячно взыскано 6157,17 руб., кроме того решением суда на ответчика возложена обязанность в дальнейшем индексировать указанную сумму в порядке, установленном Правительством РФ.

В настоящее время в связи с последующей и своевременной индексацией в порядке установленном Правительством РФ Козачек Ю.В. получает возмещение вреда здоровью предусмотренное п. 15 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячно сумму в размере 8456,94 руб.

Таким образом, оснований для установления и выплаты ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью истцу по ранее действовавшему законодательству после вступления в силу Закона РФ от 24.07.1998 года №125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не имеется. За период времени с 2001 года по настоящее время истец получает выплату в возмещение вреда здоровью согласно законодательства, с индексацией в соответствии с изменениями принимаемыми Правительством РФ. Размер возмещения вреда ответчиком рассчитывается верно, и никакой задолженности у ответчика перед истцом не имеется.

Поскольку истцом не представлено суду доказательств, того какие выплаты он получал в Казахстане как инвалид-участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС до 2001 года (момента получения выплат на территории РФ), а так же истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что он должен был получать в возмещение вреда здоровью в большем размере, чем ему выплачивалось и выплачивается в настоящее время, то исковые требования истца необоснованны и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Козачек Юрия Васильевича к Комитету труда и социальной защите населения по городу Майкопу об установлении выплат возмещения вреда здоровью, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд.

Мотивированное решение составлено Дата обезличена года.

Председательствующий подпись Т.А. КУАДЖЕ

Копия верна: судья Т.А. КУАДЖЕ