Заявление Прокурор РА в инт. неопределенного круга лиц об оспаривании действий (бездействий) Минист



К делу №2-2533\2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Майкоп 8 октября 2010 года

Судья Майкопского городского суда, Республики Адыгея, Нехай Р.М.

С участием Ст. помощника прокурора Республики Адыгея Зарецкого А.С.

Представителя Министерства финансов Республики Адыгея по доверенности Смыковой Т.А.

Представителя Управления Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея по доверенности Магдалевич Ю.С.

При секретаре Наволоцкой А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Адыгея об оспаривании действий \бездействий\ Министерства финансов Республики Адыгея

У С Т А Н О В И Л

Прокурор Республики Адыгея обратился в суд с заявлением об оспаривании действий \бездействий\ Министерства финансов Республики Адыгея в котором просит признать противоречащими федеральному законодательству действия \бездействия\ Министерства финансов Республики Адыгея по не направлению в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея Приказа №202-А от 9 ноября 2009 года «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы приказов и проектов приказов Министерства финансов Республики Адыгея» и обязать Министерство финансов Республики Адыгея направить этот приказ в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея.

В обоснование, им указано, что в ходе проверки, проведенной по обращению руководителя Управления Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея, было установлено, что Приказ Министерства финансов Республики Адыгея №202-А от 9 ноября 2009 года «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы приказов» в Управление направлен не был для включения в федеральный регистр нормативно-правовых актов и проведения юридической экспертизы. Прокуратурой Республики Адыгея также не было составлено заключение о законности указанного Приказа. Данный Приказ не был опубликован в печати.

Такое поведение Министерства финансов Республики Адыгея противоречит Указу Президента РФ №1486 от 10 августа 2000 года « О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ», где высшим должностным лицам субъектов РФ \руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ поручено обеспечивать направление в Министерство юстиции РФ копии нормативно-правовых актов субъектов РФ в 7-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты субъектов РФ, для включения этих актов в федеральный регистр и проведения правовой экспертизы. Данные положения также закреплены в Указе Президента Республики Адыгея №111 от 30 апреля 2002 года «О некоторых мерах по включению нормативных правовых актов Республики Адыгея в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ».

Прокуратурой Республики Адыгея 26.07.2010 года в Министерство финансов Республики Адыгея было внесено представление с предложением принять меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, т.е направить Приказ №202-А от 9.11.2009 года в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея.

Однако письмом от 17 августа 2010 года Министр финансов Республики Адыгея фактически отказал в удовлетворении представления, считая, что данный Приказ не носит нормативный правовой характер и не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина и что он не подлежит направлению в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея для включения в федеральный регистр и проведения юридической экспертизы.

Считает, что Приказ №202-А от 9.11.2009 года затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку затрагивает проделарированные государством в ФЗ №273 от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции» право человека и гражданина на антикоррупционную безопасность, что также подтверждается Постановлением Правительства РФ №96 от 26.02.2010 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Согласно ст.5 указанного ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе», институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов \проектов нормативных правовых актов\. Заключение по независимой экспертизе носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено в 30 дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения лицу, проводившему экспертизу направляется мотивированный ответ…

Федеральный закон №172 от 17.07.2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» закрепляет основные принципы организации антикоррупционной экспертизы, в том числе принцип обязательности проведения антикоррупционной экспертизы и проектов нормативных правовых актов и в силу п.п.3 п.1 ст.3 данного закона порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов \ проектов нормативных правовых актов\ органов государственной власти субъектов РФ устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ. Приказ №202-А от 9.11.2009 года является нормативным правовым актом в силу прямого указания в федеральном законе, поскольку определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органа государственной власти

Таким образом Приказ №202-А от 9.11.2009 года подлежит обязательному направлению в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея, поскольку издан в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, содержит правовые нормы \правила поведения, рассчитан на неоднократное применение и затрагивает право гражданина на антикоррупционную безопасность.

В судебном заседании Ст. помощник прокурора РА Зарецкий А.С. отказался от части требований об обязании Министерство финансов Республики Адыгея направить в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея Приказ №202-А от 9.11.2009 года, т.к. до рассмотрения дела данный приказ уже направлен в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея, в остальной части поддержал свои требования и просил их удовлетворить.

Представитель Министерства финансов Республики Адыгея в судебном заседании заявила, что они уже направили Приказ №202-А от 9.11.2010 года в Управление юстиции РФ по Республике Адыгея, в части оставшихся требований прокурора не согласилась и оставляет принятие решения на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Министерством финансов Республики Адыгея, 9 ноября 2009 года, был издан приказ №202-А «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы приказов и проектов приказом Министерства финансов Республики Адыгея», который содержит правовые нормы, рассчитан на неоднократное применение и затрагивает права граждан.

Однако данный приказ до 1.10.2010 года не был направлен у Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея, для внесения его в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Республики Адыгея. При этом, Министерство финансов Республики Адыгея считает, что данный приказ не носит нормативный правовой характер и не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Согласно п.2 Указа Президента РФ №1486 от 10 августа 2000 года «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ высшим должностным лицам субъектов РФ \руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ\ поручено обеспечивать направление в Министерство юстиции РФ копий нормативных правовых актов субъектов РФ в 7-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий в которых публикуются нормативные правовые акты субъектов РФ для включения этих актов в федеральный регистр для проведения правовой экспертизы.

Во исполнение вышеуказанного Указа Президента РФ, был издан Указ Президента Республики Адыгея №111 от 30 апреля 2002 года « О некоторых мерах по включению нормативных правовых актов Республики Адыгея в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ» в соответствии с которым копии нормативных правовых актов Президента Республики Адыгея, Кабинета Министров Республики Адыгея, а также органов исполнительной власти Республики Адыгея, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер подлежат направлению в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея для включения в федеральный регистр и проведения юридической экспертизы.

В связи с тем, что копия Приказа Министерства финансов Республики Адыгея №202-А от 9 ноября 2009 года в установленный законом 7-дневный срок не был направлен в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея, и в официальные издания в которых публикуются нормативные правовые акты субъектов РФ для включения этих актов в федеральный регистр для проведения правовой экспертизы, Министерство финансов Республики Адыгея, нарушила вышеуказанные требования закона.

Доводы Министерства финансов Республики Адыгея суд считает не состоятельными по следующим основаниям:

В соответствии со ст.5 ФЗ №172 от 17 июля 2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов \ проектов нормативных правовых актов\. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизе носит рекомендательный характер и подлежит рассмотрению органом, организацией и должностным лицом, которым оно направлено в 30 дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим экспертизу направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупционных факторов.

Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ №48 от 29 ноября 2007 года « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками характеризующими нормативный правовой акт являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти… наличие в нем правовых норм \правил поведения\ обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

С учетом того, что Приказ №202-А от 9 ноября 2009 года издан управомоченным органом государственной власти, содержит правовые нормы, рассчитан на неоднократное применение и затрагивает продекларированное государством право человека и гражданина на антикоррупционную безопасность.

При таких обстоятельствах, заявление прокурора Республики Адыгея подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Признать противоречащим федеральному законодательству действия \бездействия\ Министерства финансов Республики Адыгея по не направлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея, Приказа №202-А от 9 ноября 2009 года «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы приказов Министерства финансов Республики Адыгея.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РА через Майкопский городской суд в течение 10 суток.

Мотивированное решение изготовлено 9 октября 2010 года.

Председательствующий: подпись Нехай Р.М.

Копия верна:

Судья Нехай Р.М.