Копия к делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Богус Ю.А.
при секретаре Кваш А.А.
с участием представителей заявителя – Бельского С.С., Сидельниковой А.А.,
представителя заинтересованного лица – Чич Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Адыгейской республиканской общественной организации охотников и рыболовов (АРОООиР) об оспаривании решения Министерства внутренних дел по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании изменений, утвержденных Советом АРОООиР от ДД.ММ.ГГГГ в Программу проверки знаний гражданами правил охоты и обращению с охотничьим огнестрельным оружием, утвержденную Советом Адыгейской общественной организации охотников и рыболовов ДД.ММ.ГГГГ
У С Т А Н О В И Л:
Адыгейская республиканская общественная организация охотников и рыболовов (АРОООиР) обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства внутренних дел по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании изменений, утвержденных Советом АРОООиР от ДД.ММ.ГГГГ в Программу проверки знаний гражданами правил охоты и обращению с охотничьим огнестрельным оружием, утвержденную Советом Адыгейской общественной организации охотников и рыболовов ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование указали, что Программой проверки знаний гражданами правил охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием, утвержденной Советом Адыгейской республиканской общественной организации охотников и рыболовов и согласованной с Министерством внутренних дел Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен раздел «Огневая подготовка», в состав которого входят две темы «Теоретическая подготовка» и «Практические стрельбы». В связи с неоднократным обращением членов общества в Совет АРОООиР, на заседании совета АРОООиР, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, было принято решение исключить из программы тему 2 раздела «огневая подготовка» - «практические стрельбы». При обращении в Министерство внутренних дел с целью согласования указанной программы, с внесенными в нее обществом изменениями, им был дан ответ о том, что внесенные в программу изменения были согласованы частично. В частности, МВД по РА посчитало возможным исключить из раздела «Огневая подготовка» проведение практических стрельб при ежегодной сдаче охотничьего минимума. В остальной части раздела «Огневая подготовка» Программа была оставлена без изменения. Считают указанные действия МВД незаконными по следующим основаниям. Исходя из содержания ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии», лица, впервые приобретающие спортивное огнестрельное гладкоствольное оружие и охотничье оружие, при получении документа, удостоверяющего право на охоту, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такое право Правительством Российской Федерации, по программе, согласованной с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Согласно п. 1.1. Устава Адыгейской республиканской общественной организации охотников и рыболовов Адыгейская республиканская общественная организация охотников и рыболовов создана как добровольное, самоуправляемое общественное объединение, организационно-правовая форма которой – общественная организация и распространяет свою деятельность в пределах Республики Адыгея. Организация создана в целях, в том числе реализации и защиты гражданских, экономических и социальных прав, свобод и интересов членов Организации охотников и рыболовов. Исходя из содержания п. 4.2. Устава физическими членами Организации могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, разделяющие цели и задачи Организации и признающие требования настоящего Устава. В члены Организации могут быть приняты лица, успешно сдавшие экзамены по охотничье-рыболовному минимуму. В связи с включением в программу разделом «Огневая подготовка», сдача экзаменов для лиц, желающих вступить в членство Организации затруднительна в виду необходимости выезда к месту стрельб. Считают, что знание теории безопасного обращения с оружием является необходимым условием для успешной сдачи охотничье-рыболовного минимума, в то время как приобретение навыков обращения с оружием на практике должно носить скорее рекомендательный характер для каждого начинающего охотника. Так, для сдачи охотминимума не обязательна проверка практических навыков обращения с оружием, поскольку залогом безопасного обращения с оружием является знание теории.
Представители заявителя – Бельский С.С., и Сидельникова А.А., в судебном заседании уточнили заявленные требования, указав, что Адыгейская республиканская общественная организация охотников и рыболовов, исходя из утвержденной и согласованной с МВД Программы, и Устава организации, не имеет права принимать в члены организации физическое лицо, сдавшее охотминимум, при отсутствии данных о прохождении им практических стрельб. Между тем, само понятие «охотминимум» не включает в себя проверку знаний безопасного обращения с оружием на практике. Общественная организация наделена правом проведения проверок знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием, на основании отметки организации о проверке знаний физическое лицо, ставшее членом организации, имеет право на получение лицензий на приобретение охотничьего ружья, что закреплено нормативно-правовыми актами. Так, согласно п. 23 Приказа МВД от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» при получении лицензий на приобретение спортивного огнестрельного гладкоствольного оружия для занятия стрелковым спортом и охотничьего оружия, в том числе комбинированного, в целях охоты граждане РФ, наряду с документами, указанными в п. 22, представляют документы, удостоверяющие их право на охоту, с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с оружием в государственном охотничьем объединении. Кроме того, исходя из п. 62 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», гражданам РФ разрешается ношение и использование оружия во время охоты, проведения спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб только на основании выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия. Как усматривается из содержания указанного пункта, никаких исключений для практических, учебных, тренировочных стрельб в Постановлении не имеется. Гражданин РФ имеет право проверять свои знания только после получения лицензии либо разрешения на ношение и хранение оружия. Считают, что требование МВД РА о прохождении практических стрельб противоречащими нормам закона. Просили признать незаконным отказ Министерства внутренних дел по Республике Адыгея в согласовании внесенных заседанием Совета АРОООиР от ДД.ММ.ГГГГ изменений в Программу проверки знаний гражданами правил охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием, утвержденной Советом Адыгейской республиканской общественной организации охотников и рыболовов и согласованной с Министерством внутренних дел по РА ДД.ММ.ГГГГ, а также считать согласованным исключение темы «Практические стрельбы» из раздела «Огневая подготовка» Программы проверки знаний гражданами правил охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием, утвержденной Советом Советом Адыгейской республиканской общественной организации охотников и рыболовов и согласованной с Министерством внутренних дел РА ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица Чич Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований указав, что проверка знаний гражданами правил охоты, техники безопасности на охоте и обращения с охотничьим огнестрельным оружием осуществляется на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии», согласно которому лица, впервые приобретающие оружие для охоты, при получении документа, удостоверяющего право на охоту, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такое право Правительством Российской Федерации по программе, согласованной с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.18 ст.13 Федерального закона от 13.12.1996 г. №150- ФЗ «Об оружии» лица, впервые приобретающие оружие для охоты, при получении документа, удостоверяющего право на охоту, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такое право Правительством Российской Федерации, по программе, согласованной с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно п.23 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288
"О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814", при получении лицензии на приобретение спортивного огнестрельного гладкоствольного оружия для занятия стрелковым спортом и охотничьего оружия, в том числе комбинированного, в целях охоты граждане Российской Федерации наряду с документами, указанными в пункте 22, представляют документы, удостоверяющие их право на охоту, с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием в государственном органе управления охотничьим хозяйством или в общественном охотничьем объединении.
Таким образом, Адыгейская республиканская общественная организация охотников и рыболовов является организацией, имеющей право на проверку знаний по правилам безопасного обращения с оружием и выдаче соответствующих документов, подтверждающих проверку данных правил.
Советом Адыгейской Республиканской общественной организации охотников и рыболовов ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа проверки знания гражданами правил охоты, техники безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием, согласованная ДД.ММ.ГГГГ с Министерством внутренних дел по Республике Адыгея.
Указанная программа содержит раздел «Огневая подготовка». Согласно п.2.3 данного раздела при первоначальном получении охотничьего билета производится 25 выстрелов по движущимся мишеням. При ежегодной сдаче охотничьего минимума 10 выстрелов.
Истцом представлена суду выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Совета и правления Адыгейской Республиканской общественной организации охотников и рыболовов, согласно которой постановили исключить пункт об обязательных стрельбах из Программы.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 Совета АРОООиР обратился к министру внутренних дел по Республике Адыгея с просьбой согласовать внесение изменений в Программу проверки знания гражданами правил охоты, техники безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием, в части исключения пункта об обязательных стрельбах.
Письмом заместителя министра внутренних дел по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ было согласовано внесение изменений в указанную программу в части исключения из раздела «Огневая подготовка» проведение практических стрельб при ежегодной сдаче охотничьего минимума, а требование к проведению практических стрельб лицами, впервые приобретающими охотничье оружие, считают необходимым оставить без изменения.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел на территории Республики Адыгея в соответствии с Типовым положением о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N846 "Об утверждении Типового положения о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации" является Министерство внутренних дел по Республики Адыгея.
Таким образом, отказывая в согласовании Программы проверки знания гражданами правил охоты, техники безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием, МВД по Республике Адыгея действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии со ст.258 п.4 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
По мнению суда, решение МВД по РА о частичном отказе в согласовании изменений в Программу, также и соответствует требованиям закона.
Федеральный закон "Об оружии" определяет оборот оружия как производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 ФЗ "Об оружии" приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию.
Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.
В статье 13 Федерального закона "Об оружии" говорится о праве граждан на приобретение оружия.
Это право может быть реализовано посредством получения лицензии в органах внутренних дел по месту жительства.
В силу закона лица, впервые приобретающие оружие для охоты, при получении документа, удостоверяющего право на охоту, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такое право, по программе, согласованной с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Лицам не прошедшим такую проверку лицензия не выдается.
Поскольку согласование разработанной программы проверки правил безопасного обращения с оружием является правом МВД по РА, а не его обязанностью и решение о согласовании программы принимается с учетом различных факторов, суд приходит к выводу, что отказ в частичном согласовании представленной АРОООиР программы, кроме того, что находится в компетенции МВД по РА, так и соответствует требованиям закона, в связи с чем заявление не подлежит удовлетворению.
Доводы заявителя о том, что существующий порядок влечет дополнительные материальные затраты для вновь вступающих в общество граждан, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Также необоснованным является и заявленный довод о том, что производство стрельб лицами, не имеющими разрешение на хранение и ношение оружия, является преступлением, предусмотренным ст.222 УК РФ.
Согласно диспозиции ст.222 УК РФ уголовная ответственность наступает за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, за исключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему.
Поскольку охотничье оружие в соответствии с ФЗ «Об оружии» относится к категории гражданского гладкоствольного оружия, то производство учебных стрельб с его применением не образует состава преступления, предусмотренного ст.222 УК РФ.
Кроме того, суд при принятии решения также учитывает следующие обстоятельства.
Согласно Уставу Адыгейской республиканской общественной организации охотников и рыболовов, органами управления организации являются:
- конференция – высший руководящий орган,
- совет организации – постоянно действующий руководящий орган, осуществляющий полномочия между очередными конференциями,
- председатель Совета организации,
- правление организации.
Согласно п.5.2.4 Устава в полномочия Совета организации входит принятие по отнесенным к его ведению вопросам внутренние документы организации, принимает решения по вопросам деятельности организации входящие в компетенцию, утверждает положения по всем вопросам Уставной деятельности Организации.
Как усматривается из Программы проверки знания гражданами правил охоты, техники безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием, она была утверждена Советом Адыгейской Республиканской общественной организации охотников и рыболовов ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с учетом положений Устава общества, в которых полномочия по утверждению указанной программы относится к исключительной компетенции Совета общества, суд приходит к выводу. Что внесение изменений в указанную программу также могло быть произведено только указанным руководящим органом общества.
Согласно п. 5.2.1.- 5.2.2 Устава состав Совета общества состоит из 25 человек и считается правомочным при наличии 2/3 его членов.
Между тем, несмотря на представленную истцом выписку из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Совета и правления Адыгейской Республиканской общественной организации охотников и рыболовов, судом установлено, что данное решение принято на заседании не Совета общества, а его правления, что усматривается из подлинника протокола заседания правления общества от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, решение о внесении изменений в Программу проверки знания гражданами правил охоты, техники безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием принято ненадлежащим органом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Адыгейской республиканской общественной организации охотников и рыболовов об оспаривании решения Министерства внутренних дел по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании изменений, утвержденных Советом АРОООиР от ДД.ММ.ГГГГ в Программу проверки знаний гражданами правил охоты и обращению с охотничьим огнестрельным оружием, утвержденную Советом Адыгейской общественной организации охотников и рыболовов ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Ю.А. Богус
Копия верна:
Судья Ю.А. Богус